перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Человечество и так на грани выживания, но китайцы скоро перешагнут эту грань» Как существуют гигантские китайские города

Современный Китай — это не только почти полтора миллиарда человек населения, но и самые большие города в истории человечества. «Афиша» собрала мнения архи­текторов и экспертов, живущих в Китае и изучающих его, о том, к чему приводит эта ситуация и как из нее выходить.

архив

Деревни превращаются в города

Гигантская строительная площадка появилась в 2012 году рядом с городом Ланьчжоу, в котором живет около 3 млн человек, и место вы­брано с умыслом — неподалеку крупные города, столицы об­ластей, и все вместе они могут когда-то соединиться в один супергород

Лу Сюэи

старший социолог Китайской академии социальных наук

«Рост ки­тайских городов связан с сельским предпринимательством. Система прописки в стране поделена на две части — городскую и сельскую. Тем, кто прописан в деревне, запрещено работать в городах по большинству современных профессий. Фермерам не остается ничего другого, кроме как заниматься сельским хозяйством, в результате растут фермерские рынки, торговля — и китайские деревни превращаются в небольшие города. В 80-х и 90-х их появилось очень много. ­Некоторые из них благодаря своему географическому положению становились не только центрами распределения сельскохозяйственных товаров, но и транспортными узлами, в них развивались телекоммуникации, промышленность, финансовый сектор, культура, образование. И все бы хорошо — но дальше жители деревень и малых городов начинают переезжать в мегаполисы, потому что в малых все равно недостаточно развита промышленность и там не найти себе нормальную работу. И никакие ограничения, связанные с пропиской, их не останавливают».

 

 

 

Том Холланд

колумнист South China Morning Post

«Те, кто верит в силу урбанизации, указывают, что сейчас только половина жителей Китая живет в городах. Чтобы сравняться с развитыми странами, необходимо за пару десятков лет переселить в города еще четверть населения, что в свою очередь означает, что надо перевезти из деревни в города около 300 миллионов человек, почти все население США. То есть Китаю нужно строить каждый год по новому городу размером с Шанхай. И это сулит много проблем. Переселение фермеров в города — часто лишь предлог для захвата их земель и последующей перепродажи. Фермеры должны получать компенсации, но они все равно теряют постоянный источник дохода — и в результате урбанизации они становятся беднее, а не богаче».

 

 

 

Ян Кайчжон

социолог, профессор Пекинского университета

«Урбанизация должна означать также и социальное развитие. В Пекине из 20 миллионов жителей около восьми — это рабочие-мигранты; очень много. И у них масса проблем. Во-первых, они не пользуются тем же уровнем социальной защиты, что и «коренные» горожане, они живут в плохих домах, с трудом находят работу. Во-вторых, они все еще не привыкли жить в городских условиях, не избавились от деревенских привычек. Когда я исследовал Куншан, небольшой город в провинции Сучжоу, я обнаружил, что многие из его жителей все еще живут, как в деревне. Например, они по-прежнему выливают грязную воду прямо за окно — они так делали, когда жили в бунгало за городом. Некоторые все еще готовят еду на кострах или в жаровнях. С социальной точки зрения урбанизация не достигает своих ­целей».

 

 

В недвижимость вкачивают слишком много денег

Район Пудун в Шанхае — деловой центр для всего Китая: здесь обитают 5 млн человек, а в местных небоскребах в год проворачиваются около 54 млрд долларов — больше, чем бюджет всей Москвы

Фан Чжэньнин

архитектурный критик, куратор

«Китайская урбанизация может развиваться по двум сценариям. Если все пойдет хорошо и мы все сделаем правильно, то мы превратимся в Европу. Если плохо — в Южную Америку, со всеми ее проблемами. Лично я считаю, что урбанизация для Китая — это огромная трагедия: огромные дома строятся исключительно потому, что на это есть деньги. В Китае сейчас очень много денег, даже слишком много».

 

 

 

Гордон Чанг

экономист, политолог

«Рынок недвижимости в Китае на пике. Это пузырь, а все пузыри лопаются рано или поздно; тут нет никакого особого пути. Китайское правительство долго вкладывало в экономику столько денег, сколько она не могла переварить, — и они уходят в спекуляции недвижимостью, что приводит к самым высоким в истории страны ценам, а также к появлению городов-призраков, в которых никто не живет. Теперь правительство собирается снизить объем инвестиций. Во-первых, госбанки, которые были источником денег, не могут больше ссужать их на тех условиях, на которых они это делали раньше, это плохо сказывается на их отчетности. Во-вторых, государственные инвестиции оказываются малоэффективными. В-третьих, они приводят к неконтролируемому росту инфляции. В общем, все идет к тому, что в итоге пузырь лопнет и правительству придется со всех ног спасать банки, чтобы не рухнули фондовые биржи, а за ними и вся экономика».

