перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Обводы и газы

архив

Скутеристы сходятся в одном: приятно сесть за руль и быстро доехать из пункта А в пункт Б, пока город тупо стоит в пробках. В остальном согласия нет: одному милей японская техника, другой признает только итальянцев; кто-то агитирует за большой объем двигателя, кому-то и стандартных пятидесяти кубиков предостаточно. Ольга Набокова поговорила с владельцами самых разных скутеров, а Петр Тимофеев их сфотографировал.

Макс
Honda Silver Wing, Япония

У меня макси-скутер, младший брат мотоцикла Gold Wing. Крупный — по длине как небольшой автомобиль, и очень мощный — объем двигателя 600 кубиков. Я его купил в «Балтийском торговом доме» — и сначала даже пожалел об этом. Боялся. Неделю где-то привыкал. Он же с места прямо рвет! В смысле маневренности Silver Wing тяжеловат, конечно, так что лавирование в пробке не мой конек, зато на всех светофорах я номер один, и как только появляется пустой участок дороги — сразу обо всех забываю. Раза три-четыре в день разгоняюсь до 160 км/ч, а на трассе и до 180 км/ч — дальше никак, стоит ограничитель скорости. На макси-скутере активно ехать — это нормально, скорость иначе ощущается, чем на маленьких мопедах, и тормозит он раза в два быстрей, чем машина. Правда, на всех парах страшно попасть в яму: я когда по Финляндии еду, гляжу на леса, на поля, — а в России только перед собой смотреть можно.

Silver Wing — туристическая модель, удобная для длительных поездок. Тут много места для вещей: и под сиденьем, и сзади багажник можно поставить. Объем двигателя позволяет ехать по шоссе, не создавая помех. Сиденье широкое, посадка комфортная, а высокое ветровое стекло создает правильную аэродинамику — весь ветер посылает на макушку шлема. Я путешествовал на этом скутере по Европе: Финляндия, паром, Германия, Франция — почти 5000 км за две недели. Без проблем, только на берегу Ла-Манша рядом с Кале был такой сильный ветер, что пришлось ехать тихонько, не быстрее 70 км/ч. А вот для бездорожья он не предназначен, как и любой скутер. В инструкции по эксплуатации черным по белому сказано: машина для передвижения по асфальту. Как по грунтовой дороге прокатишься — сразу кузов дает о себе знать, пластик какой-нибудь заскрипит.

Я уже два года на Silver Wing езжу и думаю о его недостатках — не нахожу. Вот разве что расход бензина приличный. И без документов, как на 50-кубовом скутере, не покатаешься: нужно сдать экзамен, получить права мотоциклетные — категории «А». Тюнингом баловаться не вижу смысла. Ну предлагали мне увеличить объем двигателя на 100 кубов — но зачем? Чем меньше в мотор лезешь, тем спокойней он себя ведет. На заводе же не дураки работают. Максимум — аэрография.

На макси-скутере Honda Silver Wing Макс порой отправляется в серьезные путешествия — до 5 тысяч километров

Никита
Flash, Китай

Я на своем новеньком 150-кубовом Flash и двух недель не отъездил — его украли недавно. А вообще он хорош. Внешне напоминает скутер Gilera — китайцы же у всех дизайн передирают, их произведения часто на итальянские похожи. Есть точно такая же по виду модель Flash — 50-кубовая, но мне сейчас важен большой объем двигателя. Мопед мне нужен для двоих, и приятно, что в потоке он идет 100 км/ч, а ты себя при этом весьма уверенно чувствуешь. К тому же он высокий: хороший обзор, хороший контроль над ситуацией. На трассу, скажем, на «полтиннике» лучше даже не соваться, а на моем куда-нибудь на шашлыки отправиться — милое дело. Так что, оценив эти преимущества, садиться обратно на маленький скутер уже не хочется — а у меня маленьких много было. Кстати, если даже 50-кубовый покупать, то лучше с большими колесами, иначе любые неровности дороги — твои, и на мокрых рельсах заносит, и поребрик не одолеть.

