перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 миль за минуту

архив

У всех приличных авиакомпаний есть свои программы поощрения пассажиров. Наивысшее поощрение – бесплатный билет. Авиакомпаний – тысячи. Как выбрать правильную? Что нужно для того, чтобы быстрее и с наименьшими затратами получить бесплатный билет?

Уже много лет у жителей Америки и Европы вместе с кредитными карточками Visa хранятся пластиковые карточки разных Frequent Flyer Programs (программ поощрения пассажиров). Их обладатели регулярно проверяют балансы своих счетов, которые измеряются вовсе не в долларах, а в милях, километрах или, на худой конец, в баллах. Чем больше баллов у пассажира – тем ближе он к получению бесплатного авиабилета. К примеру, за один полет из Москвы в Рим и обратно авиакомпанией Alitalia участник программы MilleMiglia зарабатывает 3000 миль. Чтобы получить бесплатный билет в том же направлении, необходимы 30000 миль, то есть 10 поездок по этому маршруту. Дополнительные мили можно зарабатывать, проживая в гостиницах и арендуя автомобили у компаний, с которыми у вашего авиаперевозчика есть партнерские соглашения. А тратить их можно не только на призовые билеты, но и на возможность летать в бизнес-классе, имея оплаченный билет экономического, на ночи в гостинице, аренду автомобиля, круизы и т.п.

Почти у всех компаний есть система повышения статуса клиентов своих бонусных программ. К примеру, в программе British Airways, помимо основного, синего, уровня, есть серебряный и золотой. Чтобы попасть на серебряный уровень, нужно заработать минимум 400 очков (10 перелетов Москва–Лондон–Москва в год), для золотого потребуется 800 (20 перелетов). Кроме обычных в этом случае бонусов (зал ожидания для VIP-клиентов, приоритет при регистрации и провоз дополнительного багажа), «серебряным» и «золотым» клиентам гарантировано бронирование билетов на любой рейс, даже если он уже полон, а также прибавление к каждой заработанной миле 25% на «серебряном» уровне и 50% на «золотом». В бонусной программе «Аэрофлота» тоже существуют два дополнительных уровня: серебряный и золотой. Те, кто заработал серебряную карточку (для этого нужно за год набрать минимум 75000 баллов, то есть 15 перелетов Москва–Лондон–Москва), могут регистрироваться на стойке бизнес-класса при наличии авиабилета экономического, пользоваться залом ожидания бизнес-класса. У них также есть приоритет при подтверждении бронирования с листа ожидания. «Золотым» участникам необходимо за год набрать 150000 баллов (30 перелетов до Лондона и обратно). За это они получат те же преимущества, что и обладатели серебряных карточек, плюс возможность провезти лишних 20 кг багажа и получить именные багажные бирки.

Своим появлением «мили» обязаны Америке: американцы больше и чаще других летают, а поскольку расстояния существенные, то и баллов на каждом полете они зарабатывают немало. В мае 1981 года была запущена программа AAdvantage авиакомпании American Airlines, а сразу вслед за ней появилась Mileage Plus от United Airlines. Эксперимент оказался успешным: только за первый год участниками AAdvantage стали более 750 тысяч человек, а сегодня их количество перевалило за 40 миллионов. Примеру США очень скоро последовали европейские коллеги.

Сегодня многие авиакомпании вступают в альянсы, привлекая таким образом больше клиентов. У пассажиров, имеющих карточки таких авиакомпаний, – очевидные преимущества: когда вы пользуетесь услугами любой из компаний, входящих в альянс, на вашу карточку начисляют баллы.

Крупнейших альянсов сегодня три: Star Alliance (Lufthansa, SAS, Austrian Airlines, Air Canada, LOT, Singapore Airlines, United Airlines и др.), Oneworld Alliance (British Airways, Swiss, American Airlines, Finnair, Iberia, Qantas и др.) и SkyTeam (Air France, Alitalia, Delta Air Lines, Korean Air, Czech Airlines и AeroMexico; с апреля 2004 года в SkyTeam войдет голландская KLM).

