перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Страх тибидох

архив

Социальные сети и фобии

В этом сезоне главный мотив в социальных сетях — паранойя (или даже — в соответствии с последними языковыми тенденциями — паранойа). Все ждут каких-то гадостей — и не в последнюю очередь от сайтов, на которых высказывают опасения.

Вот недавно, к примеру, в LiveJournal появился текст какого-то шибко проницательного человека, который взглянул на свою страницу в «Одноклассник.ру» и увидел «досье на себя, собранное своими же руками». Немедленно в другом журнале последовало описание рейда налоговой полиции на безымянную контору, список сотрудников которой был составлен с помощью «Одноклассников». Теперь гипотезу, что самая популярная социальная сеть России принадлежит ФСБ, не обсуждают только младенцы.

Другая новость поступила одновременно с результатами выборов и произвела примерно такой же эффект: компания «СУП», купившая у Six Apart права на обслуживание русской части LiveJournal, приобрела LJ целиком. Теперь апокалипсис ожидается с обеих сторон глобуса: здесь опасаются, что подзамочные записи будут читать на Лубянке, а там человека можно свалить с ног сочетанием слов «Россия» и «кредитная карта». Основатель LJ Брэд Фитцпатрик, когда его спросили, что же будет, мрачно пошутил: «Теперь можно писать только по-русски».

Паранойя — не только российское явление. Например, в Facebook уже которую неделю идут разборки по поводу Beacon — шпионской системы, которая сообщает сайтам рекламодателей информацию о пользователях, даже если эти пользователи не желают ничего о себе рассказывать. Голова Facebook Марк Цукерберг пообещал отключать систему по требованию, но, как выяснилось, на самом деле этого не сделал, и сейчас его усердно смешивают с грязью десятки тысяч недовольных.

Что тут скажешь? Кризис доверия — оборотная сторона той части веб-два-ноль, которая черпает контент у пользователей. Мы вкладываем время и усилия в чужие сайты, а они в любой момент могут подложить нам свинью. Противопоставить этому можно только добрую волю и немного разума. Я, скажем, не боюсь указать на «Одноклассниках», где я учился и какой у меня почтовый адрес, но никогда не дам им номер кредитки.

Для личного же спокойствия, регистрируясь в соцсетях, стоит помнить несколько простых вещей. Во-первых, к любым сервисам в интернете обычно прилагается пользовательское соглашение, которое мы обычно не читаем, а подмахиваем не глядя. А ведь в это соглашение можно включить пункт о продаже, например, души или еще чего-нибудь неценного. Во-вторых, если вы опасаетесь, что сведения о вас попадут к спецслужбам или на Савеловский рынок, не публикуйте их в сети — но помните, что и ваш сотовый оператор, и — еще важнее — ваш интернет-провайдер сольют все, что они о вас знают, по первому звонку откуда следует. И наконец, в-третьих, если все бесплатные социальные сети — говно, откройте свою собственную сеть (как Бендер — с блек-джеком и шлюхами). Это не так сложно: покупаете у американского провайдера домен, ставите на него WordPress, организуете трансляцию RSS в LiveJournal и расслабляетесь в своем собственном оазисе.

Я вот, наверное, так и сделаю.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить