Сделай сам Студия фотопечати Ptichka Dy
В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — небольшая фотолаборатория, где печатают снимки музейного качества и заботливо относятся к клиентам.
Дина Щедринская
Совладелец студии фотопечати Ptichka Dy
Яна Щедринская
Совладелец студии фотопечати Ptichka Dy
Как все начиналось
Дина: «До того как мы открыли студию, я фотографировала для журналов — например для изданий холдинга «Секрет фирмы». Мы с сестрой думали заняться чем-нибудь своим, но именно на эту идею нас натолкнуло вот что: где бы я ни печатала свои фотографии, всегда оставался неприятный осадок. Например, я работала на съемках фильма Говорухина на Канарах, после которых нужно было сделать альбом. В итоге в фотолаборатории мне отдали стопку темных, замыленных фотографий. То есть ты фотографируешь, видишь одно, а на выходе получаешь нечто другое. И мы подумали, что можно это исправить и печатать лучше всех».
Яна: «Я работала в препрессе, занималась версткой в различных изданиях, то есть мне была известна технология печати. Объединив наши с Диной мысли, мы открыли свою фирму четыре года назад. Сначала надо было набрать клиентскую базу, купить технику. Например, мы купили маленький плоттер (широкоформатный принтер), но чуть не прогорели, потому что поняли, что он не подходит, купили большой (он стоит порядка 14000 долларов), потом, когда стало расти количество клиентов, купили второй. Деньги занимали у друзей».
Дина: «Сначала нам казалось, что студия — это прекрасный способ заниматься тем, что нравится, и еще отлично зарабатывать: жмешь на кнопку, ничего не делаешь, и принтер печатает чуть ли не деньги. А потом оказалось, что все гораздо сложнее: например, купить бумагу — это целое дело.
Первые два года мы вообще занимались всем у меня дома — в двух шагах отсюда. Переехали в офис, когда работать в квартире стало уже совсем невыносимо. Печатных лабораторий в Москве всего несколько — они большие, всем известные, но там все поставлено на поток. А мы решили применить индивидуальный подход и работать для себя и друзей.
Нам повезло, что у нас в этой сфере было много знакомых. К нам практически сразу пришел Гронский — в 2009 году он напечатал у нас свою выставку «Граница». Ему понравился наш способ печати — широкоформатная, пигментная. Валерий Нистратов тоже был одним из первых, он нас расхвалил своим друзьям, и это дало толчок: мы начали печатать для Photographer.ru и так далее. Конечно, фотографы — это не самый богатый слой населения, и бывали времена, когда вообще никто не приходил».
Яна: «Пару лет назад наша фирма вообще могла бы благополучно закрыться, но Дина получила хороший фотозаказ, и мы смогли продержаться в трудное время».
Как все устроено
Яна: «Мы используем архивные бумаги таких известных фирм, как Hahnemuhle, Conson и так далее. Существуют дилеры, которые продают бумагу — например сертифицированную для HP. Мы начали с них, поняли, что переплачиваем, вышли на самих поставщиков. Бумагу покупаем в основном под заказ, запас у нас минимальный — один-два рулона. Постоянно выискиваем новую — например, на днях нам предложили английскую Innova. Самая дорогая бумага — немецкая Hahnemuhle, ее цена доходит до 15000 р. за двенадцатиметровый рулон. Мы всегда стремимся к качеству и не пытаемся заменить бумагу на более дешевую».
Дина: «Надо иметь в виду, что фотографы, которые печатают снимки выставочного качества, дико дотошные люди: с увеличительным стеклом изучают огромный принт метр на метр двадцать и, найдя маленькую пылинку, говорят: это брак. И мы все это перепечатываем. В других фотолабораториях это обычно называют процентом допустимого брака и ничего не делают. А у нас же нет такого, что ты отдаешь свои фотографии менеджеру №15, уходишь, а потом забираешь: мы вместе выбираем бумагу, обсуждаем цену, делаем бесконечные бесплатные пробы, не берем денег за срочность, за ретушь. У нас вообще нет такого отдельно оплачиваемого пункта «работа с дизайнером», как везде, мы все прорабатываем с каждым клиентом. Много работаем со студентами — Британской школы дизайна, Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, для них делаем скидки. Когда сессия, они толпой приходят».