В России первая бонусная программа возникла лишь в 1998 году, когда авиакомпания «Трансаэро» запустила «Трансаэро-привилегию». Вскоре «Аэрофлот» открыл свой «Аэрофлот-бонус». Сегодня почти у каждой авиакомпании в России есть своя бонусная программа, но пока ни один российский перевозчик не входит в состав международных альянсов. «Аэрофлот» намерен вступить в SkyTeam, непонятно, правда, возьмут ли его. «Существует целый ряд объективных условий вступления в мировые альянсы, которым пока не удовлетворяет даже наш главный международный перевозчик, – говорит Евгений Филянин из отдела по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь». – Одно из них – отвечающий современным требованиям базовый аэропорт перевозчика. Даже Шереметьево этим стандартам пока не соответствует».

Стать участником бонусной программы просто. Это ровным счетом ничего не стоит, надо лишь заполнить специальную форму на сайте, отослать анкету по почте или факсу либо прийти и оформить заявление непосредственно в офисе авиакомпании. Почти все перевозчики делают своим новым клиентам подарки: KLM автоматически начисляет 500 баллов всем, кто заполнил форму участника на сайте компании, Czech Airlines – 2000, а Аlitalia – целых 4000. «Регистрироваться на сайте удобно, к тому же это экономит время как наших клиентов, так и сотрудников компании, – объясняет эксперт «Аэрофлот-бонус» Елена Ярви.

Стать участником бонусной программы может даже ребенок. С 2003 года «Аэрофлот» изменил возраст вступления в программу – теперь это можно сделать по достижении двух лет. KLM также регистрирует участников своей бонусной программы Flying Dutchman с двухлетнего возраста, Air France – с 12-летнего. В основном же международные авиакомпании разрешают вступать в программу с 18 лет.

Заполнив анкету, участник получает временную карточку, по которой сразу же начинает зарабатывать баллы: для этого нужно предъявлять карточку или называть ее номер при бронировании и покупке билета (рекомендуется на всякий случай сохранять оригиналы посадочных купонов). Где-то через месяц после первого полета ему высылается настоящая пластиковая карточка. Некоторые авиакомпании (из наших только «Сибирь» и «Аэрофлот») начисляют призовые очки не только за полеты, совершенные с момента регистрации в программе, но и в течение нескольких месяцев до нее.

Как правило, засчитываются только баллы, заработанные на регулярных рейсах, – условия программы не распространяются на чартеры, льготные и бесплатные билеты. Получать и хранить очки можно, в зависимости от правил программы, в течение двух-трех лет после первых поступлений на счет. Однако есть исключения: почти все авиакомпании – члены альянса SkyTeam дают участникам своих программ возможность продлевать счета, если они пополняются хотя бы раз в год. Из американских перевозчиков это делают Northwest Airlines и Continental Airlines. А мили программы Flying Dutchman вообще вечны.

Практически ни в одной авиакомпании набранные баллы нельзя объединить со счетами и баллами других участников программы. Исключение – British Airways, клиенты которой могут зарегистрировать себя и своих домочадцев (до 6 человек, живущих по одному адресу) на специальный счет «Семья». Каждый член семьи зарабатывает баллы, которые потом объединяются в общий счет и позволяют быстрее получить бесплатный билет. Правила других авиакомпаний запрещают передавать, продавать или завещать накопленные призовые очки кому бы то ни было, то есть если вашему другу не хватает 1000 миль для получения призового билета, вы не можете подарить ему эти мили со своего счета. Зато большинство бонусных программ позволяет подарить другу целый билет, купив его за те мили, которые зарабатывали вы. Из российских авиакомпаний это разрешено только у «Аэрофлота» и «Трансаэро»: участник, накопив необходимое для бесплатного билета количество баллов, получает премиальный сертификат (своего рода купон на получение приза) и имеет право выписать его как на себя самого, так и на кого-нибудь из своих близких или друзей (понадобится приложить к сертификату копии своего паспорта и паспорта человека, на чье имя выписывается награда).

