Открытие «Гоголь-центра» Капков, Парфенов и Бартенев о новой культурной площадке
На месте бывшего Театра им. Гоголя после капитального ремонта открылось давно ожидаемое новое культурное пространство, возглавляемое Кириллом Серебренниковым. «Афиша» узнала у гостей премьеры их мнение о новом месте и вспомнила другие примеры арт-центров с современным театром.
Превращение Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр» сопровождалось затяжным скандалом, о котором «Афиша» не раз писала. Сейчас центр продолжает процесс создания нового репертуара, в которой активно вовлечена часть труппы гоголевского театра, принявшая новую художественную политику. Помимо них, над созданием спектаклей работают резиденты: команда учеников Кирилла Серебренникова «7-я студия», костромской театр современного танца Dialogue Dance и музыкальные перформеры из Москвы — SounDrama. Помимо прочего, здесь будут проводиться концерты, лекции, обещают открытие книжной лавки и свободной вайфай-зоны. В день открытия был показан спектакль «00:00», представивший работы резидентов и труппу театра.
Гости открытия о «Гоголь-центре», премьере и Серебренникове
Сергей Капков
глава Департамента культуры города Москвы
«Это же спектакль-открытие, то есть задача его — показать резидентов, показать наличие труппы. Первая часть — русский репертуарный театр, который в «Гоголь-центре» остается; вторая — современный танец; третья — «Седьмая студия»; четвертая — современная музыка, SounDrama. Нужно было показать возможности театра, показать возможности труппы и резидентов. Лично для меня сегодняшний спектакль — финальная сцена большого спектакля под названием «Театр Гоголя»: митинги, ремонт, ругань, драки, конфликты. Я уже и сам не до конца верил, что ремонт успеют закончить. Пришел в пятницу, думал посмотреть, как закончен ремонт и идет репетиция, и увидел людей, которые еще что-то подмазывают, подделывают, моют и драят, — две ночи потом не спал. Но мне кажется, получилось все хорошо. А дальше — будем смотреть».
Андрей Бартенев
художник
«Я сражен пространством. Сцена и зрительный зал стали обладать непредсказуемой магией — и зрители, и актеры на сцене сразу же становятся участниками единого спектакля, единой инсталляцией. Мне понравилось вот это ощущение, что я нахожусь на игровом поле, что я участник этой игры. В какие-то моменты кажется, что это полная импровизация. Это прекрасно. Благодаря тому, что стены освободили, потолок стал как будто крышей какого-то корабля — как у Феллини. И мы все как будто находимся в этом трюме, и сверху должен на веревках спускаться бегемот огромный! Вот у меня такое ощущение. Это осознание, что должен спуститься бегемот, оно настолько заиграло во мне, что я потом думаю: «Боже мой, я уже сижу внутри живота этого бегемота!» И вот эти молотки SounDrama как будто по его кишечнику и ребрам лупили. И это правильно. Я поздравляю всех».
Ксения Собчак
телеведущая
«Первая часть спектакля, где играли актеры бывшего Театра Гоголя, при всей ее трогательности, притом что видно, как Кирилл хотел отдать дать уважения старикам, задействовал их, — она очень показательна. Все равно видно, что это люди с другой энергией, с другим подходом к игре. И было трогательно до слез, было видно, как они старались, выучили роли, как проникновенно они играли… Но когда потом вышли молодые… Слушайте, жизнь так устроена, старость уступает место молодости, есть закон какого-то круговорота жизни, поэтому — надо уметь уходить».
Игорь Верник
актер
«Кирилла невозможно предугадать. Я знал, что это будет что-то особое, личное, но, конечно, не мог предположить ничего подобного — я говорю сейчас про спектакль. Это было очень, очень здорово. Это и трогает, и восхищает, все вместе грандиозно соединено. И плюс, конечно, пространство. Я знаю Театр Гоголя, много раз здесь был — и это удивительно, как Кирилл за несколько месяцев превратил его в пространство современное, живое, — потрясающе. Здесь ощущение свежей, мощной энергии, молодой, дерзкой, сильной, талантливой. Абсолютно ясно, что у центра огромное будущее».
