перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Больной начал различать слова и подавать признаки жизни» О чем говорят московские новые левые

Вслед за шумными акциями «Войны» и Pussy Riot протестное искусство пришло с улиц в аудитории. В музее «Пресня» стартовал образовательный арт-проект левых художников Арсения Жиляева и Ильи Будрайтскиса; в «Платформе» Кирилла Серебренникова идет дискуссия «Новые левые». «Афиша» поговорила с авторами этих проектов о том, как социалистические идеи могут помочь искусству и обществу.

архив

«Педагогическая поэма»

Художественный проект, созданный Арсением Жиляевым и Ильей Будрайтскисом при поддержке уважаемого фонда «Виктория». Современное искусство превращается в общественно полезную инициативу: «Педагогическая поэма» в меньшей степени про эффектные жесты и в большей — про реальные дела, в данном случае под этим подразумевается образовательная программа. С марта по ноябрь в пространстве музея «Пресня» (где главный интерес представляет диорама, рассказывающая о московских событиях революции 1905 года) будут идти лекции, мастер-классы и дискуссии: темы дрейфуют от французской революции до рассказов о том, как богема превратилась в рабочую силу, от хроники петроградских фабрик до «Фабрики» Энди Уорхола. Среди приглашенных — патентованные теоретики и ньюсмейкеры вроде Осмоловского и Тер-Оганьяна, историки, кураторы, философы и активисты. Полное расписание событий «Педагогической поэмы» смотрите здесь.

Илья Будрайтскис

художник

«Современное искусство в России исторически связано с левым движением. Авангард был не просто левым искусством, но искусством, которое было неразрывно связано с жизнестроительной и образовательной практикой. Возвращение общественной роли искусства является единственно возможной альтернативой его коммерциализации. У нас не было стремления увязать проект с протестными событиями, «Педагогическая поэма» сформулировалась еще раньше. Это просто удачное совпадение. Протест пока не связан ни с какой политической повесткой. В этом его потенциал и в этом его главная проблема. Он подошел к той точке, когда необходимо сказать не просто «нам не нравится существующий режим», «мы выступаем за легитимную смену режима», а необходимо объяснить, чем конкретно режим не нравится. Думаю, в тот момент, когда мы начнем это проговаривать, обнаружится, что у разных участников протеста существуют разные причины. Об этих причинах не нужно бояться говорить: если мы будем прятаться за декорациями оппозиционного единства — придем к дезориентации и разочарованию.

С моей точки зрения, повестка приведет к обсуждению итогов приватизации, к пересмотру оснований, на которых была заложена действующая конституция. Это то, о чем в первую очередь говорят левые и о чем не способны говорить другие. Но я хочу подчеркнуть, что это выходит за рамки тематики нашего проекта, проект все-таки имеет характер не конкретно политический. Но, например, разговор об исторической памяти связан с актуальной ситуацией. Если дискуссии выйдут на современную политику, конечно, никто не будет против.

У Серебренникова тоже про левых? Почему такой интерес к левым? Тут никакого совпадения нет. В крупных городах уже проснулся вкус к политике, люди постепенно начинают понимать, что внеполитические методы вроде волонтерства или абстрактного требования честных выборов сильно ограничены, идет поворот к политике ценностей. Людей начинает интересовать не только активность сама по себе, но и идеи, которые за ней стоят».

Новые левые: выбор Будрайтскиса

Арсений Жиляев

художник

«Я думаю, что после выборов это общее настроение — включаться в работу, заниматься просвещением, стремиться хоть к небольшим, но реальным изменениям, способным готовить будущее. В этом смысле «Поэма» оказалась как нельзя кстати. И думаю, что это только начало. Невозможно точечными художественными акциями что-то серьезно изменить. Поэтому уверен, появится все больше и больше проектов на границе социально ангажированного искусства и реальной практики. Необходимо сделать так, чтобы искусство стало работать на общество, чтобы гигантский потенциал воображения и освободительной мысли начал воплощаться в жизнь. Я верю, что это возможно, просто нужно перестать пиариться и взяться за работу.

Итоги выборов показали, что левая повестка актуальна как никогда. Причем не только для тех, кто вынужден под страхом увольнения выходить на митинг в поддержку Путина. Достаточно беглого взгляда на список требований, исходящих от молодых творческих тружеников, чтобы понять, что они довольно далеки от неолиберальных программ наших политиков. Скорее речь чаще всего идет о социально-демократическом устройстве, этаком шведском социализме. Просто все стесняются произносить вслух такие слова, как «социализм», «левое». Но посмотрите: социальные сети, свободный доступ к знаниям, к интеллектуальной продукции, возможность максимально участвовать в жизни своей страны вплоть до прямой демократии, экология, экология, экология, борьба за права всевозможных угнетенных, гуманизм в хорошем смысле слова, человечность обликов городов и власти в принципе, забота об образовании и вообще полное развитие каждым человеком своих творческих способностей — все это социалистическая повестка дня.

