Моя пре
Пре-коллекции в московских бутиках
«Первыми приходят мессажи, — артистически жестикулируя, рассказывает управляющий бутиком Etro в полосатом галстуке. — Они как бы обещание того, что будет дальше, в основной коллекции. Сумки, аксессуары, трикотажные артикулы… Нет, сейчас их почти не осталось — все разошлись. Еще в середине июня. Особенно хорошо пошел зеленый опоссум — вон воротник. Почему зеленый, спрашивается? С чего?.. Хотя я с самого начала так и подозревал».Мессажи в данном случае — это элементы так называемых пре-коллекций. Они появляются в магазинах в середине сезона: осенне-зимние — в июне (а то и в мае, как, скажем, в MaxMara), весенне-летние — в ноябре. Последние еще называются круизными — они делаются для тех, кто зимой едет в теплые страны и не хочет брать с собой вещи прошлого сезона. С этими вещами все понятно — к поездкам действительно хочется прикупить что-нибудь свежее. Но вот популярность пре-коллекций сезона осень-зима в разгар летней жары повергает в недоумение. То есть вот заходит человек в душный июльский день в магазин и твердым шагом идет мимо рейлов с открытыми маечками (на которые уже скидка 50%, на минуточку) прямиком к зеленому опоссуму, так?
Именно так. Объемы заказов на пре-коллекции за последние годы почти сравнялись с заказами на основные коллекции — такое количество людей жаждет готовить сани летом. «Есть много клиентов, которых не интересуют распродажи, — рассказывают в магазинах Podium. — Наоборот, они все время хотят чего-то новенького, и пре-коллекции позволяют держать их в тонусе». Коммерческий успех от этого предприятия огромный. Непростая марка Anne ValОrie Hash в том же «Подиуме» раскрутилась во многом именно благодаря подогреву жажды новизны: несколько лет подряд каждую покупательницу, забредавшую в бутик в середине сезона с вопросом «А что у вас свежего?», вели к задумчивым черным с кремовым платьям в кружевах — и покупательницы это запомнили, выучили трудное имя и теперь за ним идут уже целенаправленно.
Идея пре-коллекции изначально и состоит в том, чтобы заставить людей тратить деньги чаще. Межсезонье обычно делают крупные марки — на это нужен немалый бюджет, но окупается он сполна. Escada, например, вообще делает чуть ли не восемь коллекций в год. Вещи в пре-коллекциях, как правило, очень коммерческие, не самые ударные, не те, которые появляются в глянцевых журналах со званием must have. Они и не должны такими быть: их главное достоинство — свежесть. Почерк марки, впрочем, все равно виден: у Issey Miyake и тут плиссировки, у Balenciaga — сдержанные милитаристские мотивы и кардиганы, похожие на накидки, у Y-3 — мультяшные принты. Бывают, конечно, и исключения: иногда в пре-коллекциях попадаются трендовые вещи, рассчитанные не на скучающих, а на повернутых на моде людей, которые хотят подхватить тенденцию на лету. Зеленый опять-таки, простите, опоссум, к примеру.
Впрочем, за межсезонными вещами в магазинах очень скоро появляются и первые экземпляры из основных коллекций — там тенденции уже расцветают пышным цветом. Висит одежда, как правило, вперемешку, так что даже продавцы иногда толком не знают, что из какого урожая. Межсезонные вещи растворяются в новых сезонных, быстро расходятся, и все забывают об их существовании. На страницы журналов они почти не попадают, на сайтах типа style.com их тоже не найти, даже на сайтах компаний-производителей не всегда. Каталоги с ними исчезают из магазинов в момент своего появления, если вообще туда попадают. И в этом, может быть, другое, тайное достоинство пре-коллекций: они скромнее, эфемернее, неуловимее, при взгляде на вещь не сразу вспомнишь, что это и какого года выпуска. Впрочем, маловероятно, что основных клиентов «межсезонья» волнует эта сторона вопроса.