перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая жизнь городов Какой должна быть хорошая транспортная система

Передвижение по Москве мучительно как для автолюбителей, так и для пешеходов: пробок много, автобусов мало, в метро — давка. «Афиша» показала город Федерико Паролотто, эксперту группы Mobility in Chain, работающей в Джакарте, Хельсинки, Париже и Мехико, и узнала, как это исправить.

архив

Сделать вокзалы понятными

«Вокзалы — это ворота города, и они должны быть достойно оформлены. Тем более в Москве на вокзалы прибывают экспрессы из аэропортов — что уже большой шаг вперед по сравнению с тем, что я видел несколько лет назад. Но что видит иностранец, приехавший в Москву? Палатки, вывески, бесконечную парковку. Что ему делать дальше, куда пойти? Как попасть в метро или на автобус, найти свой отель, перекусить, отправиться смотреть достопримечательности? Разобраться в этом сегодня невозможно совершенно. Например, нет почти никаких указателей; я уж молчу про английский. Но этого было бы мало. Надо так организовывать пространство вокруг этих транспортных узлов, чтобы пересадка с одного вида транспорта на другой была легкой и понятной. Приехал на машине, поставил ее на парковку, которая никому не мешает, приехал на автобусе — вышел и сразу понял, к какому перрону тебе надо попасть. Качественный общепит, ­киоски и магазины тоже важны, но базовая навигация все-таки важнее».

Сузить широкие проспекты

«Однажды я ехал ночью в Москве на такси, и водитель гнал со скоростью больше сотни километров в час — и это в центре города! Конечно, ведь улица была пустой. А что днем? Те же улицы, восемь полос, а то и больше, от края и до края забиты машинами. При этом средняя скорость — 10–20 км/ч, и это еще хорошо. Это ­потому, например, что вдоль улицы паркуются автомобили, которые все время должны либо искать себе место, либо выезжать. А еще есть боковые улицы, с которых тоже выезжают и на которые тоже сворачивают. Город очень много сделал для того, чтобы максимально облегчить жизнь автомобилям: убрал повороты налево, светофоры, расширил дороги. Но это привело к тому, что машины заполнили все пространство без остатка, а вот качество жизни упало, очарования у города теперь нет. Трудно представить себе более бессмысленное, нерациональное отношение к городу, чем эти широкие проспекты и Садовое кольцо. Их можно было бы легко сузить в два раза, отдать часть полос общественному транспорту, велосипедистам, расширить тротуары для пешеходов».


 

 

Вернуть площади прохожим

«В Москве все площади отданы транспортным потокам, но смысл городских площадей совсем в другом — они должны быть местом для общения людей друг с другом и с городом. Сейчас же в большинстве случаев пешеходам приходится прятаться под землю, чтобы пересечь это пространство, или обходить его кругом по узким тротуарам. А сами площади никак не участвуют в жизни горожан. Но это нерационально. Вы получаете несколько сотен квадратных километров в городе, которые сплошь забиты фыркающими машинами, при этом они все равно встают в пробках, не дают проехать общественному транспорту. Яркий пример — площадь у метро «Добрынинская» с этим гигантским подземным переходом. Надо сократить количество автомобилей в городе, и тогда площади станут частью обычной городской жизни — и помогут поменяться отношению жителей друг к другу и к окружающему пространству».

 

 

Подземные переходы должны стать наземными

«Посмотрите на перекресток у храма Василия Блаженного. Я вижу улицу Варварку, до нее рукой подать, но, чтобы попасть туда, я должен пройти по подземному переходу, хотя движение тут не такое и сильное. Зачем? Подземные переходы вообще сильно вредят городу, это хорошо показывает Ян Гейл в своих исследо­ваниях. Поведение жителя в городе основано на том, что свойственно человеку как виду. Наша способность обозревать пространство ограничена определенной шириной и глубиной. Мы чувствуем себя комфортно, если все видим и контролируем. Когда мы спускаемся в подземный переход, наш контакт с городом резко ограничивается этими коридорами, в которых все одинаково, — и это очень неуютное ощущение. К тому же лестницы — это препятствие, особенно зимой. Из-за этого люди меньше ходят пешком, а из-за этого улицы становятся безлюдными, скучными, опасными, в конце концов».


 

 

Сделать набережные пешеходными

«Процесс возвращения набережных пешеходам идет во всех городах. Посмотрите на Париж — там просто закрывают набережные для машин и переделывают их в пешеходные зоны. Сказалось ли это на транспортной ситуации? Конечно — машин стало меньше! Встаньте на мост у Васильевского спуска в Москве и посмотрите на набережные в историческом центре, самом интересном месте города для туристов и для самих москвичей. Что вы видите? Тонкая линия — это тротуар, на котором едва могут разойтись два человека. Две полосы дороги, изрядная часть которой занята просто припаркованными машинами. Более широкий тротуар у самой реки — но, чтобы попасть к нему, нужно как-то умудриться пересечь этот транспортный поток. И это прямо напротив Кремля. Неужели ваш город достоин такого отношения к себе? Не думаю. Нужно либо сильно сузить пространство для автомобилей и расширить тротуары, либо просто закрыть набережные для машин. Тогда там появится жизнь».


 

 

Цивилизовать автобусы, троллейбусы и трамваи

«Характерная картина для Москвы: едет автобус или троллейбус, с трудом пробиваясь сквозь пробки. В салоне — 5 человек. На улице — десятки машин, в каждой по одному человеку. Если их всех пересадить в автобус, он поедет гораздо быстрее. Необходимо сделать так, чтобы общественный транспорт двигался только по выделенным линиям, тогда он будет ездить быстрее — и люди начнут предпочитать его, а не частный автомобиль. Но для этого нужно, чтобы автобусы ходили чаще, чтобы остановки были удобными и могли служить укрытием в непогоду, чтобы не надо было стоять в очереди за билетами на входе и так далее. Особенно хорошо это может работать с трамваями. Тогда они превратятся в один из самых эффективных видов транспорта в городе. А сейчас стоишь на остановке и не знаешь, когда приедет автобус, куда на нем можно будет отправиться и далеко ли ты на нем уедешь. А иностранцу с этим справиться и вовсе невозможно».

 

Улучшить навигацию в метро

«В Москве удивительно красивое метро, и оно играет очень важную роль в транспортной системе — как-никак им пользуется абсолютное большинство жителей. В этом легко убедиться, спустившись туда в час пик. Но для иностранцев, например для меня, перемещение в метро — это совершенно невыполнимый квест. Там нет ни одного указателя на английском языке. Как перейти на другую станцию? В какую сторону надо ехать? Как понять, на какую улицу надо выходить? Ко входам в метро те же претензии, что и к вокзалам (к тому же они часто находятся рядом), — они очень красивые, но перед ними стоят палатки и паркуются в несколько рядов машины. Пройти к ним нелегко, понять, где рядом находятся остановки общественного транспорта, — еще труднее. Должно быть наоборот: вход на станцию должен быть хорошо виден издалека, к ней должны вести указатели, рядом должны быть остановки для автобусов и троллейбусов, которые легко найти».

Теги
Иллюстрации: Сандра Балоян. Интервью:
Ошибка в тексте
Отправить