перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Объединения и поглощения авиакомпаний

архив

Объединения и поглощения авиакомпаний угрожают радикально перекроить авиационную карту мира. Многие компании могут скоро попросту перестать существовать, а вместо них на свет появятся новые крупные перевозчики. Дальнейшее продвижение по этому пути приведет к созданию транснациональных авиамонстров.

Конец марта — начало апреля для всех авиакомпаний — традиционное время перехода на летнее расписание. Однако этой весной в США перейти на летнее расписание смогли не все. Практически одновременно несколько авиакомпаний — ATA Airlines, Aloha Airlines, Skybus и Champion Air — объявили о намерении прекратить полеты в связи с банкротством. Несмотря на разные парки самолетов и бизнес-модели, эти компании объединяло одно — ориентированность преимущественно на внутренние маршруты, которые в последнее время стали невыгодными на крупнейшем в мире авиационном рынке. Более солидные перевозчики заговорили о грядущем перераспределении маршрутов в пользу трансатлантических полетов, которые пока позволяют больше зарабатывать. Несколько лидеров пришли к выводу, что слияние с соперниками позволит избежать печальной участи небольших авиакомпаний.

Первыми к сделке пришли Delta Air Lines и Northwest Airlines. В середине апреля менеджмент договорился о создании из двух компаний одной. Ей достанется название Delta и статус крупнейшего перевозчика планеты. Новое образование превзойдет по размерам альянс Air France–KLM, считавшийся до этого момента самым большим в авиационном мире. Наиболее сложным пунктом в процессе слияния оказались переговоры с профсоюзами: после объединения ждали сокращения штата — и профсоюзы пытались добиться наиболее благоприятных для сотрудников условий. Интеграция маршрутов, а также программ часто летающих пассажиров была не столь сложной: Delta и Northwest входят в один авиационный альянс — SkyTeam. Кстати, уже упоминавшийся Air France–KLM выступает лидером в SkyTeam и намерен купить пакет акций большой Delta. Если новая американская компания расширит партнерство с франко-голландским объединением, то мировой рынок авиаперевозок получит первого трансатлантического гиганта.

Следующей в очередь на спасительное слияние встала авиакомпания United Airlines. Сначала перевозчик предложил объединение Continental Airlines, однако когда в процессе переговоров потенциальный партнер выяснил, что убытки United за первый квартал 2008 года составили $537 млн, желание работать вместе у Continental сразу же пропало. Следующим кандидатом на слияние с United оказалась US Airways. В отличие от Continental, у нового претендента финансовые показатели United не вызывали опасений. Представители компаний уже уверенно заявляют, что сделка позволит им сэкономить $1,5 млрд. Оптимизм руководства не разделяют пилоты US Airways, которые считают, что слияние с United не принесет ничего хорошего. Как и в случае с Delta, руководству United и US Airways предстоят непростые переговоры с собственными сотрудниками по поводу объединения.

Если кризис перевозок в США затронул как небольшие, так и крупные компании, то в Европе ситуация пока несколько иная. От растущих цен на топливо в первую очередь страдают авиадискаунтеры. Самая известная компания в этом сегменте — ирландская Ryanair — весной объявила, что в зимнем расписании приземлит 20 машин Boeing 737–800. Любой простаивающий самолет приносит лишь убытки, однако в Ryanair утверждают, что при существующей цене на топливо полеты на всех самолетах принесут перевозчику еще большие потери, чем простой части из них.

Негласными чемпионами по объединению в Европе остаются германские перевозчики. Еще до обострения топливного кризиса низкотарифная Air Berlin проглотила DBA, Germania Express и LTU. В начале 2008 года начались разговоры о возможном объединении низкотарифной Germanwings с Eurowings (компания выполняет ближнемагистральные рейсы) и TUIfly, специализирующейся на туристических направлениях. Подробности этой сделки пока не разглашаются.

Одним из акционеров Germanwings и Eurowings выступает немецкая Lufthansa, которая также не стоит в стороне от процесса слияний на авиарынке. Правда, эта компания ищет партнеров не для того, чтобы спасти собственный бизнес, — финансовые показатели Lufthansa позволяют авиакомпании выходить на новые рынки и скупать конкурентов, выгодно используя их слабость. В конце прошлого года немецкий перевозчик приобрел 19% акций американской JetBlue, войдя таким образом на рынок США. А в начале 2008-го появились слухи о возможной покупке немцами бельгийской Brussels Airlines, возникшей в начале 2000-х после банкротства Sabena, а также британской bmi.

Российские авиакомпании пока не особенно активно вовлечены в процесс глобальных слияний и поглощений, однако взаимный интерес не раз высказывался отечественными и мировыми перевозчиками. «Аэрофлот» заявлял о намерениях приобрести долю акций в Alitalia, сербской JAT, чешских СSA, но пока дальше слов идеи не продвинулись. Владельцы красноярской KrasAir приобрели контрольный пакет венгерской Malev, правда, пока экономический эффект от этого продвижения в Европу не очень заметен. Альянс AiRUnion, в котором KrasAir выступает лидером, год назад подписал договор о сотрудничестве с Lufthansa и Austrian, однако и здесь дальше бумаг дело пока не пошло.

Одно из самых громких заявлений последних нескольких месяцев — планы основателя Virgin Group Ричарда Брансона открыть низкобюджетную авиакомпанию в России совместно с отечественным перевозчиком. В качестве вероятного партнера Virgin на нашем авиационном рынке называется компания «СкайЭкспресс», в начале мая пригласившая на должность стратегического консультанта при совете директоров бывшего коммерческого директора Virgin Atlantic Уильяма Болтера.

Как бы все ни обернулось, ясно одно: растущая цена на топливо уничтожает привычную и уютную картину авиационного мироздания. Авиакомпаниям, еще недавно выступавшим в роли национальных перевозчиков, предстоит объединяться и в будущем существовать в условиях уже по-настоящему глобального рынка.

Ошибка в тексте
Отправить