перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Мусульмане в Москве Татарские рестораны

По официальной статистике, в Москве живет 170 тысяч татар (больше только русских и украинцев), по неофициальной — почти миллион. А мест, где можно попробовать татарские эчпочмаки, кыстыбыи, токмач, кулламу и бэлиши: раз, два — и обчелся. Может быть, потому, что татары с большим удовольствием готовят

архив
Идель

М.Татарский пер., 8, стр. 1, (495) 953 95 91, www.cafe-idel.ru, м. «Новокузнецкая», «Павелецкая», пн-вс 12.00–22.00

«Идель» находится за железной дверью (откроешь не с первого раза) в полуподвале Дома Асадуллаева — там, где Татарский культурный центр. На стенах узоры и наставительная арабская вязь, посторонние здесь редки, а нередки религиозные мужчины в тюбетейках. Они заказывают сразу по несколько пирожков-эчпочмаков (то есть треугольных) с рублеными мясом и картошкой (40 р.) или перемячей (120 р. за три штуки (это прообраз русских беляшей, хотя по-татарски бэлишами называют совсем другие, большие пироги — они здесь тоже есть). Кроме того, подают отличную вяленую конину (150 р.), суп-лапшу с омлетом или с говядиной (180 р., многовато моркови, из-за которой бульон становится чересчур сладким) и неплохое азу по-татарски (330 р.), к которому полагается овощной салат и достойная квашеная капуста. К душистому чаю с чабрецом (120 р. за чайник) просто так дают тарелочку с черносливом, финиками и курагой, а за 80 р. — щедрую порцию чак-чака, какого еще поискать. Если зайти в пустое кафе в середине буднего дня, вас обслужит сам хозяин, приговаривающий по мере запоминания заказа одобрительное «Яхшы». Никакого алкоголя.

 

Китайгородская стена

Варварка, 14, (495) 698 49 61, www.kitay-gorod.ru, м. «Китай-город», пн-вс 11.00–0.00

Ресторан находится, натурально, на стене Китай-города, а обстановку имеет пышно-патриотическую, с богатырскими шлемами и кольчугами, мечами, бердышами и прочими секирами. Откушать можно не только в общих залах (куда интуристы едут целыми автобусами), но и в отдельных кабинетах-шатрах. Меню в некотором смысле евразийско-гумилевское — русско-татарское. Большой татарский раздел халяльным не назовешь: одним из первых идет салат «Исслетарский», с соусом из майонеза и коньяка. Еще есть токмач с катыком (суп-лапша с традиционным кисломолочным напитком, 150 р.), неплохие эчпочмаки (150 р.), домашняя колбаса тутырму (250 р.), кыстыбый с пшеной кашей (170 р., незапечатанные чебуреки: два сложенных пополам зубчатых блина из плотного теста, внутри самая что ни на есть пресладкая детсадовская пшенка на молоке), а также жаркое «Казань» в горшочке (390 р.) с размякшим черносливом, как из компота, и бараниной, которая то мягка, то жестка: во всех смыслах слова безвкусица. Десерты тоже хороши далеко не все: в яблочном бэлише (60 р.) из холодного скучного теста вываливаются растерянные яблочные дольки, а вот баурсак (50 р.) хороший: это колобки из теста, посыпанные сахарной пудрой, на вкус — совершеннейшие пончики.

 

Азык

Выползов пер., 7, (495) 681 58 30, м. «Проспект Мира», пн-вс 09.00–21.00

 

«Азык» означает просто «еда», и ходят сюда не чтобы поесть даже, а чтобы просто наесться. Номинально это заведение при Соборной мечети — татарское. Но ровно в том смысле, в каком татарской можно назвать любую столовую где-нибудь в Бугульме. Меню соответствующее: кроме эчпочмаков (40 р.), самсы (с жестким тестом и плотным мясом, приправленным зирой, 40 р.), жаркого и пельменей есть сосиски в тесте, типичные советские салаты, котлеты по-киевски и котлеты говяжьи (95 р., тяжелые, как ком земли, горячие снаружи и холодные внутри, потому что разогреваются в микроволновке), на гарнир стандартные рис, макароны и гречка. Из горячих закусок наибольшим спросом пользуются поджаренные кружки вареной колбасы (15 р. за два куска). Интерьер аскетичный: простые столы с пластиковыми стаканами, в которых соль и перец, мусульманский календарь с Каабой, умывальник в нише. Обслуживают женщины, едят преимущественно мужчины: за одним столом — киргизы, за другим — дагестанцы, за третьим — татары: разноплеменное мусульманское единство. Найти «Азык» просто: идти вдоль забора мечети направо, следуя указателям «Чайхана/Продукты». «Продукты» — это про находящийся за стеной кафе магазин с конской колбасой, свежими говядиной и бараниной, азербайджанским чаем и прочим халяльным.

