перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Железный лоб

архив

В прокат выходит «Железный человек» — фильм, снятый по комиксам Стэна Ли, 85-летнего старичка, ответственного за появление почти всех главных супергероев планеты — Человека-паука, Халка и Людей Икс

— Вы для меня как Санта-Клаус. Вот вы можете себе представить, что вы беседуете с Сантой?

— Правда?! Представить это трудно, но вообще, очень трогательно.

— Когда вы начинали писать, не было ли у вас отношения к своей работе, как к чему-то незначительному и глупому?

— Ха-ха. Честно говоря, мне кажется, что все, что я написал, — глупости! На самом деле, когда я так говорю, я имею в виду несколько другое, в те времена к комиксам было совсем другое отношение. Но если совсем уж честно, то доля истины есть в этом высказывании. Ведь комиксы создаются в основном для читателей пяти-шести лет, ну а если их всерьез читают люди старшего возраста, то у них просто нет мозгов, ха-ха-ха!

— И у вас никогда не возникало желание делать еще что-нибудь, кроме комиксов?

— Да я постоянно раздираем этими желаниями, когда я вижу на улице полицейского или пожарного, я хочу стать полицейским или пожарным. Когда я был ребенком, я смотрел в кинотеатре фильм про успешного юриста, который выиграл в суде сложное дело. Боже, как же я хотел тогда стать таким же юристом. А еще я очень хочу стать ковбоем, когда смотрю вестерны. Одним словом, я хочу быть всем, что вижу! Ну вот такой вот я бестолковый подросток на самом деле.

— Писателем тоже наверняка собирались стать.

— Конечно, хотел, и сразу же великим! Сколько я себя помню, еще в школе мне очень нравилось воображать себя писателем. Я все время что-то сочинял.

— А как учителя относились к этому?

— Да никак. Чаще всего они меня просто просили заткнуться. Мне все время хотелось удивить одноклассников, и я постоянно встревал в учительские объяснения с какими-нибудь идиотическими репликами. Я был таким клоуном, любителем пустить пыль в глаза.

— Вот вас в цирк и потянуло. Вы вроде какое-то время работали фокусником?

— Это правда. У меня было несколько выступлений в школе, даже псевдоним был какой-то, уже не помню точно какой. А потом я захотел стать писателем, ну и актером. Писателем — великим, а актером — оскароносцем, ха-ха!

— А зачем вы взяли псевдоним, когда перешли в студию комиксов Marvel Entertainment?

— Я думал, что когда-нибудь напишу великий роман, и мне не хотелось запятнать свое истинное имя историей с комиксами, поэтому я и сократил имя до Стэн Ли. Конечно, это было ужасной глупостью, потому что Стэн Ли — это самое дурацкое имя, которое только можно было придумать. Так я и жил с двумя именами, что, честно говоря, очень неудобно. Поэтому моя жена как-то предложила мне узаконить Стэна Ли. Так я стал Ли, и моя дочь, кстати, тоже Ли, а не Либер. И знаете, жить становится значительно проще, когда у тебя одно-единственное имя.

— Вы ведь пришли работать в Marvel Entertainment в 16 лет? Как к вам относились другие редакторы?

— Да в целом все было вполне хорошо. Отношение бывало разным. Гораздо хуже было лично мне, когда, например, я стоял в холле редакции и какой-нибудь посетитель в возрасте говорил мне: «Эй, парнишка, а где я могу найти редактора?» Мне становилось дико неудобно. Я понимал, что ему будет неудобно, если я отвечу, что редактор это я. Поэтому чаще всего отвечал: «Сейчас, минуточку, пойду поищу кого-нибудь», — а потом отвечал, что меня же нет на месте! Я всегда был крайне чувствителен к окружающим и испытывал мучения, ставя их в неловкое положение. Но, к счастью, все это довольно быстро прошло.

— Как проходит ваш типичный рабочий день?

— Ну, поначалу я, как и все, ходил пять дней в неделю в офис. Потом я подумал, почему бы мне не попросить работать один день в неделю дома. Жена была уверена, что мне не позволят, но мне пошли навстречу. Работы становилось все больше, а дома мне работалось намного лучше, и я попросил еще один день работы на дому. Все закончилось тем, что в офис я хожу один раз в неделю, во вторник, а пишу все остальное время дома. Ложусь спать часа в два-три ночи, встаю в семь, трачу пару часов на свои дела, и снова за работу.