Запрещая передавать мили, авиакомпании их продают: в Delta Air Lines, например, заплатив $54,56 за открытие счета и купив минимум 1000 миль за $27,50, можно стать полноправным владельцем миль, не летая. Каждая дальнейшая миля обойдется в $0,03 (до 15000 миль в год); купленные мили разрешается дарить и выдавать в качестве поощрения подчиненным. Многие крупные корпорации пользуются этой возможностью для привлечения внимания своих клиентов – часто (особенно это распространено в США) купоны с милями можно обнаружить в глянцевых журналах или в продуктах питания. Один предприимчивый калифорниец по имени Дэвид Филипс навсегда вошел в историю бонусных программ под кличкой The Pudding Guy («человек-пудинг»). В мае 1999 года за $2325 он скупил 12150 банок шоколадного пудинга, в которые были вложены купоны на получение бонусных миль, заработал на этом 1215000 призовых баллов и с тех пор бесплатно летает по всему миру первым классом.

Набрать достаточное количество миль для получения бесплатного билета может быть легче или сложнее в зависимости от авиакомпании. «Билет на рейс Москва– Амстердам–Москва в экономическом классе стоит $474 со всеми аэропортовыми сборами, и за него участнику нашей бонусной программы начисляется 2686 баллов, – рассказывает координатор программы Flying Dutchman авиакомпании KLM Анна Солонова. – Для получения премиального билета (25000 баллов) ему необходимо слетать в Амстердам и обратно 9 раз. Это значительно выгоднее, чем в других международных авиакомпаниях». Кроме того, KLM автоматически увеличивает в два раза количество бонусных очков при покупке билета бизнес-класса.

А вот для того чтобы заработать бесплатный билет в программе «Аэрофлот-бонус», надо попотеть: чтобы набрать минимальные 20000 баллов, за 2 года действия карточки придется слетать в Европу как минимум 12 раз. Примерно такая же схема расчетов и у авиакомпании «Сибирь»: чтобы получить бесплатный билет в Мюнхен, надо слетать туда 11 раз за те же 2 года. «Наша программа поощрения пассажиров действительна только на дорогие виды билетов, – объясняет представительница авиакомпании «Сибирь» в Москве Юлия Новикова. – Например, минимальный тариф нашей авиакомпании на рейсы из Москвы в Мюнхен и обратно – $270. Но баллы зачисляются на счет участников только за билеты до Мюнхена, купленные по цене не меньше $375».

Получить честно заработанный премиальный билет в России тоже нелегко – приз выдается долго и нудно. «Большая часть моих клиентов – люди обеспеченные. Они часто летают в командировки в Европу и Америку, – рассказывает Наталья Захарова, оператор по бронированию одного из московских корпоративных туристических агентств. – Естественно, у всех есть карточки бонусных программ разных авиакомпаний. Но не всегда они довольны их услугами, особенно это касается программы «Аэрофлота». Сейчас, например, один мой клиент, американский бизнесмен, ждет оформления билета в Нью-Йорк, куда собрался с семьей на рождественские каникулы. Жене и ребенку он купил билеты, а сам решил воспользоваться накопленными баллами «Аэрофлот-бонус». Ему пришлось пройти сложнейшую схему: сначала Джон выслал письмо с просьбой подтвердить набранное количество очков. Потом съездил в офис авиакомпании, для того чтобы выписать сертификат. После этого отправил сертификат по почте с просьбой выписать билет. И что вы думаете? Он до сих пор не уверен, улетит он или нет, потому что брони на рождественский период не существует, а бюрократические проволочки, которые устраивает наша авиакомпания, кажется, не закончатся еще пару недель. В следующий раз Джон уж точно воспользуется карточкой кого-нибудь из Star Alliance – та же процедура совершается путем двух нажатий клавиш на их сайте». Получить по этому поводу комментарий у службы клиентской поддержки программы «Аэрофлот-бонус» не удалось: дозвониться с вопросом невозможно, единственный номер телефона всегда занят. Да и на отправку факса с копиями посадочных талонов (если баллы вам вдруг не начислили автоматически, поездку приходится подтверждать таким образом) приходится тратить не час и не два: единственный факс офиса с объемом работы тоже не справляется.