 

 

Экология стремительно ухудшается

Юй Концзянь

архитектор

«Я очень критично смотрю на городское планирование и на архитектуру в Китае. Правда в том, что башня CCTV — это плохо и неэкологично. Шанхайская набережная Вайтань — это тоже плохо. И здания, построенные для Олимпиады, — плохо. На все это потрачено слишком много стали, энергии и денег. Сейчас в Пекине отвратительное качество воды, ужасный воздух, пробки — вот этим надо заниматься. Одна из самых больших проблем Пекина — водоснабжение. Уровень воды в источниках падает на метр каждый год. Наши вычурные сады и парки требуют очень большого количество воды для полива. При этом 70% поверхностных вод загрязнены, а подземных вод все меньше. ­Человечество и так на грани выживания, но китайцы скоро перешагнут эту грань».

 

 

 

Сянь Минь Чжан

архитектор

«Китай не может себе позволить такой стиль жизни, который ведут европейцы или американцы: жить и работать в разных местах, передвигаясь между домом и работой на машине. Если в Китае будет столько же автовладельцев, сколько есть сейчас в Европе или США в пересчете на душу населения, то машины просто будут стоять в бесконечных пробках, никто не двинется с места; даже если учесть все планы по строительству дорог. Сегодня пекинцы в среднем тратят по четыре часа в день на дорогу, шанхайцы — от двух с поло­виной до трех. Очевидно, что города перенаселены, плотность слишком высока. Нам нужны серьезные изменения в инфраструктуре, нет другого выхода — иначе нас ждет взрывной рост трущоб, чудовищное загрязнение воздуха, почвы и воды».

 

 

Национальная архитектурная идентичность стирается

Колесо обозрения высотой в 120 метров построили на мосту в городе Тяньцзинь — третьем по величине в Китае. Проживают в городе 14 млн человек, а максимальная пропускная способность аттракциона — 748 человек в час, то есть понадобилось бы 2 года безостановочной работы, чтобы все горожане смогли нем прокатиться

Фан Чжэньнин

архитектурный критик, куратор

«В Китае сейчас самое главное — это земля. Если вы снесли старый дом — у вас появляется земля, ее можно продать инвестору, а он может построить большое высокое здание и продать в нем площади — и заработать. Все делается ради денег. Недавно один девелопер купил у администрации города кусок земли за огромную сумму. Когда стали расчищать площадку для постройки нового здания, то оказалось, что там старая крепостная стена — причем сохранилась не только она, но и древняя утварь и оружие монголов, которые пытались взять эту стену приступом. Археологи и ученые кричали в один голос о том, что надо это сохранить, но никто их не стал слушать и все снесли. В итоге, к сожалению, Китай уступает в смысле национальной идентичности архитектуры даже Вьетнаму и Корее. У них не меньше экономических возможностей, но тем не менее там ухитряются строить здания с большим национальным колоритом. И этому стоит поучиться».

 

 

 

Бьянка Боскер

исследователь китайской архитектуры

«Сейчас в Китае появ­ляется очень много копий западной архитектуры. Многие рассматривают их как свидетельство преклонения Китая перед Западом, но на самом деле это скорее памятники китайским достижениям и прогрессу, а не нашим. Для многих французская вилла — символ роскоши, как сумка Chanel. К тому же европейский подход позволяет более эффективно использовать землю, чем традиционная китайская архитектура. Китайцам повезло: они могут ставить смелые эксперименты в градостроительстве. Некоторые проекты появляются и почти сразу исчезают: квартал в Шэньяне с копией вокзала в Амстердаме и Дворца мира в Гааге снесли почти сразу же после строительства».

 

 

 

Тиань Цин

специалист по сохранению наследия

«Каждый город старается теперь протолкнуть свои памятники в Список ЮНЕСКО. Проблема в том, что модернизация и традиции несовместимы. Вы не можете вести машину, повернув голову назад. Вы говорите женщине из народа мяо, что ее национальная одежда прекрасна, а она говорит, что хочет джинсы. Вы говорите человеку из народа дун, что их бамбуковые дома — прекрасны, а он говорит — нет, в нем нет водопровода. Людям нужна модернизация. Запад научился сочетать эти вещи, двигаясь постепенно. Мы несемся со всех ног. Человечество еще не видело изменений, которые совершались бы на такой скорости и с таким количеством людей. Модернизация оказывается хуже культурной революции — там было насилие над людьми, здесь люди сами отказываются от своих традиций».

Ошибка в тексте
Отправить