перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Олимпиада Пекин-2008

архив

К началу продаж билетов и туров на главное событие года «Афиша–Мир» инспектирует олимпийский Пекин — главные постройки Игр, соревнования, на которые надо постараться попасть, и удовольствия, которые можно получить между соревнованиями.

Зачем и как ехать

Олимпиада в августе високосного года грозит изменить не только местный ландшафт и послужной список участников, но и жизнь побывавшего на главном спортивном событии путешественника.

Визит европейца в Китай уже давно является событием лишь для первой стороны. К туристам, прочесывающим кварталы небоскребов в поисках пагод, привык чуть ли не каждый китайский город. При этом иностранные забавы, упавшие в почву Поднебесной, до сих пор дают чересчур буйные всходы — скажем, любовь китайцев к интернету и караоке приобретает немыслимые на родине этих изобретений формы. Похоже, та же участь ждет и Олимпиаду — мировой спортивный форум, придуманный древними греками и возрожденный французом де Кубертеном. На китайской земле праздник здорового тела грозит затронуть не только участников и зрителей, но и ненадолго перевернуть уклад жизни целой нации — даром что пройдет в одном городе.

Пекин становится другим прямо сейчас: на площади Тяньаньмэнь лежат гигантские цветочные мячи, в Запретном городе разгуливают олимпийские талисманы Фува, а в Сельскохозяйственной академии строят помост для борцов. Поэтому поездку в Китай не стоит переносить на до или после Олимпиады — туда надо ехать во время.

Билеты на Игры, конечно, на дороге не валяются. По предварительному бронированию из-за рубежа выдают лишь по одному квитку на церемонии открытия и закрытия — и еще два на любые другие соревнования. Впрочем, начиная с апреля, когда уже выйдет этот номер журнала, остатки билетов попадут в кассы только что отстроенных спорткомплексов и будут продаваться на месте по номиналу — от €50 до 400. Но и спекулянтов гонять, похоже, никто не собирается. В России продавать билеты будут уполномоченные агентства (например, «Олимпийская панорама», www.op-tours.ru). Скорее всего, попадать на Игры жителям нашей страны придется с пакетным туром, но если вы каким-то образом раздобудете билет и соберетесь в Пекин самостоятельно, бронировать жилье надо будет как можно раньше — несмотря на несколько тысяч пекинских семей, собирающихся превратить собственные квартиры в мини-отели, койко-мест в столице самого населенного государства мира будет отчаянно не хватать. Проблему передвижения по Пекину оргкомитет обещает решить, зарезервировав для олимпийского движения по две полосы на каждой городской трассе, а проблему ориентирования на местности — расстановкой англоговорящих волонтеров на каждом углу. Кроме того, специально к Играм запустили новую линию метро, оборудовав вагоны поездов телевизорами, транслирующими олимпийские новости.

Статус пекинского мероприятия высок изначально — в большинстве видов спорта олимпийские медали котируются выше титулов чемпионов и рекордсменов мира. Однако XXIX Олимпиада — это еще и размашистый мазок на холсте спорта будущего. Китайская сборная уже на предыдущих Играх, в Афинах, обогнала в неофициальном зачете Россию и в ближайшее время наступит на пятки американцам. А после Олимпиады китайский спорт шагнет еще шире — ведь привлекательность этого занятия увидит страна неисчерпаемых человеческих ресурсов. И через несколько лет будет приятно вспомнить, что посетил в Пекине не только гробницу Мао, но и колыбель будущих чемпионов.

