перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Что будет с «Красным Октябрем» «Земля-то, в общем, наша»

Вчера в Институте «Стрелка» архитекторы, градозащитники, чиновники и девелоперы обсудили будущее «Красного Октября». «Афиша» публикует самые интересные моменты этого разговора.

архив

Александр Кузьмин

Главный архитектор Москвы

 «Несмотря на то что я главный архитектор Москвы, я тоже люблю свой город. Сейчас такой момент, когда мы можем о многом договориться. Никакие управленческие решения по территории «Красного Октября» пока не приняты. Специалистами разработаны режимные регламенты, которые не предусматривают здесь высотного строительства, — никакого резкого внедрения объемов, противоречащих исторической застройке. Два слова вообще не должны звучать — это слова «строительство» и «элитное жилье». Главные слова — это «развитие территории». Кроме того, я бы боялся таких слов, как «офисы», «торговля». Меня не пугают такие слова, как «выставки» и «общественно-культурные зоны». Вся историческая застройка сохраняется, половина зданий реставрируется, а другие — реконструируются. Кроме того, должна появиться пешеходная зона. Мы собирались делать ее еще к 850-летию Москвы, но тогда не хватило денег».

 

Артем Кузнецов

Генеральный директор компании «Гута-Девелопмент»

 «Когда мы сюда впервые приехали, мы увидели старые разбитые машины, заброшенные дома, какое-то общежитие, где все провалилось. Город сказал: «Если вы реально перезапустите фабрику в другом месте, мы разрешим вам сделать на территории «Красного Октября» девелоперский проект». Мы все сделали — фабрика работает, она крупнейшая в Европе, производит 2–3 килограмма конфет на россиянина в год. Первую задачу мы выполнили, вторую — наполовину. Чтобы привести сюда город, надо было минимально благоустроить территорию и позвать сюда быстро двигающихся креативных людей. Мы действительно тщательно выбирали арендаторов и смотрели, куда их сажать. Некоторые клубы, правда, мешают и движению, и статусу. Мы работаем для того, чтобы зарабатывать деньги, но на этом месте мы должны создать тот продукт, за который нам не было бы стыдно. Да, нам не разрешили делать здесь офисы — мы об этом искренне сожалеем и будем настаивать. Когда меня спрашивают, будет ли здесь элитное жилье, я отвечаю: «Что это? Здесь будет лучший продукт городской среды». А офис — это креативная студия. Разве у телеканала «Дождь» офис? На первых этажах будут кафе, рестораны, галереи, музеи. Все арендаторы имеют право остаться — это просто новый проект. Пока есть десять проектов разных архитекторов того, что будет на «Красном Октябре», — начиная с Бернаскони и заканчивая иностранными архитекторами. Если будут какие-либо гениальные идеи, которые можно осуществить на территории, мы абсолютно открыты. История не закончена, у нас еще огромное количество времени, чтобы все обсудить. Земля у нас в собственности, и это большой плюс. Это дает определенную уверенность, что мы все-таки сделаем проект и, как минимум, постараемся не сделать ошибок».

 

Наталья Самовер

Координатор движения «Архнадзор»

«Cегодня охранным статусом на территории «Красного Октября» обладают только три здания — остальные имеют неутешительную пометку «прочие объекты» и не защищены практически ничем. Между тем очевидно, что застройка «Октября» является ансамблем. Угрозы, которые существуют перед «Красным Октябрем», очень просты: хотят уничтожить подлинную ценность и заменить ее имитацией. Гораздо интереснее было бы превратить это место в экспериментальную площадку. Здесь мы могли бы показать, как девелоперский бизнес может быть экономически эффективным и невандальным одновременно».

 

Илья Осколков-Ценципер

Президент института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

 «Я хотел бы заявить в нашей благостной идиллии возможность, которая могла бы сделать все еще более благостным и дружелюбным, — городу нужно взять на себя ответственность за судьбу этого участка. У него есть многочисленные механизмы влияния на эту ситуацию, и вопрос очень простой: действительно ли Москве не хватает еще одного — допустим, идеально исполненного — квартала с очень дорогим жильем? Или у города есть феноменальная возможность, которой больше не будет никогда, создать на этом месте что-то, что останется на десятилетия, а может, на века. Какие еще сценарии развития можно предложить? Например, среди Берлина есть остров музеев. На мой взгляд, сейчас существует уникальная возможность для правительства Москвы, для мэра, провозгласить, что назначение этой территории заключается в том, чтобы изменить образ Москвы, создать прецедент мирового значения, сделать культурный центр. А потом дать возможность девелоперу создать там что-то грандиозное, что останется нашим детям».