Специфику китайских скутеров учитывать нужно обязательно. Я свой купил в фирме «АВМ»—у нее налажена прямая связь с производителями в Китае. Так вот, скутеры приходят сюда по частям, и русские парни принимаются их собирать. Как обычно, какие-то болты они забывают вкрутить, что-то отладить у них руки не доходят. Поэтому первое, что необходимо сделать с «китайцем» ради собственной безопасности, — прямиком из магазина отвезти к хорошему мастеру. Как свой парикмахер — так и свой мастер всегда нужен. Чтоб он все закрутил, все проверил, чтобы свечку японскую поставил обязательно: китайские быстро умирают. А потом надо техосмотр проходить регулярно. За «китайцем» приходится следить с удвоенным вниманием: металл у него мягкий, и все понемногу разбалтывается в дороге. И еще один момент: четырехтактный Flash — штука капризная в смысле бензина. Лучше всю жизнь на одной заправке топливо заливать, я это делаю на Shell. А однажды на первой попавшейся бензоколонке заправился, так скутер наутро не завелся.

От воров только один есть метод защиты: никогда не расслабляться. У меня была китайская сигнализация — простая, но эффективная. Она без обратной связи, только кричит: видишь, что кто-то сел на твой скутер, — нажимаешь кнопку, и он глохнет. И еще я пристегивал Flash у дома к железной ручке, приваренной к железной двери, надежным тросом Oxford. Так вот, воры перекусили даже не трос, а эту самую ручку. Сигналка, как на грех, в тот день не работала. Но не суть — воров же ничем не остановить, кроме постоянного присмотра за скутером. Есть, например, ребята, которые ездят по городу на «газели» с дорогущими пневмоножницами — такие с любым тросом справятся. Пристежку перекусили, вдвоем скутер в кузов закинули — и привет.

Никита недавно утратил свой китайский 150-кубовый Flash — вышел утром из дома, а скутера и след простыл

Игорь
Piaggio NRG, Италия

Первый скутер у меня был подержанный Honda Dio — удобный для начинающих, достаточно дешевый и надежный. В какой-то момент он начал ломаться, и тогда я познакомился с механиками, вписался в эту среду, стал работать в сервис-центре. Сейчас занимаюсь по вечерам тюнингом японских и европейских мотороллеров. Но не китайских! «Китайцы» — мусор. Сезон покатался — и на свалку. На выходе с завода они стоят по $200–300, это здесь их продают за тысячу. А что можно сделать за двести баксов? Что это за металл, что за пластик? Даже разбираться не хочу.

Потом купил у знакомого Piaggio NRG—лучший мопед в мире. Шикарный, спортивного вида, высокий, узкий, можно хоть вчетвером кататься — неоднократно пробовали. У него отличный двигатель для тюнинга — такой отзывчивый. Сколько тюнингов он пережил, трудно сказать; ничего своего уже не осталось. И двигатель я новый купил, объем увеличил: теперь 70 кубиков. Скорость вдвое выросла — до сотни разгоняется теперь. Конечно, без прав по закону можно ездить только на мотороллере с двигателем меньше 50 см3, но кто на это смотрит. Есть гаишники, которые просто пытаются взять тебя на понт, — но реально, насколько я знаю, разбирается в этом только один человек в ГАИ. Рассказывают, что он, поймав большеобъемный скутер, говорит хозяину: «Покупай у меня абонемент на год, и я тебя не трогаю».

Мопед — это не машина, в нем все спокойно восстанавливается, поэтому какого он года выпуска — не столь важно. Мой NRG—1999 года, но можно и начиная с 1992-го покупать. У новых, заметим, даже чаще заводской брак встречается. Другое дело, что рынок «европейцев» в Петербурге совсем мал: есть магазин «Байкленд», где продаются новые Vespa, Piaggio, Aprilia, Gilera, и есть частники, которые тащат б/у из Италии, Финляндии, Германии, — они и диктуют цены. Для меня же именно «европеец» — это настоящая техника, а «японец» — игрушечка для детей. «Японца» можно, конечно, затюнинговать до ста с лишним километров в час, но будет некомфортно. Однако «европейцы» — допустим, 90-х годов — дороже раза в три-четыре.

Скутеров с каждым годом все больше, но если раньше у нас была огромная компания, порядка 120 человек, — ездили вместе за город и по барам, на открытие и закрытие сезона собирались целой толпой, — то сейчас это поутихло, все делами занимаются. И появилась градация: те, кто в мопедах что-то понимают, держатся подальше от так называемых чернышей. Черныш — человек с большой пластиковой бутылкой пива, криво едущий по Дворцовой площади под громко кричащую музыку. Для черныша мопед — средство безнаказанного передвижения в нетрезвом виде.

