перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Реконструкция Можайского шоссе Чем грозит крупная стройка на западе города

О реконструкции Можайского шоссе говорят гораздо меньше, чем о Ленинском проспекте, однако она может создать городу не меньшие проблемы. «Афиша» выяснила какие.

архив

Таким, очевидно, хотели бы выдеть Можайское шоссе его жители.

Можайское шоссе — одна из самых проблемных трасс в Москве, продолжение Кутузовского проспекта, радиальная магистраль, связывающая запад города с его центром. К оживленному потоку жителей самой Можайки, лишенных станции метрополитена (от МКАД до метро «Славянский бульвар» — 5,7 км), добавляются жители Подмосковья (Одинцово, Трехгорка, Новоивановское), точно так же, как и москвичи, ежедневно совершающие поездки на работу в центр. К типичным для московских магистралей проблемам с пробками добавляется тот факт, что Можайка — еще и «правительственная» трасса, то есть примерно дважды в день шоссе полностью перекрывается.

Реконструкция Можайского шоссе является частью плана правительства Москвы по превращению московских магистралей в бессветофорные фривеи. Из реконструируемых магистралей в прессе широко освещался Ленинский проспект, однако Можайскому шоссе и его жителям грозят беды ничуть не меньшие, а то и большие по совокупности, ведь к Можайке и окрестностям относятся сразу три проекта:
— реконструкция Можайского шоссе с расширением до 12 полос и строительством эстакады длиной около 2 км; 
— северный дублер Кутузовского проспекта, проходящий через жилую застройку; 
— пересекающий Можайское шоссе отрезок Северо-Западной хорды.

 

Боковые двух- и трехполосные проезды пройдут вплотную с домами

10 вещей, которые изменит реконструкция Можайского шоссе

Скорость движения

Реконструкция вылетных магистралей в Москве предполагает увеличение пропускной способности автотранспорта при транзитном движении из центра в область и обратно. Реализуется это стремление через фрагментарное расширение трассы на несколько полос и устройство тоннелей и эстакад, проходящих непосредственно через жилые улицы. Такой подход, типичный для проектировщиков НИиПИ Генплана, создает бутылочные горлышки на въездах и выездах с эстакад, на боковых проездах и способствует затруднению движения вместо его логичной организации. Поэтому не стоит ждать решения проблемы заторов на Можайке — очень скоро поток автотранспорта увеличится, а пробки займут еще большую площадь.

 

Эстакада

Главная задумка проектировщиков — эстакада длиной 2 километра и высотой 6–8 метров для скоростного движения автотранспорта. Эстакада пройдет в черте города и разъединит довольно протяженный участок на две несвязанные части, да и панораму района не улучшит.

 

Метро

«Славянский бульвар» — ближайшее метро из области (за исключением достаточно удаленной от шоссе «Кунцевской»). Это самая доступная станция для жителей массивов, прилегающих к Можайскому шоссе, поэтому используется очень активно. По проекту перед выходом из метро находится съезд с нового дублера на шоссе — как раз в зоне посадки будущего транспортно-пересадочного узла. Получается, люди будут вынуждены проходить под эстакадой по пути от метро к остановке общественного транспорта и пешеходному переходу. Вдобавок здесь планируется строительство нового развлекательно-торгового центра площадью 136 тысяч кв. м, который будет привлекать массы автолюбителей и создавать препятствия для пользователей метро. Строительство новой станции ближе к МКАД не входит в планы города.

 

Общественный транспорт

Выделенная линия общественного транспорта могла бы значительно облегчить передвижение жителей до станций метро. По проекту общественный транспорт будет проходить через регулируемые светофором перекрестки под эстакадой Можайского шоссе и над тоннелями Северо-Западной хорды, не только не получая преимущества, но и находясь в заведомо невыгодной позиции, так как на перекрестках выделенные полосы общественного транспорта конфликтуют со съезжающими на боковые улицы потоками. Получается, ставка сделана на пропускную способность магистрали применительно лишь к частному автотранспорту, а вовсе не к большинству горожан, пользующихся автобусами и маршрутками.

 

Пешеходная доступность

Участки вдоль жилых домов (в том числе входящие в природные комплексы) пустят под расширение шоссе, в связи с этим значительно изменятся пешеходные маршруты. Там, где раньше можно было беспрепятственно и в одном уровне пройти вдоль шоссе и свернуть во дворы, теперь нужно будет либо идти в обход, либо подниматься по лестнице. В результате строительство эстакады выравнивает путь для автомобилей, усложняя жизнь пешеходам. После реконструкции пять подземных пешеходных переходов будут заменены наземными, проходящими через боковые проезды. Наземные пешеходные переходы в уровне земли лучше, чем подземные, но в данном случае они проходят под эстакадой: подэстакадное пространство, приспособленное под автомобильную парковку, — это депрессивная среда, повышающая криминогенную обстановку. Переходить шоссе в этих местах будет некомфортно, особенно в вечернее время.

