Сжечь после прочтения
Кампания по дискредитации оппозиционных политиков и журналистов привела лишь к тому, что ее организаторы выставили себя дураками
Девушка по кличке Муму по состоянию на эту весну — самое страшное орудие Кремля в борьбе с оппозицией
Предпоследний фильм братьев Коэн (см. заголовок), считавшийся в момент выхода на экран абсурдистской комедией, спустя всего год кажется махровым образчиком реализма: жизнь имитирует искусство с такой точностью, что даже страшно. Случившаяся недавно кампания по дискредитации оппозиционных политиков и журналистов проходила буквально по коэновскому сценарию: группа идиотов снимает компрометирующие ролики, с диким напряжением сил моделируя ситуации, от которых аудитория роликов и сама не отказалась бы. Идея навредить оппозиционным лидерам, подослав к ним двух моделей с фаллоимитаторами и пакетом травы (притом что люди эти молоды, холосты и не занимают выборных должностей), выглядит просто головокружительно — многие жалеют уже, что долгое время стояли в стороне от оппозиционного движения: как выразился писатель Адольфыч, «готов к диалогу с кровавой гэбней». Ответная реакция, надо сказать, тоже была выдержана в коэновском духе: в журналистских кругах всерьез обсуждалась идея съемки ролика, в котором главные редакторы крупных изданий в знак протеста устраивали бы алкооргию с голыми девками на коленках (как верно подметил ресторатор Д.Борисов, в принципе, можно было бы просто, никого не предупреждая, поставить камеру в пятницу вечером в кафе «Маяк»).
Страшно подумать, сколько денег налогоплательщиков было потрачено на то, чтобы инспектор ГИБДД, стараясь не задеть скрытую камеру, выудил взятку у политолога Орешкина, а оппозиционный политик Яшин пообщался с двумя неодетыми девушками, — но сейчас, когда деньги уже потрачены, можно открыть организаторам акции страшную тайну: наверное, парни, это будет для вас сюрпризом, но, вообще-то, люди довольно часто общаются с неодетыми девушками и дают на лапу гаишникам (особенно если те и другие на этом настаивают). А еще люди пьют, матерятся, танцуют на столах и творят прочие непотребства — что, собственно, и делает их людьми. В моей, так сказать, творческой биографии встречались и более компрометирующие сюжеты. Я был в спальне у Бориса Моисеева (по заданию редакции, разумеется). Я пытался справить малую нужду в непосредственной близости от Мавзолея (во время концерта Пола Маккартни). Я даже вручал какой-то нелепый приз певице Виктории Дайнеко (и, кажется, этот леденящий душу ролик даже показывали по общенациональному телеканалу). Если выложить эти сюжеты на YouTube — всем будет весело, но следует ли из них, что я мерзавец, преступник и враг России?
Единственное отличие от коэновских сюжетов — в том, что авторы съемок Яшина, Орешкина и Фишмана выступают не столько в качестве чистых незамутненных идиотов, сколько в роли стукачей и провокаторов. И единственный приемлемый метод общения с ними после этого — переходить на другую сторону улицы. С другой стороны, сделана вся эта кампания до такой степени топорно и по-дурацки, что даже бороться с нею всерьез как-то странно. Можно только передать привет ее организаторам, перефразируя Джона Малковича: вы не представители спецслужб или там прокремлевских молодежных движений, вы представители окружающего меня идиотизма.