Леонид Парфенов
журналист
«Благодаря спектаклю я убедился, что жанр парад-алле жив. Выйти на арену и показать, что у нас будут вольтижеры, жонглеры, канатоходцы, дрессировщики, коверные — пообещать все. И это состоялось. Все — событие есть. Точка, про которую все забыли, стала снова модной. Я поздравил Сергея Александровича Капкова, полагаю, что этот день приближал он сколько мог. А дальше — омерзительное свойство профессии — каждый раз нужно будет все доказывать заново».
Павел Лунгин
режиссер
«Веселая, комическая, лихая история, которая обещает будущий театр, будущее свободное пространство. В Театре Гоголя я никогда не был, поэтому не могу сказать, что мне жалко, что его больше нет, — для меня это египетская цивилизация. Вообще, мне кажется, театр — это с молодыми и про молодых. Когда молодые играют, я испытываю восторг».
Еще 5 мировых арт-центров, где хорошо себя чувствует современный театр
Lincoln Center
Американское сердце высокой культуры. Громадный комплекс из 12 зданий, в которых есть все: опера, балет, драма, кино, филармония, джаз, галереи и даже школа исполнительских искусств. Начиналось с того, что полвека назад Рокфеллерам и Морганам выделили пустырь в самом криминальном и гиблом районе Нью-Йорка. Процесс строительства можно разглядеть в первой экранизации «Вестсайдской истории».
Araluen Arts Centre
В 230 километрах от Сиднея расположен напоминающий санаторий центр искусств, в который можно отправиться всей семьей, забронировав номер в предусмотренном гостиничном комплексе, и, не отвлекаясь ни на что, наслаждаться современным балетом, мюзиклами, драматическими спектаклями, артхаусными кинопоказами и музыкальными концертами; для детей здесь существует особая культурная программа. В отличие от «Линкольн-центра», существующего исключительно на частные деньги, этот Araluen Arts Centre придуман австралийским министерством культуры.
Schaubühne
Самый знаменитый немецкий театр, в первую очередь — своими спектаклями, во вторую — нетрадиционным устройством. При входе — небольшое кафе, работающее весь день и еще долго после окончания спектакля (зачастую под аккомпанемент диджеев). Вместо вешалок в гардеробе — шкафчики, как в некоторых музеях, которые меняют один евро на ключ (и наоборот, ключ на евро). В расписании — разного рода дискуссии и дебаты на политические темы. Здесь же проводится международный фестиваль современной драматургии F.I.N.D. и гастролируют независимые европейские труппы.
Kablys
Громадный заброшенный ДК с колоннами и лепниной, который недавно переформатировали в крытый скейт-парк. Теперь это храм стрит-арта со специализированными магазинами, танцевальными и рисовальными мастерскими, выставками работ уличных художников и концертным клубом. В Kablys случилось одно из главных театральных событий Вильнюса — спектакль независимой бездомной команды No Theatre под названием «Mr Fluxus or Charlatans». Совершенно ясно, что это только начало.
Young Vic
В 70-е годы в здании бывшей фабрики, находящейся недалеко от старомодного театра Old Vic, группа молодых писателей, режиссеров, актеров и дизайнеров придумали свой театр, нахально назвав его Young Vic. Сегодня место знаменательно своей клубной атмосферой — это двухэтажный паб с верандой на балконе, в котором грохочет музыка и толкутся веселые лондонцы. На стенах — постеры спектаклей, идущих каждый вечер тут же за стеной. Отсутствие сувенирной продукции и литературы, которой так богат не менее замечательный Национальный театр, компенсируется наличием магазина театральной книги прямо напротив, в котором, к слову, тоже играют спектакли.
Расписание ближайших спектаклей «Гоголь-центра» можно посмотреть здесь