Игорь неутомимо тюнингует и омолаживает свой Piaggio NRG — благо он все умеет делать сам

Стас
Vespa LXV, Италия

«Веспы» по-прежнему редкость: в прошлом сезоне их в городе было восемь штук, теперь — дюжина навскидку. И все мы, владельцы, друг друга знаем, а если кто-то новый появляется на горизонте, стараемся познакомиться. И катаемся вместе: дело в том, что «веспы» здорово смотрятся в компании себе подобных — из-за вот этой их обтекаемости авиационной. Они ведь появились вообще в 1946 году, когда Италии нужно было переводить авиапроизводство на мирные рельсы. Почему, скажем, такие маленькие колеса у них? Да потому что самолетные, для бомбардировщиков. Внешне «веспа» мало меняется, ее отличительной приметой остается монокок — кузов без рамы. Из-за него она потяжелее прочих мотороллеров. Но при этом удобная, как тапочки. Идет ровнее, мягче любого «японца». Почти вся железная, в то время как остальные — из пластика. Все стадии производства «веспы», что немаловажно, до сих пор в Италии. На ней вот даже гонщикам незазорно ездить — таким, как Михаэль Шумахер и Валентино Росси. И еще Мики Рурка недавно поймали за пьянку на Vespa GTV.

А у меня LXV — юбилейная модель, сделанная к 60-летию первого скутера в 2006-м. У нее раздельные сиденья для двух пассажиров, кожаные, как встарь. Она до 100 км/ч разгоняется при объеме двигателя 125 кубиков. И вторая есть: в гараже стоит, аэрографии ждет, настоящая винтажная «веспа» 1966 года, купленная у одного финна по объявлению. Восстановлена практически в ноль. Для этих скутеров вообще важно, чтобы все с ними было в полном порядке. «Веспе» шрамы не к лицу — такая есть поговорка; если что-то случилось с ней, надо быстро починить. А слово «тюнинг» мы договорились вовсе не использовать — у нас это называется «фетиш». Фетиш выхлопной системы, к примеру. Я в этом смысле не усердствую, только обвес поставил — стальные хромированные трубки, которые защищают скутер от ранений. А вот у Кощея, барабанщика «Ленинграда»,—много-много зеркал заднего вида, как моды ездили.

Мы стараемся, чтобы все было красиво — одежда, аксессуары, — однако модовский стиль не копируем. А ребята, которые тяготеют к культуре модов, но «веспу» себе не могут позволить, покупают напоминающие ее японские ретроскутеры вроде Yamaha Vino и Honda Giorno. С имитацией монокока. Мы к этой компании по-дружески относимся. Ведь, в принципе, — вспомним историю, — когда моды начали на «веспах» и «ламбреттах» ездить, это было доступно, подростки могли такое купить. Теперь новая «веспа» — от 100 тысяч рублей.

Красивая, без единой царапинки Vespa LXV зимой стоит у Стаса в квартире — на почетном месте

Женя
Honda Julio, Япония

Это ретромодель в духе 50-х, ограниченного тиража. Таких, по-моему, только две штуки в городе. Мне ее предложил знакомый, который возит скутеры из Японии. Приглянулся дизайн: круглая фара, много хрома, цвет красивый — красный. И еще я желтый номер японский раздобыла. А шлем и куртка у меня розовые — но достаточно агрессивные, не ретро.

Я начала думать о покупке скутера, когда попала в компанию гонщиков. Они заботятся о мопедах, хороший тюнинг делают, чтобы в соревнованиях выигрывать. В Петербурге на площади Стачек гонки бывают, а еще я езжу с друзьями в Москву, в Петрозаводск — поболеть за них. Мне предлагали тоже участвовать — на мини-байке, но я пока сомневаюсь, вписываться или нет, тренироваться ведь много нужно. А когда мы с друзьями просто катаемся вместе — приятно. Они меня оберегают, прикрывают от машин. Но далеко я на мопеде не езжу, вот разве что до серф-станции Take Off в Дюнах.

Предельная скорость у Julio 65 км/ч, но он резвый. Он вообще как Honda Dio, от нее только внешне отличается. А на Dio, кстати, много запчастей недорогих, это ходовой товар. Для ретромашинки очень быстро ездить—неправильно, и мне 50 кубиков хватает, мотор пока что не тюнингую. Тюнингованные ломаются чаще. Поэтому многие мои знакомые, которые увлекались тюнингом, в конечном итоге возвращаются к стандартным модификациям.