На какие соревнования стоит попасть

Хоккей на траве

Летняя разновидность хоккея на самом деле первична — лед, шайбы и другие привычные для нас атрибуты придумали позже. И все же для путешественника из России хоккейный матч на траве — самое экзотическое зрелище Игр: индийская сборная всерьез претендует на золотые медали, каждый китайский болельщик знает правила назубок, решительно все спортсмены бегают, согнувшись пополам. В связи с последним обстоятельством женский хоккей с мячом, где в ходу форменные мини-юбки, признали самым сексуальным видом спорта (Olympic Green Hockey Stadium, 10–23 августа)

Марафон

Легкоатлетические соревнования традиционно начинаются и заканчиваются марафоном — триумфом воли, преодолением себя и 42 с лишком километров. Пока выносливые мужчины и женщины будут бежать извилистым путем от площади Тяньаньмэнь до Национального стадиона, вы сможете посмотреть на них в разных точках города — предварительно взяв напрокат велосипед. Любимейшее транспортное средство китайцев сэкономит не только силы, но и деньги: чтобы наблюдать забег в городе, не нужны билеты. Кроме того, срезая углы марафонской трассы, вы увидите куда больше, чем сидящий на стадионе зритель с билетом. Ему достанется лишь финиш, вам же — главное, процесс (15, 24 августа)

Софтбол

Облегченный вариант игры в бейсбол — для женщин — включили в олимпийскую программу в 1996 году, а после пекинских Игр изымут из обращения. Таким образом, градус финального матча можно смело умножать на два — а то и на три, если в нем примет участие китайская сборная. В день финала 13-тысячный стадион «Фентай» на юго-западе Пекина раскалится докрасна, провожая софтбол в последний путь. Желающим стать свидетелями настоящего спортивного апокалипсиса достаточно оказаться в эту минуту в кипящей толпе китайских болельщиков (Fengtai Softball Field, 12–21 августа)

Бадминтон

Во всех бадминтонных табелях о рангах первые места занимают китайцы — а значит, спортзал Пекинского политеха превратится в предмет не столько спортивного, сколько антропологического интереса. Китайский коллективизм во время выступления соотечественников достигает апогея. Кричат, хлопают и размахивают флажками абсолютно все. Нырок в толпу китайских фанатов бадминтона дает ощущение всеобщего братства — равно как, учитывая темпы роста местного населения, картину ближайшего будущего человечества. Да и бадминтон на Играх в Пекине — зрелище классом выше, чем где-либо еще в мире (Beijing University of Technology, 9–17 августа)

Прыжки с шестом

Высоты трибун «Птичьего гнезда» неподготовленного зрителя могут отпугнуть — эмоции участников без бинокля и больших экранов не разглядеть. Впрочем, попытки спортсменов подобраться к этим высотам с помощью шеста будут смотреться в любом случае эффектно. Кроме того, в прыжковом секторе Национального стадиона выше всех будет взлетать Елена Исинбаева, главная олимпийская надежда России; да и компанию на пьедестале ей могут составить соотечественницы (National Stadium, 18 августа)

Бег на 100 метров

Главное событие Игр случится во второй день легкоатлетической программы, когда мимо ста тысяч зрителей за неполные десять секунд промчится табун спринтеров. После финиша один из них станет самым быстрым человеком в мире. Телевизионные трансляции забега обычно имеют высочайший рейтинг, а за право наблюдать самый быстрый бег на планете вживую придется отдать около €300. Но оно того стоит — телекартинка не позволяет физически ощутить сумасшедшую скорость, с которой спортсмены пробегают мимо ошеломленной трибуны (National Stadium, 16 августа)

Баскетбол

С тех пор как Яо Мин (229 см) и И Цзяньлянь (213 см) освоились в НБА, любовь к баскетболу охватила практически всю невысокую нацию. Билеты на баскетбольные матчи — самые дорогие на Олимпиаде, но посетить хотя бы пару игр стоит непременно. Во-первых, Россия привезет в Пекин сильнейшую за последние десять лет сборную, осенью 2007-го сенсационно выигравшую чемпионат Европы, во главе с русской звездой НБА Андреем Кириленко и американской звездой российской Суперлиги Джоном Робертом Холденом. Во-вторых, каждый заброшенный командами мяч будет сопровождаться временным умопомрачением 18-тысячной толпы (Wukesong Indoor Stadium, 9–24 августа)

