перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Главные выставки декабря Советский дизайн, Айдан Салахова, гравюры Дюрера и другие события

Художники, кураторы и искусствоведы продолжают выбирать в начале каждого месяца лучшие новые выставки. В декабре свой выбор сделал куратор Алексей Масляев.

архив

Алексей Масляев

куратор, культуролог

Окончил Российский государственный гуманитарный университет, занимается кураторством групповых выставок и персональных проектов (в том числе и Таус Махачевой, выбиравшей для «Афиши» выставки сентября), работает заведующим сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства.

 

 

Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV–XVII веков

«Обостренная реакция на любые разговоры, связанные с приближающимся концом света, — хорошая мотивация для посещения выставки «Пророчества Апокалипсиса». Тема выставки связана с Откровением св. Иоанна. Этот текст, написанный одним из учеников Христа и повествующий о конце времен, получил мастерскую визуальную интерпретацию в серии Дюрера, рисующую картину ужасающего последнего сражения добра со злом, от которого, как и положено в христианской традиции, кровь вскипает в венах, плавится кожа и кости превращаются в песок. И эта образно-символическая система Апокалипсиса служит причиной уже зрительского откровения, касающегося механизмов поддержания определенного социального порядка с помощью различных идеологических подпорок».

Музей архитектуры им. Щусева, до 1 февраля. Подробнее читайте здесь

 

Видеодыры: I Do Not Know What I Am

«Центр культуры и искусства «Медиа-арт-лаб», наконец, получил соответствующую его амбициям площадку в Манеже и стал Музеем экранной культуры, который официально открывает выставка «Видеодыры». Я чертовски надеюсь, что теперь он наконец получит необходимые ресурсы для того, чтобы успешно продолжить и развивать деятельность по популяризации искусства новых медиа и технологий, саунд-арта и сетевого искусства. Предполагаю, что эта деятельность означает не только выставки, в которых приоритетной является образовательная функция, выраженная в ретроспективном характере выставочных инициатив, широкой географии художников, концептуальном и визуально-аудиальном разнообразии. Работа музея также включает в себя архивирование, сохранение, каталогизацию и анализ видео- и медиаискусства, что, я уверен, должно найти свое воплощение в исследованиях, публикациях, образовательных программах».

Манеж, до 20 января. Подробнее читайте здесь

 

Советский дизайн 1950–1980-х годов

«Московский музей дизайна — еще одна инициатива, нашедшая пространство для воплощения своих идей в Манеже. Выставка «Советский дизайн» призвана реабилитировать в глазах потомков дизайнерскую мысль послевоенного СССР, представленную посредством предметов материальной культуры и повседневного быта советского гражданина. Я помню высказывание Бодрийяра о том, что соотнесенность вещей, или, обобщенно, дизайн некоторой среды, приводит к возникновению новой структуры, превосходящей функцию каждого предмета в отдельности и имеющей определенные идентификационные маркеры. С моей точки зрения, значительно интересней задать такую структуру, чем утверждать ценности отдельно взятого экспоната выставки. Представьте, сконструировать при помощи образцов промышленного и/или графического дизайна пространство, работающее на соответствующий историческому моменту светлый образ строителя коммунизма и наглядно показывающее эти механизмы. Чертовски круто!»

Манеж, до 20 января. Подробнее читайте здесь

 

Айдан Салахова. «Fascinans and Tremendum»

«Активная культурная жизнь Айдан Салаховой всегда соединяла несколько профессиональных ролей: галериста, члена Российской академии художеств, преподавателя Института им. Сурикова и, конечно, успешного современного художника. И в каждой из этих ролей влияние Айдан на нашу культурную ситуацию сложно переоценить. Творчество Айдан известно в первую очередь благодаря ее одалискам и восточным девушкам — чувственным и вызывающе сексуальным. Но культурные смыслы ее работ переплетены с вопросами социального, этического и религиозного характера, такими как культурное поле между Востоком и Западом, феминистский дискурс, символические коды традиционного искусства (японская гравюра, восточные узоры, античная скульптура), ориентализм и культурная идентичность. Я помню, Дмитрий Барабанов писал, что та живописная условность, анонимность закутанных в паранджи персонажей на работах Айдан сводит изображение к знаку. И я думаю, что ее персональная выставка в ММСИ — это именно знаковая система, сконструированная на основе двух эмоциональных переживаний: очарования (fascinans) и страха (tremendum). Я думаю, что очень любопытно эту знаковую систему попробовать расшифровать».

