перейти на мобильную версию сайта
да
нет

О, Кей!

архив

Stella Art Gallery

Никому не известная москвичка по имени Стэла Кей открыла галерею Stella Art Gallery. 29 ноября в галерее у Стэлы покажут Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баския и Тома Вессельмана. Коммерческой выставки Уорхола в России никогда не было. Баския и Вессельман раньше в России не выставлялись. Подобного уровня выставки здесь вообще никогда не случались. Каталог экспозиции для Стэлы Кей готовит один из самых авторитетных теоретиков современного искусства – Акилле Бонито Олива. Куратор галереи Стэлы Кей – Эдвард Миттеран, племянник экс-президента Франции Франсуа Миттерана и владелец галерей в Париже и Женеве.

«Если мы хотим познакомить Россию с современным искусством, – пишет по электронной почте Миттеран, – я уверен, начать надо именно с этих трех его икон. Баския только что побил рекорд на нью-йоркских аукционах – больше 4 миллионов долларов за него заплатили. Результаты по продажам Вессельмана в последние два года потрясают. А Уорхол – вообще один из самых дорогих художников в мире». Миттеран встретил Стэлу Кей этим летом на художественной ярмарке в Базеле – будущих партнеров познакомила их общая подруга Клэр Саворетти. Теперь Миттеран собирается в Москву на открытие. «А что, не пугают вас события вокруг ЮКОСа?» – «В Европе, – отвечает Миттеран, – и особенно во Франции сотни бизнесменов и политиков были отправлены в тюрьму за уклонение от налогов и незаконное финансирование политических партий. В Европе этот процесс начался 10 лет назад, в России только начинается».

Я сижу в галерее Стэлы Кей – это на пересечении Малой Никитской и Скарятинского переулка. Жду Стэлу Кей, которая сейчас, как мне говорят, у министра культуры Швыдкого. Напротив – главные советчицы и подруги Стэлы Кей: та самая Клэр Саворетти, женщина лет сорока с рыжими волосами до плеч и ровной спиной, и Тереза, тоже лет сорока, в черном костюме. Обе живут в Москве, обе замужем за бизнесменами, обе увлечены современным искусством. Клэр – француженка-швейцарка, отец ее мужа привез в СССР компанию Fiat. Тереза – из Неаполя. «Стэла сначала мне предложила стать арт-директором, – говорит Тереза, – но мы с мужем сейчас переезжаем в Эстонию». Спрашиваю, чем это Стэла заинтересовала Миттерана. «Миттеран, – отвечает Тереза, – вдруг понял, что тут не какая-то красивая девушка, а девушка с мозгами, волей и энергией».

Открывается дверь – это Стэла, высокая женщина лет тридцати пяти в замшевой короткой юбке с рваными краями, в меховом коротком жакете и на каблуках. Подруги тут же исчезают. «Вот зал для перформансов. – Стэла ходит по залам галереи, как укротительница по арене. – Вот хранилище. Я не знала, что нужно хранилище, но Миттеран мне подсказал. А вот здесь раньше был офис – пол мраморный и золотой потолок. М-да». Стэла садится посреди пустого зала, закидывает ногу на ногу, лицо у Стэлы каменное. Почему она выбрала именно этих художников? «Я люблю Энди Уорхола. Мне нравятся его портреты, его знак доллара. Не так давно я впервые увидела Вессельмана и сразу полюбила. Баския я полюбила не сразу, но теперь не могу без него. Я открыла галерею, потому что мы должны видеть, что происходит на Западе, – это окно в Европу». А поподробнее? Стэла взрывается: «Не могу! И я же не бутик открыла, и не косметический салон. А галерею! Помимо одежды и красоты существует еще и искусство, и духовный мир». После Уорхола Стэла покажет фотографии немца Томаса Руфа. В 2005 году она собирается привезти американский поп-арт и Илью Кабакова. В ее планах также открытие второй галереи, но там будут выставляться только молодые русские художники. Сейчас она налаживает связи с Третьяковской галереей и с Русским музеем. «Я очень долго прожила за границей: в Голландии, Швейцарии и во Франции, все время посещала частные коллекции, музеи – так сформировался мой вкус». На пригласительных билетах с обратной стороны написано: «Меркури». «Это компания моего мужа. Но мы к Леонидам из Mercury не имеем никакого отношения. Компания мужа занимается и сигаретами – это контракт с Philip Morris, и у него транспортные компании. Муж очень рад, что я искусством занимаюсь». Фамилию мужа Стэла афишировать не хочет: «Зачем я буду рекламировать его бизнес?» Кей – это инициал, имя же – настоящее. Она из Владикавказа, закончила там экономический факультет, приехала работать в Москву. «Муж тогда учился в МГИМО, потом стал дипломатом, потом мы уехали за границу». Вы же, говорю, не знакомы с галерейным бизнесом и, насколько я понимаю, бизнесом никогда не занимались – почему же именно вас выбрал младший Миттеран? «Да как же? Оформление всех наших домов – интерьер, мебель, картины – все же было на моих плечах все это время. А Эдвард Миттеран был у меня дома, он все это видел, оценил. У меня дома – не хай-тек какой-то, а теплый модерн. И Уорхол».

Ошибка в тексте
Отправить