 

Остановки

Остановка на улице Петра Алексеева ликвидируется, хотя она находится в шаговой доступности от поликлиники, травмпункта и больницы. Несколько остановок поменяют свое расположение. Планируется строительство 31 заездного кармана для остановок наземного общественного транспорта длиной от 40 до 120 м, что создаст общественному транспорту дополнительные трудности для маневрирования и снизит его эффективность.

 

Жилые дома

Боковые двух- и трехполосные проезды на Можайском шоссе местами пройдут практически вплотную к жилым домам. Под Северо-Западную хорду сносится семь жилых домов с магазинами, а участок между улицами Кубинка и Толбухина с жилыми домами 1930-х и 1950-х годов постройки оказывается зажатым между двумя отрезками хорды и эстакадой. Дублер Кутузовского проспекта также пройдет под окнами домов.

 

Новые объекты строительства

У станции метро «Кунцевская» согласовано строительство транспортно-пересадочного узла (173,5 тысячи кв. м) с тремя многоуровневыми паркингами почти на 2000 машиномест. Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) в современной практике — полезная структура, однако это в первую очередь система пересадки пассажиров между различными видами транспорта, а не торговый комплекс. В проекте ТПУ на «Кунцевской» более половины площадей займут коммерческие объекты — торгово-развлекательный комплекс, офисы и гостиница. У станции метро «Славянский бульвар» планируется еще один ТПУ с перехватывающей парковкой на 5500 машиномест и станцией железной дороги. Помимо ТПУ, у метро будет построен торгово-развлекательный центр, по площади приближающийся к ТЦ «Европейский». При этом в двух автобусных остановках от него, у станции «Кунцево», расположен часто пустующий торговый центр.

 

Экология

Вдоль Можайского шоссе спилено 1749 деревьев, будет посажено всего 422 (по данным заключений Мосгосэкспертизы), что составляет 22%. Старый яблоневый сад у метро «Славянский бульвар», за который жители боролись еще во времена Лужкова, будет частично вырублен в связи со строительством дублера, а оставшиеся яблони на этом участке вряд ли выживут вблизи эстакады. Строительство транспортно-пересадочного узла на «Кунцевской» предполагает вырубку парка. Уже вырублены деревья и ликвидированы газоны вдоль Можайского шоссе на всем протяжении будущей эстакады.

 

Пересечение с МКАД

Благодаря новой развязке узел пересечения Можайского шоссе и МКАД станет непреодолимым препятствием для велосипедистов и пешеходов, перемещающихся между городом и областью. Сейчас развязка еще представляет возможности для пешеходов, но строительство дополнительных съездов сделает ее непригодной для пересечения пешком или на велосипеде. Пешеходные мосты через МКАД расположены по обеим сторонам развязки, однако это большой крюк — и со стороны области к этим мостам невозможно подобраться: к ним нет никаких подходов. 

Александр Тугунов

гражданский активист

«Было довольно активное общественное сопротивление — на слушания в районе Можайский пришло очень много людей, но их внимание было рассеяно, потому что одновременно проталкивалось несколько проектов: дублер и развязка в районе МКАД. А есть еще реконструкция самого шоссе, хорда, новая развязка с Рублевкой — от этого разнообразия проектов пухнет голова. Вдобавок слушания были разведены по разным районам, а людям и внутри одного района сложно скоординироваться, даже самым активным. В итоге нет общей картины. Слушания могут проводиться в один день в одно и то же время в разных районах, из-за чего становится сложно как-то повлиять на ситуацию. Например, Можайский район хорошо себя показал, а Кунцево менее активно выступило, поэтому дублер в итоге перекинули на другую сторону железной дороги, к ним.

 

 

«Город, удобный для жизни, будет только в парке Горького»

 

 

Публичные слушания ничего не решают, они носят рекомендательный характер. Жители могут что-то сказать, это мнение включается в проектную документацию. После проведения слушаний управа сгоняет всех дворников, работников ДЭЗов, ЖЭКов, и они пишут: «Мы выступаем за проект, благодарим наше правительство». Я был на слушаниях по дублеру, народ не помещался в зал, часть людей стояла на улице. Все были категорически против проекта. Эти слушания имели некоторый резонанс, но все равно строительство идет полным ходом: вырублены деревья и кустарники вдоль шоссе, проводится перекладка коммуникаций.

Ничто не мешает уже сейчас пустить здесь выделенную полосу, но поскольку это правительственная трасса, на это требуется согласование ФСО, которое эта служба не дала. Проектировщики говорят, что проект призван улучшить структуру общественного транспорта, при этом он ее уничтожает. Под предлогом того, чтобы связывать районы, их разъединяют. А город, удобный для жизни, будет только в парке Горького».

Ошибка в тексте
Отправить