Как я не стал предателем
Найм в «Наши»
Однажды у меня на работе зазвонил телефон. Женский голос сказал, что со мной хочет поговорить Василий Григорьевич Якеменко, тот самый лидер «Идущих вместе», который недавно обогатил русский язык ругательством «калоед». Убедившись, что я готов, секретарша перекинула звонок, и я услышал голос Василия:
– Олег, ты знаешь, конечно, что я создаю движение «Наши»… У движения пока нет программы, и я подумал, что было бы здорово, если бы ее написал для нас ты.
Пока я соображал, шутка это или провокация (в феврале на съезде «Наших» в Подмосковье меня вывели на сцену и объявили, что я самый главный враг этих «Наших»), Василий назначил время и место встречи и повесил трубку, оставив меня с размышлениями, как бы поизящнее отделаться от предложения. Отделываться, однако, не пришлось – на следующий день в Калуге случился какой-то непонятный инцидент с участием местных «Наших»: вроде бы милиционер по фамилии Ульяшин обидел калужскую активистку, которая подралась с нацболами (в пресс-релизе «Наших» написано, что нацболы выкрикивали «Смерть антифашистам!», но это вряд ли – не думаю, что нормальный человек способен выкрикивать настолько шизофренические лозунги). Когда об инциденте стало известно в Москве, около тысячи «Наших» из нескольких регионов во главе с Якеменко приехали в Калугу на автобусах и окружили местное УВД, после чего начальник калужской милиции Денисов милиционера Ульяшина немедленно уволил. Занавес.
Слухи о том, что на базе одиознейших «Идущих вместе» создается новое движение под названием «Наши», появились в январе, когда замглавы президентской администрации Владислав Сурков тайно посетил Петербург и принял участие в каком-то молодежном собрании – на нем шла речь о том, что выборы президента в 2008 году могут стать началом революции наподобие украинской, а революция в нынешних условиях – это внешнее управление, если не прямая оккупация. И вот от этой оккупации Россию надо спасать – то есть если на улицы выйдут сто тысяч людей с оранжевыми или какой-там-цвет-будет-в-моде знаменами, то на тех же улицах их должны ждать триста тысяч «Наших», которые, не прибегая к помощи милиции, продемонстрируют революционерам незыблемость государственного строя. Интересно, что о футболках с портретом Путина речь уже не идет – имя действующего президента на оргсобраниях «Наших» не упоминается вообще.
В начале марта все тот же Владислав Сурков собирал у себя в Кремле потенциальных певцов революции – там были Борис Гребенщиков, Сергей Шнуров, Земфира, Александр Васильев, Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, а также продюсер «ЧайФ» Дмитрий Гройсман и продюсер «Сплина» Александр Пономарев. Как рассказывают участники встречи (просившие не называть их имен), Сурков «не просил ни о чем конкретном, говорил, что власть хочет помочь музыкантам решить их проблемы, если они у них есть, и рассчитывает, что в случае народных волнений музыканты по крайней мере сохранят нейтралитет».
На музыкантов не рассчитывают, потому что, как считает другой участник встречи (стоит ли говорить, что и он не представился?!), «этих людей уже давно не интересует ничего, кроме денег». Ударной силой антиреволюционного проекта, видимо, предполагается сделать московских футбольных фанатов – как рассказывают шарпы (скинхеды-антифашисты), фанатская бригада Gladiators в полном составе вступила в движение «Наши» (говорят, это сотрудничество обошлось «Нашим» в $2000 – не самая значительная сумма для движения с бюджетом «Идущих вместе»). «Гладиаторы» уже могут похвастаться первой спецоперацией: 5 марта они напали на бункер нацболов – по версии «Наших», в бункере исчез некий молодой человек, и друзья пошли его спасать. Вскрыв пилой-болгаркой железную дверь бункера, друзья, которых сопровождали съемочные группы нескольких телеканалов, избили находившихся в помещении лимоновцев и тут же устроили пресс-конференцию – рассказали, что нашли в бункере «использованные и неиспользованные шприцы, а также порнокартинки с извращениями». В главном персонаже пресс-конференции нетрудно было узнать лидера «гладиаторов», известного как Вася-Киллер. Вася среди прочего сообщил журналистам, что НБП – это «тоталитарная секта», в которой из молодых людей делают «наркоманов, бездельников и педерастов». Кроме «Гладиаторов», впрочем, ни одна фанатская группировка к движению покамест не примкнула – кто-то отказывается, объясняя, что ему не нужны деньги. А кто-то говорит, что устраивать драки по заказу – просто западло.