перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая жизнь городов Как архитектура делает лучше Севилью, Париж и Роттердам

В силу архитекторов уже никто не верит — принято считать: от красивых домов жизнь людей не становится лучше. «Афиша» нашла контрпримеры в самых разных странах мира — и рас­сказала, как именно они работают.

архив

Здание-навес в Севилье, реанимировавшее жизнь квартала

Metropol Parasol — самая большая деревянная конструкция в мире: ее высота — 26 метров. У конструкции четыре уровня, нижние два посвящены истории квартала — найденные археологами руины стали подземным музеем. На первом этаже находится заново открытый городской рынок, который когда-то играл в жизни района важную роль, но потом пришел в упадок, не выдерживая конкуренции с супермаркетами. Следующие уровни уже приподняты над землей: на крыше рынка — открытая площадь, предназначенная для концертов и праздников, а дальше — террасы, с которых открывается лучший вид на старый город. При этом сама конструкция отбрасывает на всю площадь большую тень, что в испанском климате для общественных пространств становится критически важным. Главная социальная функция проекта — район, сложившийся когда-то вокруг рынка и начинавший вымирать из-за его закрытия, зажил новой жизнью.

 

Деревянный Metropol Parasol изменил отношение к району у его обитателей и у остальных жителей Севильи, да и туристов теперь навалом

Молл, ставший библиотекой, в Техасе

В брошенном торговом центре компании Walmart администрация города МакАллен решил устроить библиотеку площадью в 12 тысяч квадратных метров. В молле пришлось поменять окна, добавить новое освещение, придумать четкую структуру внутренних секций. Архитекторы утверждают, что это самая большая одноэтажная библиотека в мире, по крайней мере одна из самых просторных: высота потолков — более 6 метров. Тут есть аудитория на 180 человек, отдельные залы для взрослых, детей и подростков, кафе, компьютерная лаборатория и подсобные помещения. Все затраты обошлись городу в $24 миллиона — при этом посещаемость библиотеки выросла невероятно, и, что особенно важно, частыми посетителями стали подростки и пенсионеры.

 

В техасском МакАллене архитекторам удалось сделать два хороших дела разом: и старый ангар не пришлось ломать и библиотеку пристроили
 

Жилой дом в Париже, который спасли, украсили и использовали на благо экологии

Шестнадцатиэтажная башня Bois-le-Prêtre была построена 50 лет назад на северных парижских окраинах. С тех пор она безнадежно устарела и больше не соответствовала стандартам — и потому что обветшала, и потому что планировки квартир не учитывают современных норм. Две команды архитекторов решили ее обновить: расширить плиты перекрытий и за счет этого увеличить размер квартир — пристроить балконы и добавить оранжереи. Помимо того что новая организация фасадов дала возможность переделать все квартиры, использованные технологии позволили существенно сократить потребление энергии. К тому же обновление здания обошлось в два раза дешевле, чем мог бы стоить снос и новое строительство.

 

В России башен, подобных парижской Bois-le-Prêtre, много — оказывается, и их можно делать красивее и удобнее
 

 

Мост в Роттердаме, построенный с помощью краудфандинга

Девизом проекта, результатом которого стал пешеходный мост Luchtsingel, был слоган «Чем больше ты пожертвуешь, тем длиннее будет мост» — конструкция возводилась по мере поступления средств и, как говорят участники проекта, ничто не стимулировало горожан давать деньги больше, чем вид недостроенного объекта. В результате общая длина Luchtsingel составила 350 метров, и мост связал центр Роттердама с районом Хофбоген, из которого до этого добираться до центра было трудно (район и центр разделяло шоссе, пересекать которое было сложно). В общем-то, этот мост планировала строить и администрация города — вот только появиться он должен был в течение ближайших 30 лет, и жители решили, что не хотят ждать так долго. Мост построен из 17000 досок, и каждый, кто внес пожертвование, мог оставить любую надпись на одной из них — признание в любви, рекламное объявление или просто свое имя.

 

%Gallery(3% 

Элитное социальное жилье в Нью-Йорке

Via Verde — жилой комплекс в Южном Бронксе; редкий пример, когда серьезные современные архитекторы (в данном случае бюро Dattner Architects и Grimshaw Architects) занимаются доступным жильем. 222 квартиры разнесены по разным зданиям — от шестнадцатиэтажных башен до двухэтажных таунхаусов. Таунхаусы окружены садами, и с этих садов начинается ступенчатая зеленая терраса, по которой могут прогуливаться жильцы дома. Общая площадь зеленых крыш — 40000 метров, и эти крыши засажены садовыми и фруктовыми деревьями, на них же выделены специальные участки, где жители могут сами выращивать нужные им растения. Специально для этого все здания развернуты к солнцу. Кроме того, среди жителей Южного Бронкса высокий уровень заболеваний сердца и дыхательных путей — поэтому в здании есть медицинский центр и спортивный зал. Комплекс рассчитан на жителей с разным уровнем дохода, для тех, кто хочет купить квартиру, арендовать самостоятельно или в складчину, — таким образом, квартал не превратится ни в гетто, ни в элитное жилье.

 

Построить социальное жилье в богатом Нью-Йорке непросто: бедных здесь хватает, но нельзя испортить имидж города — с Via Verde архитекторам удалось соблюсти все требования
 

Портовая гавань в Ванкувере, переделанная в экологичное общественное пространство

Раньше на этом месте была угрюмая промзона — теперь жители города гуляют здесь по широким променадам вдоль воды. Пешеходные и велодорожки открывают доступ к морю и связывают этот район с близлежащим парком на востоке и соседними жилыми кварталами. Главная заслуга проекта в том, что дизайнеры и архитекторы работали не только с городским пространством, но и с окружающей средой: проект стал успешным примером поддержания городской экосистемы. Например, важный элемент проекта — конференц-центр с самой большой зеленой крышей в Канаде, на которой расположились 400000 растений и 4 колонии пчел. Она же решает несколько практических задач — это естественная термоизоляция, а также сбор дождевой воды, которая в дальнейшем используется в самом здании. Почти треть пространства новой набережной надстроена над водой, поэтому здесь же можно понаблюдать за богатой подводной флорой и фауной. В работе над этим проектом команда архитекторов советовалась не только с городским правительством, но и с местными жителями и даже с департаментом рыболовства.

 

Освоение портовых районов идет во всем мире, но Ванкуверский конференц-центр выделяется и на этом фоне — хотя бы ответственным отношением к природе
 

Бульвар в Копенгагене, который объединяет иммигрантов

Superkilen — одновременно бульвар, площадь и парк длиной в километр в одном из самых мультинациональных районов Дании: в соседних домах живут люди из более чем 60 стран. Именно этой мультинациональности и посвящено пространство: здесь есть турник из Лос-Анджелеса, водокачка из Израиля, китайские пальмы и дорожные знаки из Катара и России. Каждый предмет подробно подписан — на датском и на языке страны, из которой он происходит. Но это не только художественное высказывание о толерантности — пространство еще и очень функционально. Здесь есть три зоны, покрашенные в три разных цвета: «красная площадь», «зеленый парк» и «черный рынок». Первая служит общей открытой площадкой, на «черном рынке», проходящем через жилую улицу, собираются и общаются местные жители — здесь есть столики для барбекю, шахматы и лавочки, а парк со спортивными развлечениями предназначен прежде всего для детей и молодежи.

 

Ошибка в тексте
Отправить