 

 

«Это принципиально новый этап, который отличается от индивидуального героизма «Войны». Нужно готовить людей к массовому демократическому участию в жизни своей страны»

 

 

Не могу сказать, что являюсь поклонником теории малых дел. Она может социализировать субкультуры, но, как показывает исторический опыт народников, без больших целей и готовности в какой-то момент приступить к их реализации ничего не получится. С другой стороны, раньше весь инструментарий искусства был как бы вне российской ситуации, то есть социально ангажированные художники будто ухаживали за больным, находящимся в коме. А теперь больной начал различать слова и подавать признаки жизни. Это означает, что многие методы современного искусства становятся крайне актуальными.

Многие начали говорить о необходимости идти в народ, о просвещении, работе с политическими и гражданскими организациями. Это принципиально новый этап, который отличается от индивидуального героизма «Войны». Нужно готовить людей к массовому демократическому участию в жизни своей страны. А это, согласитесь, не то же самое, что рычать на Путина. И у искусства есть опыт в такого рода работе. Сейчас идут споры, каким образом художники могут включиться в этот процесс. «Педагогическая поэма» попала в нужное время. Я уверен, что дальше будет больше, просто нужен период для осмысления. Продолжать дальше делать перформансы или же заниматься исключительно проблемами эстетики невозможно. По крайней мере на какой-то период времени. Сразу можно сказать, что много будет работы, связанной с образовательными проектами, с поддержкой активистских инициатив, с гражданским контролем за разными сферами жизни. В основном это политизированный вариант research-based art и эстетики взаимоотношений».

Новые левые: выбор Жиляева

Дискуссия и концерт «Новые левые»

Несколько выбивающееся событие в рамках проекта Кирилла Серебренникова «Платформа»: 25 марта вместо спектакля на «Винзаводе» состоится дискуссия о новых левых в театре и вообще. Модерировать беседу о том, куда подевались социалистически настроенные русские режиссеры и каково вообще место художника в новом протестном движении, будет театральный критик OpenSpace Марина Давыдова. Все должно закончиться совместным концертом, на котором музыканты близких «Платформе» группировок в компании голландской девушки с челкой и меццо-сопрано будут исполнять песни «Гражданской обороны», зонги Эрнста Буша на стихи Маяковского и хиты шведской европоп-группы Army of Lovers — то есть обязательный плейлист зимних митингов плюс интеллигентские революционные номера. Которые, впрочем, в пресс-релизе по-буржуазному названы «вкусностями радикального искусства». Полное расписание событий «Платформы» смотрите здесь.

Кирилл Серебренников

режиссер, основатель проекта «Платформа»

«Этот тренд давно существует. Не секрет, что огромное количество художников во Франции является левыми интеллектуалами — речь, понятно, идет не о поджогах автомобилей. Семейство Гаррелей, например, — это отъявленные леворадикалы. Во Франции даже троцкистов очень много. Это все интересно, это влияет на общество. И вот нужно разобраться в том, как это все работает у нас. В России сейчас тоже есть левая повестка: я не имею в виду Зюганова, конечно. Есть левое направление в интеллектуальной деятельности — та же «Война» к нему относится. Но повестка работает в очень ограниченном спектре. Интересно в этом разобраться. Понять, это тенденция или случайные споры.

Левая повестка в первую очередь должна быть выражена через средства искусства. Как это всегда бывает: философские трактаты, публицистика, искусство, потом площадь. А у нас все, что мы видели на площадях, не вполне левое, — тот же Прохоров отнюдь не левак, например. И вообще, как правило, люди, которые выходили на Болотную, — это средний класс, консервативное большинство. Левые — другие, мне интересно про них подумать. Я увидел вокруг достаточно много людей, которые заражены левой идеей, — философов, гражданских активистов, художников. Интересно, что новые левые есть в Польше, там целое направление рассерженных режиссеров, которые отстаивают левую идею. У нас таких нет. На дискуссии будут польские товарищи, которые про это расскажут. После того как поговорим, в каком виде левые идеи присутствуют в нашем и мире, и том, почему в России их почти нет, будет концерт революционных песен».

Новые левые: выбор Серебренникова

Ошибка в тексте
Отправить