— И как же это сказывается на ваших семейных отношениях?

— Я всегда находил время, чтобы сходить с женой куда-нибудь поужинать. А когда изобрели телевизор, мы стали час-два смотреть его вместе.

— Как-как? Когда изобрели телевизор?

— Ха-ха, я разве не говорил вам, я же уже старый!

— А как появляются на свет все ваши герои? Откуда вы их берете?

— Знаете, есть такая штука, называется воображение — наверное, оттуда все и берется. Мои родители были достаточно бедны, все мое детство мы жили в каких-то дешевых комнатах, окна которых выходили на какую-нибудь глухую стену соседнего дома, — надо же было чем-то занимать себя. А еще я был всегда крайне любознательным ребенком. Меня сейчас, как и тогда, все приводит в восхищение. Мне кажется, что не бывает неинтересных людей. Даже какой-то самый наискучнейший человек может оказаться дико интересным, если попробовать узнать причину его занудности. Да к тому же в детстве меня окружало множество несчастных и разочарованных людей: мои друзья и друзья моей матери. Может быть, из-за Великой депрессии. Надо было как-то научиться по-другому относиться к действительности.

— То есть вы хотите сказать, что никаких наркотиков и алкоголя — только воображение?

— Ага, клянусь! Это вообще довольно забавно. Я читал множество лекций, отвечал на вопросы аудитории в колледжах и все такое, и всякий раз меня спрашивали, что я такое курил, когда придумывал своих персонажей, но, клянусь, я даже марихуаны никогда не пробовал. Кстати, после того, как я назвал подружку Человека-паука Мэри Джейн, один знакомый потом спросил у меня, специально ли я дал ей инициалы MJ? А я даже не понял, что он имеет в виду, оказалось, что это одно из названий марихуаны. Господи, да просто в тот момент никакое другое имя не пришло мне на ум!

— Интересно, после того как вы назвали подружку Человека-паука Мэри Джейн, вами ни разу не интересовались органы?

— Нет, ну был интерес со стороны ФБР, но это никак с Мэри Джейн не связано.

— Ого, интересно как! А можно поподробнее?

— Это было во времена сенатора Маккарти, борьба с коммунизмом и все такое. Я рисовал комиксы на военную тему. Это были комиксы о войне, но я как-то не приукрашивал действительность, и поэтому они получились скорее антивоенными. Ну и ФБР приходило в офис Marvel Entertainment, чтобы разобраться что к чему. Открывали дело и все такое.

— А вы нервничали тогда?

— Ха, я думаю, любой занервничает, когда к нему постучатся в дверь со словами: «Откройте, это ФБР!»

— Значит, на вас было заведено дело?

— Ну получается, что да. Но, насколько я понимаю, его быстро закрыли, после того как ребята поняли, насколько глупо все это выглядит со стороны.

— Слушайте, по вашим историям снято какое-то неимоверное количество фильмов, телесериалов, как вы к этому относитесь?

— Хорошо, очень хорошо. Мне трудно это объяснить, но я ужасно горжусь этим. Мы стали частью американской мифологии.

— Кстати, а ведь благодаря этому частично сбылась ваша мечта стать актером?

— Верно. Я уже появлялся на экране в «Людях Икс», но там меня как-то очень уж быстро убивают. Ну, в «Железном человеке» меня будет побольше на экране.

— А вы сам фильм видели уже? Как он вам?

— Мне очень понравился. Я видел Роберта Дауни-младшего в образе Железного человека — это великолепно. Вообще, то, что проделал Джон Фавро, достойно отдельной истории. Блестящий кастинг, опять же я на экране, и если честно, это будет несомненным хитом. Он очень сильно отличается от всех подобных фильмов. К лучшему это или худшему, но такого еще никто не видел. Мы живем во времена, когда зритель хочет быть взволнован тем, что видит на экране. «Железный человек» как раз такое кино. И мне действительно кажется, что получилась хорошая история.

Ошибка в тексте
Отправить