перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Небеса обетованные

архив

В России начинает бурно развиваться рынок дешевых перелетов

Словосочетание low cost превратилось в заклинание для российских туристов. Авиакомпании Ryanair или easyJet уже известны не меньше, чем Lufthansa, хотя первые два перевозчика в Россию не летают. Известия о тарифах в 10–15 евро, а иногда и о бесплатном перелете, заставляли мучиться над вопросом: когда это будет у нас? Чиновники и представители крупных авиакомпаний до последнего времени были крайне категоричны — в России такого не может быть, потому что не может быть никогда. Здесь у авиакомпаний практически нет шансов значительно сокращать расходы, поэтому нет способов и радикально снижать цены на билеты. Нет второстепенных аэропортов, которые позволяют сэкономить 10–15% затрат перевозчика. Нет возможности приобрести новый флот, который в первые три года полетов обходится без каких-либо серьезных форм техобслуживания, а следовательно, максимум времени проводит в воздухе (любой дополнительный простой на земле — убыток перевозчику и прибавка к цене на билет пассажиру, именно поэтому европейские бюджетные компании покупают новые самолеты). Наконец, небольшие расстояния между городами в Европе позволяют одному самолету совершить несколько рейсов в день, российская же география нередко подразумевает трехчасовой перелет в одну сторону, что с трудом может позволить себе бюджетный перевозчик. Несмотря на все «нет», в России в конце прошлого года все-таки появился бюджетный перевозчик — SkyExpress 01. Теперь ему предстоит либо опровергнуть, либо подтвердить заявления о невозможности low cost модели на внутренних линиях.

SkyExpress и билеты по 500 р.

Получив два Boeing 737, лицензию эксплуатанта, код «ЭХ» для внутренних перевозок и код «ХW» для полетов за границу, SkyExpress открыл первые рейсы в Сочи, Ростов и Мурманск. Цена билета по промотарифу — 500 р. в одну сторону, все налоги и сборы включены. По словам пресс-секретаря

SkyExpress Виталия Коренюгина, такой тариф будет действовать по крайней мере до конца 2007 года на всех рейсах, но в каждом самолете по нему станут продаваться не более 20–30 мест. Цена остальных билетов по открытым на сегодняшний день направлениям может доходить до 3700 р. Несложно догадаться, что улететь дешевле сможет тот, кто купит билет раньше всех. Такая же схема продажи билетов будет и на следующих направлениях компании, у SkyExpress уже есть лицензии на полеты в Тюмень, Волгоград, Калининград и Анапу. Перспективы открытия самого ожидаемого рейса — Москва–Санкт-Петербург — до сих пор неясны, у компании пока нет лицензии на его выполнение. К тому же парка из двух самолетов для запуска полетов в Питер недостаточно; даже при условии быстрого получения лицензии SkyExpress придется дожидаться остальных лайнеров (в первом полугодии 2007 года парк хотят увеличить до шести машин).

Помимо невысоких цен SkyExpress пытается предложить потребителям новые способы покупки билетов: забронировав билет на сайте или по телефону, в дальнейшем путешественник может оплатить его в одном из отделений банка ВТБ24 02, в банках, подключенных к платежной системе Contact 03, либо же через почтовое отделение.

National Wings и самолеты Туполева

Второй ожидаемый проект в нише российских бюджетных перевозчиков — компания National Wings. Ее созданием сейчас занимается Национальная резервная корпорация 04 (НРК). Решив избежать процедуры получения свидетельства эксплуатанта (этот процесс может занять несколько месяцев и существенно задержать начало работы), НРК для воплощения своих планов купила существующую компанию с уже готовым свидетельством — «Авиалинии-400». Специально для проекта уже приобретено два Ту-154М, но основу парка составят Ту-204 — к маю National Wings должны получить пять таких самолетов, раньше эксплуатировавшихся в других российских компаниях. Большого секрета в патриотизме перевозчика нет: Ту-204, которые окажутся в бюджетном проекте, принадлежат лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» 05, доля в которой, в свою очередь, принадлежит НРК. Желание создать бюджетную компанию с Ту-204 на рынке было воспринято скептически. Компании, в чьем парке были или до сих пор находятся эти суда, считают, что их экономика не позволит держать невысокие тарифы. Однако Константин Тетерин, курирующий в НРК создание National Wings, убежден, что на определенных линиях Ту-204 может быть эффективен.

Начать полеты National Wings хотят в конце марта, вместе с переходом всех компаний на летнее расписание, но летом ждать новых дешевых внутренних рейсов не стоит. Сначала компания будет работать преимущественно на чартерных туристических направлениях. Непосредственно бюджетный проект (сразу с выходом на большую сеть маршрутов) предполагается запустить осенью 2007 года. О своей географии National Wings пока говорят неохотно, намекая лишь, что рейсы охватят не только европейскую часть России, но и регионы за Уралом.

Low cost и особый русский путь

Два российских бюджетных перевозчика взяли названия в английском языке и пока предпочитают писать их латиницей, хотя летать они планируют преимущественно внутри страны. Возможно, что на российских направлениях у новых компаний появится еще один конкурент — об изучении вариантов создания бюджетного перевозчика в конце прошлого года заявили представители входящей в «Альфа-групп» инвестиционной компании «А1» 06 (бывшая «Альфа-Эко»). Правда, гораздо более серьезными соперниками SkyExpress и National Wings в борьбе за пассажиров станут, скорее всего, уже работающие компании, которые постепенно заимствуют идеи ведения бизнеса у бюджетных перевозчиков. S7 Airlines 07 (бывшая «Сибирь») в прошлом году для продвижения своего сайта продавала через интернет билеты по 300 р., со всеми сборами поездка обходилась в 600–900 р. В декабре же была устроена специальная акция для офлайн-потребителей. Основным ее отличием стал период, на который продавали билеты: в последний месяц 2006 года недорого предлагались рейсы не только зимнего, но и всего летнего расписания (до октября 2007 года). Когда путешественники оплачивают свою поездку за несколько месяцев до ее совершения, они фактически кредитуют авиакомпанию, ведь оплаченная услуга им предоставляется не сразу, а возможность получения компанией столь «длинных» денег, в свою очередь, позволяет ей несколько снизить тарифы.

Ошибка в тексте
Отправить