Водный марафон

Впервые в истории Игр марафонцами будут называть не только бегущих, но и плывущих: два комплекта медалей разыграют на 10-километровой дистанции гребного канала в Шуни. Пловцам придется вдвойне непросто из-за того, что старт марафона перенесли с вечера на утро — в угоду американским телезрителям. Наблюдать заплыв можно будет в режиме реального времени — арендовав велосипед и покатив вдоль набережной канала (Shunyi Olympic Rowing-Canoeing Park, 20–21 августа)

Теннис

Уладив в начале олимпийского года личные дела победой на престижном турнире в Австралии, Шарапова наконец-то нашла время сыграть за Россию — и теперь поедет в Пекин. Появление Шараповой на кортах Олимпиады, как это ни парадоксально, сродни возвращению на родину: если она выиграет, то впервые будет обязана не только самой себе, но и стране, выписавшей ей путевку в Китай. И тогда Маша наконец-то станет нашей. Наблюдать за этим — дело государственной важности (Olympic Green Tennis Center, 10–17 августа)

Синхронное плавание

В предпоследний день Игр в бассейн новенького Центра водных видов спорта нырнут восемь российских синхронисток — и наверняка вынырнут олимпийскими чемпионками. При этом не требуя от зрителя понимания спортивной составляющей выступления, а призывая исключительно к эстетическому наслаждению. Привычные атрибуты спорта — кровь, пот и слезы — в синхронном плавании скрыты водостойким макияжем, с трибун видна лишь концентрированная красота — тел, движений и музыки. Уточнять количество полученных баллов необязательно; главное — увидеть это своими глазами (National Aquatics Center, 23 августа)

Что нужно сделать в Пекине

Разведать Запретный город

Гигантский пятисотлетний дворцовый комплекс Гугун — главный туристический пункт города. Любой путеводитель расскажет о месте императорского дворца в истории Китая — но умолчит о цвете стен, который будет еще долго стоять перед глазами, о стертой — из-за огромных, как Великая стена, расстояниях — обуви, о тоскливости голого пространства, о до жестокости точных линиях и сводящих с ума прямых углах и о дорогущем скверном чае у северных ворот, который пьют в конце экскурсии как напиток бессмертия. А это именно то, зачем туда стоит идти. (пн-вс 8.30–17.00, вход — 40 CNY)

Пройтись по Великой стене


Можно по отреставрированным и кишащим продавцами кускам Стены (тур в любом отеле), а можно по диким — с фазанами, редкими крестьянами, которые без тени смущения говорят с вами по-китайски, и горным ветром. Если интересует второй вариант, нужно взять такси на весь день ($50–200) и ехать до Губэйкоу — в 180 км от Пекина, только не перепутайте два параллельных отрезка Стены разных эпох: путешествие по второму будет длиться не 3 часа, а 3 дня. Компромиссом может стать поездка на Стену в Сыматай — туда уже тоже продают туры, но толп туристов и попрошаек пока нет.
 

Попробовать 800 сортов чая

Пекинский чайный рынок Маляньдао в два раза меньше южного, гуанчжоусского, и все равно в сотни раз больше, чем можно себе представить. Здесь несколько тысяч лавок, в каждой из которых напоят чаем, расскажут, чем отличается один сорт от другого, подружатся, продадут втридорога (но все равно в пять раз дешевле, чем в центре города), оставят телефоны и расстанутся с вами лучшими друзьями. А про качество чая и цены на него в центральных магазинах здесь совершенно справедливо отзываются в том смысле, что пора снова вводить хунвейбинов.

Поесть из китайского самовара

Один общий казан в центре стола, сотня тарелочек с невероятными ингредиентами и хорошая компания, чтобы все это съесть и обсудить, — три непременных условия для высшего гастрономического счастья по-китайски. Первые два ингредиента найдутся в любом месте, где по-китайски написано «огненный казан» или по-английски — «hot pot». Самым сложным будет определиться с типом основного бульона (и именно на этот случай придуманы казаны, разделенные надвое кривой линией в виде знака «инь-ян»), так как наполнители можно заказывать наугад — получается и вкуснее, и интереснее.