ММСИ на Гоголевском, до 20 января. Подробнее читайте здесь

 

Мифология online

«Выставка, открытие которой, согласно пресс-релизу, состоится в дни празднования 140-летия Политехнического музея, посвящена мифу и мифотворчеству в сети интернет эпохи веб 2.0. Что это будет за выставка, сказать чертовски сложно. Но тема, к которой обращаются инициаторы проекта, потенциально очень интересная. Она позволяет реализовать множество подходов к концептуальному и художественному осмыслению виртуального пространства и поставить вопросы, актуальные для сегодняшнего дня. Например, как создается образ в киберпространстве, текстовой или аудиовизуальной компьютерной среде? Как конструируется идентичность и формируются сообщества по интересам? И так далее. Возможных акцентов чрезвычайно много, ведь интернет создал новую социальность, если хотите, социальность веб 2.0, в которой онлайн-ожидания и оффлайн-реальность могут принципиально не совпадать».

Политехнический музей, с 11 декабря до 10 февраля. Подробнее читайте здесь

 

«Партизанинг»: год в действии

«Выставочная инициатива группы «Партизанинг», объединяющая нескольких стрит-арт-художников напоминает мне проект «Нужды» французского художника Дидье Курбо, который был частично представлен на выставке «Невозможное сообщество» в ММСИ. Основная идея «Нужд» базируется на принципе заботливого отношения к городу, соединяющего бытовую прагматику и поэтику малых дел (например, ремонт лавки или установка скворечника в центре Парижа). Акции Курбо являются приватными интервенциями в городскую среду, которые скорее намекают на индивидуальную, ментальную карту города. Отличие практик группы «Партизанинг» в том, что они имеют политически ангажированный и социально активный характер, который предполагает реформирование текущей социальной и политической ситуации в России в направлении сознательного гражданского общества. И если фотографии Курбо без проблем можно представить в галерее, то решение группы «Партизанинг» легитимировать с помощью выставки свою деятельность и тем самым подтвердить состоятельность акций вызывает недоумение — мне это кажется сомнительным. Но сходить все равно стоит, чтобы еще раз поразмышлять об особенностях этой тенденции в искусстве, связанной с социальной ориентацией художественных практик».

Восточная галерея, с 13 декабря до 13 января. Подробнее читайте здесь

 

Украшение красивого. Элитарность и китч в современной культуре

«Я, как противник идеи иерархичного представления культуры, проявляю большую симпатию к культуре популярной и считаю ошибочным аксиоматичное отрицание ее творческого и образовательного потенциала. Поэтому мне всегда интересны художественные проекты, которые проблематизируют противопоставление высокого (элитарного) и низкого (массового, популярного) в области культурного производства. Выставка «Украшение красивого» рассматривает прекрасное как эстетическую категорию, на основании которой описывает отношения авангардных и современных художников к китчевым продуктам массовых культурных индустрий. Но между китчем и популярной культурой нет знака тождества! Китч — это характеристика вкуса, чувствительность. Как писала Сонтаг, во вкусе нет ни системы, ни доказательств, и китч — это всегда поддельный, искусственный опыт, симулякр, который не требует от своих потребителей даже времени. Надеюсь, что эта выставка, на которой планируется сопоставить «работы профессиональных художников с артефактами низовой примитивной культурой», затронет эти вопросы и избежит укоренения культурной иерархии».

Третьяковская галерея на Крымском Валу, с 19 декабря до 3 марта. Подробнее читайте здесь

 

Ошибка в тексте
Отправить