перейти на мобильную версию сайта
да
нет

За что боролись

Зачем государству современное искусство

архив

Гигантская утка должна как бы сообщать жителям Перми: жить стало лучше, жить стало веселей

14 июля 2010 года Марат Гельман объявил в своем блоге сразу о нескольких удивительных вещах. В Ульяновске будет развернут масштабный культурный проект — гигантский Мемориальный центр В.И.Ленина превратят в Музей кино: идея уже получила поддержку губернато­ра. Гигантскую желтую уточку работы голландского художника Флорентина Хофмана устано­вят на реке Каме в Перми. Новое здание для Пермского театра оперы и балета построит мощнейший британский архитектор Дэвид Чипперфилд — сам театр тем временем готовит авангардную постановку «Фиделио» Бетховена на территории бывшего лагеря «Пермь-36». В принципе, о чем-то подобном Гельман сообщает в своем блоге ежедневно — и то, что сам он с недавних пор является руководителем проекта «Культурный альянс» партии «Единая Россия», нисколько не мешает планам по транспортировке уточки и превращению ленинского музея в киноцентр. Как выясняется, уточка на Каме не противоречит партийной линии, а, напротив, плывет в одном на­правлении с ней. Партия сказала: «Надо». Уточка ответила: «Есть».

Да, в общем, пес с ней, с уточкой — это лишь частное подтверждение большого и удивительного факта: круг людей и явлений, вокруг которого сформировался когда-то журнал «Афиша», к лету 2010 года окончательно приобрел статус официального государственного искусства. Президент страны держит на столе последний роман Пелевина и ездит в Америку встречаться со ­Стивом Джобсом, правящая партия насаждает в регионах арт-центры и синематеки, где показывают рабо­ты не З.Церетели или Н.Михалкова, а более чем достойных людей, в диапазоне от архитектора Бродского до режиссера Гай Германики, всесильный чиновник администрации президента пишет статьи об искусстве ­Николая Полисского, на пресловутый Селигер зовут не художника Андрияку, а Анатолия Ос­моловского, и даже в светско-репутационном смысле главные места столицы в 2010-м — не клубы с VIP-ложами для олигархов и бл…дей, а «Гараж» и «Стрелка». Традиционные дикости вроде процесса над Ерофеевым и Самодуровым или архитектурных чудачеств Лужкова очевидно не совпадают с точкой зрения правящих кругов: от московского мэра и православных хоругвеносцев нынешним властям — одна головная боль. Китч, попса, невежество и дурной вкус, в общем, никуда не делись — но демонстрировать их на официальном уровне стало неприлично.

И от таких удивительных превращений, конечно, радостно на душе. Но не очень.

2000-е годы, когда дурной государственный вкус расцветал необычайно, были временем молчаливого соглашения власти с народом — «Вот вам гипермаркеты, машина в кредит и сериалы по телевизору, только в наши дела не лезьте». Происходящее сейчас по большому счету выглядит попыткой заключить похожий пакт с более молодой и прогрессивной публикой — будут вам и магазин Uniqlo, и дизайнерские бары, и Германика по Первому, и фестивали-биеннале какие хотите. Все будет круто и модно, только не лезьте. Это же так банально и скучно — нечестные выборы, тотальная коррупция, менты-убийцы, полностью разрушенные образование и медицина.

Зато, смотрите, уточка какая красивая.

Ошибка в тексте
Отправить