 

Александр Кузьмин

Главный архитектор Москвы

 «Город, безусловно, не останется в стороне. Но мы знаем прекрасно то, что здесь есть особый дух, он зависит от тех людей, которые здесь работают. И тот же остров музеев я бы очень боялся здесь увидеть. Чтобы сделать его здесь, надо уничтожить «Красный Октябрь. Это изначально была градостроительная идея Берлина. Я вообще считаю, что слово «грандиозное» здесь лишнее и вредное».

 

Николай Палажченко

Арт-критик, член совета фонда поддержки современного искусства «Винзавод»

 «Давайте называть вещи своими именами: «Красный Октябрь» просто создан для того, чтобы быть самым мощным местом в Москве. Это место, где не надо ничего строить, где инновации будут возникать сами по себе. К девелоперскому проекту я отношусь с большим скепсисом. Все девелоперские проекты рассчитаны на то, что цены на недвижимость будут расти, но я не уверен, что в Москве цены на элитную недвижимость будут расти. Я бы подумал, стоит ли вваливать сюда деньги, что-то строить, переоборудовать, а потом остаться с большим количеством непонятных квартир и лофтов. Предлагаю сформулировать другую концепцию, не девелоперского проекта, а проекта, существующего по логике творческого класса. У этого проекта будет совершенно другая экономика. Возможно, мы посчитаем и выясним, что эта экономика будет не хуже экономики девелоперского проекта. Возможно, экономика будет хуже — о'кей! Тогда наша замечательная власть, которая вступила с нами в диалог, сможет покрыть этот убыток девелоперу, выдав ему какие-то преференции или еще чего-то».

 

Григорий Ревзин

Архитектурный критик

«Уникальность ситуации в том, что здесь уже есть сообщество — в виде креативного кластера. Вопрос в том, что этот кластер входит в противоречие с интересами девелоперов. Мне кажется нечестным в отношении девелоперов говорить, что мы придумаем программу развития, и будет какая-то замечательная экономика, и мы на этом заработаем больше, чем на продаже квартир. К таким проектам нельзя писать бизнес-план — будет противоречие бизнес-плана и каких-то фантазий. Поэтому вопрос вот в чем: может ли город каким-то образом взять на себя финансовую ответственность за развитие этого самого креативного кластера. Честно говоря, сейчас мы обсуждаем все вне цифр, и для меня остается вопросом, насколько тот кластер, который здесь сейчас имеется, способен охватить весь остров. Вы говорите, что это будет крупнейший, самый большой… Пока мощности вашей все-таки не хватает, на то чтобы взять весь остров. И идей насчет этого пока нет. Сохранить этот район — самый европейский в Москве — очень важно, но я не знаю, какова ваша мощность».

 

Юрий Григорян

Архитектор

 «Проект, о котором мы говорим, — в конечной стадии, это не эскизы, это финал игры. Не надо думать, что будет другой шанс, не будет его. Вообще, весь происходящий процесс я бы представил как Змея Горыныча: есть три головы — город, бизнес и общество. В данной ситуации то, что говорят эти головы, — за исключением пока городской, — чрезвычайно интересно и содержательно. Потому что бизнес обычно только денег хочет, а у Артема есть какие-то идеалы, с ним можно разговаривать».

 

Сергей Скуратов

Архитектор

«Я считаю, что город Москва имеет полное право сильно вмешиваться в деятельность девелоперов и двигать их в том направлении, которое выгодно и удобно всему городу. Так поступают многие города мира — Копенгаген, Амстердам, Роттердам. Потому что это не земля девелоперов. Он просто выкупил те здания, которые стоят на этой земле, а она ему не принадлежит. Земля-то, в общем, наша».

 

Софья Троценко

Создатель и руководитель Центра современного искусства «Винзавод»

 «Это место всем нам нравится своим местоположением и архитектурой. Но мне, честно говоря, непонятен разговор по поводу того, что здесь делать. Культура современного искусства во всех крупных городах преследует цель освоения заброшенных промышленных территорий, а не так: прийти, сесть в центре — здорово, классно, всем нравится, все красиво, — но зачем? Москва не ограничивается «Красным Октябрем», у нас масса мест, где нужно наводить порядок, — идите и делайте. Есть Музей Москвы, который сейчас планируется перестроить, есть Манеж, который перешел к Департаменту культуры и перед которым стоит острый вопрос, чем быть наполненным».

Ошибка в тексте
Отправить