 

Сарай

Барышиха, 14, (495) 753 33 02, www.cafe-sarai.ru, м. «Митино», вс-чт 13.00–1.00, пт-сб 15.00–3.00

Обшитое деревом (по коричневым доскам вьется черно-белый узор) кафе на самом краю Москвы. Внутри — радостная красота, как в средневековых восточных палатах («сарай» — это «дворец»). Всюду сундуки с инкрустацией, ковры, узорчатые занавеси, с абажуров свисают, как серьги, подвески, на диванах разбросаны пестрые подушки, а кресла обиты изумрудно-зеленым, темно-синим и малиновым бархатом (мебель делал хозяин заведения собственноручно). Первые страницы меню — исключительно татарские, на татарском написаны и названия блюд, и только описания — на русском. Солянка по-казански с черносливом (160 р.) густа и щедра на мясо, колбасу, соленые огурцы, лук и кинзу с укропом, а у чернослива уютная кисло-сладость. Кыздырма из баранины (310 р.) — шкварчащее на маленькой сковородке мясо, по-дикому перемешанное с овощами. Мясо, правда, упорное, но овощи замечательны и выглядят колористично: крупно нарезанные и блестящие от жаркого жира оранжевая морковь, красный перец и белый лук в черном кругу. Жареная колбаска тутырма (300 р.) сделана из рассыпчатого фарша, в который к баранине и говядине добавлен картофель — он делает вкус мягче. Порция чак-чака (100 р.) скромная, зато лежит на шоколадных нитях. И, конечно, тут есть перемячи, эчпочмаки, казы, кыстыбый, бэлиши — и все остальное, что полагается. Как и то, чего не полагается, — например, пиво.

 

Казан

Сигнальный пр., 9б, (495) 943 17 77, www.kazancafe.ru, м. «Владыкино», пн-вс 10.00–23.00

«Казан» находится прямо напротив северного входа метро «Владыкино» и называет себя чай-баром: здесь не продают алкоголя, а еще это своеобразный татарский клуб. Тут устраивают традиционные свадьбы-никахи, читают Коран, показывают кино, устраивают презентации книг имама-хатыба мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова (книги лежат тут же, в особой нише), а с сентября будут регулярные концерты татарских музыкантов; есть даже комната для намаза. Еда тут, к счастью, тоже не на последнем месте. Пельмени (220 р.) лепят сами, начинка в них сочная и очень домашняя. В токмаче (150 р.) хороши и лапша, и мягкая, но упругая куриная грудка, и вообще сладко-ровный вкус. Кыстыбыев с картошкой (60 р.) можно просить сразу три или четыре штуки — так вкусно: в пресной лепешке с легкой корочкой, опять же, совершенно домашняя начинка (есть еще кыстыбый с сыром и зеленью, вдвое дороже). Куллама (она же бешбармак, 350 р.) — это гора крупной лапши с мягкой тушеной говядиной, накрытая шапкой из красного лука и кинзы: когда все перемешиваешь, вкус оказывается легким и совсем не луковым. К ароматному чаю (с липовым медом, с чабрецом или с мятой, от 120 р. за чайник) подают халву (120 р.), сладкие пироги (от вишневого до тыквенного чизкейка, 90 р.) и чак-чак из «Бахетле» (60 р.). Обстановка простая и нарядная: внизу обычные столики, на балкончике — диваны с подушками, стены украшены коврами и видами Каабы и казанской мечети Кул Шариф, а тонкие официантки носят белые платки и малиновые жилеты, расшитые золотом.

Ошибка в тексте
Отправить