На ретроскутере Honda Julio, который нечасто встретишь в России, Женя катается только в хорошую погоду

Антон
Yamaha Jog Artistic, Япония

Artistic жесткий, маневренный, быстро набирает скорость — грубо говоря, наравне с Porsche Cayenne можно стартануть. Это опасно, но я экстремально езжу. Однажды дал его покататься человеку: тот на газ нажал — и от неожиданности сделал сальто назад, упал, скутер его накрыл. Так я лишился зеркал заднего вида — ну и хорошо. Тут крутить головой нужно, чтобы быть на 100% уверенным в себе. Зеркала расслабляют, а ты должен быть постоянно напряжен, когда на дороге.

Скутер у меня видавший виды: 1989 года выпуска. Но Япония есть Япония. Даже если купишь старый, убитый — немного подремонтируешь, вложишь тысяч пять-семь и катаешься сколько угодно. В тюнинге мой Artistic идет 110 км/ч. Вообще-то, он на одного седока рассчитан, но и вдвоем нормально; я на нем как-то до Луги с пассажиром доехал за три с половиной часа. Это, кстати, еще до тюнинга было, с объемом мотора в 50 кубиков. И в Дюны выбирались каждые выходные: я там кусок пляжа проезжал, разогнавшись, по зыбучему песку. Остальные мопеды увязали, а мой — нет, потому что легкий. Внедорожные свойства у него нормальные: в крутую горку, по лесу — без вопросов.

Единственное но — он недешевый в обслуживании. У большинства старых «японцев» двухтактный двигатель, в них нужно масло лить, а банка стоит где-то 450 р. — и у меня, например, она за неделю уходит. На охраняемую парковку тратишь 70–100 р. в день. Запчасти новые на заказ покупать — дорого выходит. А вкладывать в скутер приходится — много стимулов: скорость, безопасность, внешний вид. Если вписался, уже не остановиться.

Купил я Artistic через знакомых, и это самый верный способ в случае с подержанным скутером. Конечно, на Салова есть моторынок, и в интернете много объявлений, и даже «В контакте» можно что-то найти. Но если ты не в теме, трудно разобраться, что тебе подсовывают. С другой стороны, когда скутер только-только пришел из Японии, вчера из контейнера, — это всегда видно. По тому, как резина сточена, по дискам — битые или нет, да и наклейки оригинальные остаются. В Японии ведь как: мопед отъездил пару лет, и в помойку. А пробег по России быстро накладывает отпечаток.

Помимо Yamaha Jog Artistic Антон владеет двумя убитыми «японцами»: намеревается собрать из них один — для гонок

Honda Silver Wing

происхождение: Япония
год: выпуска 2001
объем двигателя: 600 см3
тип двигателя: 4-тактный
скорость: до 180 км/ч
вес: 204 кг
расход топлива: 6,5–7 л на 100 км
диаметр колес: 13–14 дюймов
цена: около 150000 р.
где купить: по объявлению

Flash 150

происхождение: Китай
год выпуска: 2008
объем двигателя: 150 см3
тип двигателя: 4-тактный
скорость: до 130 км/ч
вес: 95 кг
расход топлива: 3,5 л на 100 км
диаметр колес: 12 дюймов
цена: 42500 р.
где купить: «АВМ», www.abm.spb.ru

Piaggio NRG

происхождение: Италия
год выпуска: 1999
объем двигателя: 50 см3
тип двигателя: 2-тактный
скорость: до 45 км/ч
вес: 85 кг
расход топлива: 4,5–5 л на 100 км
диаметр колес: 13 дюймов
цена около: 50000 р.
где купить: по объявлению

Vespa LXV

происхождение: Италия
год выпуска: 2006
объем двигателя: 125 см3
тип двигателя: 4-тактный
скорость: до 91 км/ч
вес: 110 кг
расход топлива: 4 л на 100 км
диаметр колес: 10–11 дюймов
цена: 169200 р. за модель 2008 года
где купить: «Байкленд», www.bikeland.ru

Honda Julio

происхождение: Япония
год выпуска: 2004
объем двигателя: 50 см3
тип двигателя: 2-тактный
скорость: до 65 км/ч
вес: 70 кг
расход топлива: 3,5 л на 100 км
диаметр колес: 10 дюймов
цена: от 40000 р.
где купить: по объявлению, найти трудно

Yamaha Jog Artistic

происхождение: Япония
год выпуска: 1989
объем двигателя: 50 см3
тип двигателя: 2-тактный
скорость: до 65 км/ч
вес: 60 кг
расход топлива: 3 л на 100 км
диаметр колес: 10 дюймов
цена: 15000–17000 р.
где купить: по объявлению
Ошибка в тексте
Отправить