Яна: «Наши плоттеры не уникальные, такие же машины стоят во многих фотолабораториях, но более промышленного характера — там меньше картриджей (у нас их двенадцать), все делается гораздо быстрее (плоттер фактически выплевывает фотографии), спиной сидит совершенно равнодушный человек, который на все твои просьбы говорит нет и «напечатал — уходи». Но ведь пока ты не сделаешь кучу проб на бумаге, ты ничего не поймешь: на мониторе совсем другая картинка — он излучает свет, а бумага его поглощает. В обычной фотолаборатории никто не будет возиться со студентом или со странной художницей, которая сама не знает, чего она хочет.
Периодически к нам заходят и люди, которые печатают просто для себя, но редко. В основном приходят фотографы, художники, декораторы, архитекторы. Тем, кто в этом особо не разбирается и кому нужны фотографии, например, в альбом, нет смысла идти к нам. Есть обычные недорогие способы печати. Мы никому не отказываем, просто говорим, что им это невыгодно.
Цена на фотографию считается из стоимости квадратного метра. Есть дорогие носители — 3700 р. за кв. м, самый дешевый — 2200 р. Если нужна фотография 20х30 см, цену ее можно посчитать просто: ширину умножить на длину и умножить на стоимость квадратного метра. Мы не закладываем никакой коэффициент. Крупные фотолаборатории часто указывают цену за квадратный метр ниже, чем у нас, а потом все равно получается больше, потому что они закладывают в цену обрезки. Наша цена состоит из цены бумаги, чернил и работы — но в процентном соотношении сложно это разделить».
Клиенты и планы на будущее
Дина: «Среди наших клиентов Людмила Зинченко, Григорий Ярошенко, Кир Эсадов, Ира Бордо, Давиде Монтелеоне, Юрий Пальмин, Анна Складманн, Марго Овчаренко, Иван Пустовалов, Уилльям Уэбстер и даже Стас Намин. Но важно, не сколько человек у нас бывает (два-три в день к нам точно приходят), а то, что это хорошие клиенты, которые делают большие заказы. Мы, например, недавно напечатали гигантскую выставку для РИА «Новости», печатали Иру Бордо для галереи «Победа», объемную выставку для журнала «Баку», печатали фотографии для Пушкинского музея и Третьяковской галереи.
Если мы будем и дальше процветать, то первым делом хотим сделать свою багетную мастерскую (нужно нанять мастера, купить оборудование, сам багет) и приобрести дорогой сканер (новый стоит около 500000 р.), которого у нас нет. Сейчас мы сотрудничаем с парой багетных мастерских, которые делают для нас все быстрее, и с хорошими сканировщиками».
Яна: «Жить исключительно на прибыль от фирмы и не заниматься ничем другим пока нельзя. Дина фотографирует для журнала «Русский пионер», Олег (наш третий и единственный сотрудник) делает иллюстрации. Тем более здесь у него появляются знакомства — у нас тут в некотором смысле клуб. Прибыль нестабильна: мы можем заработать в месяц сто тысяч, а можем и ноль. Еще мы думаем как-то продвигаться на Запад, потому что получается, что в России печать стоит дешевле — уж не знаю почему. У нас уже есть много знакомых среди иностранцев, мы печатали и отправляли фотографии в Швейцарию, Париж, Лондон, Америку, Испанию и Италию».
Как открыть студию фотопечати:
1. Зарегистрировать ООО Около 10000 р. |
|
2. Купить плоттер Для начала один — HP Designjet Z3100ps GR Photo — около 14000 долларов. |
|
3. Купить бумагу Рулон архивной фотобумаги Hahnemuhle (12 метров) — 12000–15000 р. |
|
4. Снять помещение и сделать ремонт Офис площадью 25 кв. м в Подсосенском переулке — 30000 р. в месяц, ремонт — около 50000 р. |
|
5. Сделать сайт С помощью племянницы — бесплатно. |
|
6. Нанять одного сотрудника Технического директора. И платить ему от 20000 р. в месяц. |