Выспаться в бане

$50 в местном эквиваленте дают право 24 часа курсировать между тремя бассейнами (с холодной, теплой и горячей водой), шведским столом с королевскими креветками, массажными, парными, столами для маджонга и кинотеатром. За массаж и пиво придется, правда, доплачивать. Можно попробовать цзобэй — священнодействие, при котором банщик тоненьким полотенцем соскребет даже с самого чистого тела полведра не пойми чего и в конце зальет вас молоком с медом, — побриться, отобедать, сделать маникюр и педикюр, поспать и повторить. Чемодан можно оставить на ресепшен, а ночь в пятизвездочной бане окажется не дороже ночи в захудалой трехзвездочной гостинице — а во время Олимпиады, так и гораздо дешевле. Неплохой образец такой бани — Bao Zhong Bao. (23 Anhui Bei Li Mian Yuan, Chaoyang, +86 (0)10 6494 0092)

Заблудиться в хутунах

Старые кварталы Пекина — это одноэтажная застройка и теснейшие переулки — хутуны, название которых перекочевало во многие европейские языки. Грязь, угольная пыль, коммунальные хозяйства, общие дворы и очарование непоказного старинного быта — скоро этого нельзя уже будет увидеть. Еще немного — и Пекин постигнет судьба Шанхая, где старый город практически полностью залили бетоном и заставили бизнес-центрами.

Осмотреть водочный завод

Тур на завод гаоляновой водки — едва ли не единственный вид экскурсионного туризма, на который должен согласиться даже самый принципиальный противник групповых путешествий. Здесь можно и нужно провести полдня в попытках понять, что даже самый дешевый эрготоу — не оружие массового поражения, а действительно изысканный напиток со сложной технологией производства. Дегустация включена в цену. Как говорил Конфуций: «Это ли не счастье?» (заказ экскурсий: Chinese Culture Club, +86 (0)10 6432 9341, www.chinesecultureclub.org)

Поторговаться за антиквариат

На рынке Панцзяюань продают шкуры и рога всех животных, давно вычеркнутых из Красной книги по причине их полного уничтожения, мириады плошек, трубочек, статуэток и трубочек времен опиумной войны, одежду, кораллы, книги и мебель (в том числе и пресловутое кресло XIV века для занятий сексом — как и все остальное, впрочем, поддельное), дверные ручки и маоистские гаджеты. Здесь — вся история китайского народа. Причем — что немаловажно — без пропагандистской музейной правки. (200, Panjiayuan Lu, Chaoyang, пн-пт 8.30–18.30, сб-вс 4.30–18.30)

Съесть утку по-пекински

Пекинская утка откармливается по специальной технологии (возраст ее не может превышать 45 дней), обмазывается специальным соусом и запекается на поленьях фруктовых деревьев. Ее разрезают на 198 кусочков так, чтобы на каждом было и мясо, и кожа, — и если в этот момент (а на костях будет еще с килограмм мяса) остатки попытаются унести под предлогом приготовления из них бульона, не отдавайте: бульон всегда и везде готовят отдельно и он все равно будет жидким. Правильная утка по-пекински чуть жирнее курдючного барашка, так что есть ее можно только горячей.

Попасть на концерт в клуб

Увидеть, как зажигает китайская молодежь (впрочем, бородатые престарелые рокеры тоже встречаются), — отдельное удовольствие, с помощью которого легко преодолеть огромные, как Тяньаньмэнь с похмелья, языковые различия и установить наконец контакт с местным населением. После этого начинаешь понемногу различать мимику даже у таксистов, и все становится немножко роднее. Сделать выбор можно, набрав в любом клубе или баре экспатских газет на английском, или на www.thatsbj.com.

Ошибка в тексте
Отправить