Но чудеса случаются: «Я живу в Москве и часто летаю на Камчатку навестить родителей, – рассказывает студентка МГУ Наталья Вайнштейн. – За 3 полета на моей карточке «Аэрофлот-бонус» накопилось достаточное количество баллов для бесплатного билета в Хельсинки, Копенгаген или Вену. Летом, уже оплатив путевку в студенческий лагерь в Анапе, я узнала, что свадьба моей лучшей подруги приходится как раз на мои каникулы. Я решила забыть про Вену и оформила себе билет Анапа–Москва–Анапа, чтобы съездить на свадьбу и вернуться в лагерь». На счету Натальи было 22000 призовых миль, включая дополнительные баллы, начисленные в ее день рождения и по случаю юбилея «Аэрофлота» – этого оказалось достаточно для получения премиального билета за 20000 баллов.

В принципе, даже без аэрофлотовской бюрократии получение премиального билета – дело не самое легкое. Количество мест, которые авиакомпании выделяют под бесплатные билеты, ограничено, особенно в высокий сезон. К тому же существует определенный срок, за который необходимо заказывать билет. Например, в KLM – минимум за 2 недели (зато забронировать билет можно прямо на сайте авиакомпании, а забрать его – на стойке регистрации прямо в день полета), в British Airways – минимум за 2 дня. Возврата очков по призовому билету ни одна компания не производит. Изменения дат и маршрута возможны только за определенный срок и со значительными штрафами. Кроме того, премиальные билеты, строго говоря, не совсем бесплатные: придется оплатить аэропортовые сборы. «Я часто летаю на переговоры в Лондон, – рассказывает Олег Герасимов, заместитель генерального директора крупного пиар-агентства. – Примерно полтора года назад мне друзья посоветовали завести себе карточку. Я остановился на British Airways. Кажется, за 6 полетов в Лондон и обратно бизнес-классом следующий билет я получил бесплатно. Уже не помню, сколько конкретно баллов понадобилось, но результат меня очень обрадовал: единственное, что пришлось оплатить, – аэропортовые сборы».

Но даже если сборы доходят до $50 долларов – слетать за эти деньги в Лондон все равно приятно. «Аэрофлотом» Россия уже давно не ограничивается. Русские пассажиры могут обзавестись бонусной карточкой любого альянса в зависимости от того, куда они чаще летают, у какой авиакомпании выгоднее программа и интереснее партнеры, и путешествовать, откладывая себе мили на отпуск.

Для того чтобы получить полное представление о бонусных программах и выбрать подходящую, в Интернете существует множество сайтов.

Страничка, посвященная своей бонусной программе, есть на сайте любой крупной авиакомпании: www.klm.com, www.airfrance.com, www.britishairways.com, www.aeroflotbonus.ru, www.s7.ru, www.sas.se, www.lufthansa.com, www.delta.com, www.transaero.ru, www.emirates.com, www.swiss.com, www.finnair.com и т.д.

На сайтах международных альянсов можно узнать, какие авиакомпании объединены в эти альянсы и какие общие услуги они предлагают: www.staralliance.com, www.oneworld.com, www.skyteam.com.

travel.howstuffworks.com/ff-programs.htm – энциклопедия для начинающего пассажира: как устроены бонусные программы, как выбрать нужную программу, как накопить мили, как получить бесплатный билет, какой прок от международных альянсов.

www.frequentflier.com – полезный ресурс для тех, кто пользуется американскими авиакомпаниями: сводные сравнительные таблицы, подробное описание всех американских бонусных программ.

www.webflyer.com – подробное описание бонусных программ всех мировых авиакомпаний, последние новости, сравнительные характеристики. На сайте можно почитать статьи о любой авиакомпании и рассчитать количество баллов полета.

www.mileageworkshop.com – последние новости о специальных предложениях корпораций, которые в качестве подарка прилагают к своим продуктам бонусные мили авиакомпаний. Если пользоваться этим сайтом, можно зарабатывать мили, не летая.

www.flyertalk.com – самый крупный форум, посвященный бонусным программам.

Ошибка в тексте
Отправить