История ошибок Монорельс, «народный гараж», кольцо небоскребов и другие проекты, от которых пришлось отказаться
Московские власти за последние 5 лет отказались от нескольких амбициозных инициатив: одни оказались слишком дороги, другие — неэффективны, третьи пришлось серьезно переосмыслить. «Афиша» вспоминает некоторые из них.
На прошлой неделе в прессе появились сообщения о том, что московские власти отказываются от программы замены асфальтового покрытия на плиточное, а на этой — что из 15 выделенных полос останется только девять. Обе новости были много раз перепечатаны разными СМИ и горячо обсуждались в блогах, но впоследствии были опровергнуты представителями мэрии: плитку будут класть, но чаще в парках, чем на улицах, а выделенных полос станет не меньше, а больше.
Однако то, что все оказались готовы к тому, что чиновники изменят свое отношение к заявленным ими же громким программам, не удивительно, ведь такое в Москве уже не раз случалось: «Афиша» вспомнила, как это бывало.
«Новое кольцо Москвы»
Проект строительства кольца небоскребов между Третьим транспортным кольцом и МКАД появился в середине
Вывод заводов из города
Процесс освоения промзон начался в середине
Монорельс
В Москве еще в 1960-е годы были разработаны планы строительства линии монорельса от станции метро «Автозаводская» в район Коломенского, однако исследования пассажиропотоков показали, что монорельсовая линия не справится с нагрузкой, и было построено метро. Новейшая история московского монорельса начинается в 1998 году — тогда начали разрабатывать проект дороги, а строить ее начали в 2001 году. Взятый за основу навесной монорельс фирмы Intamin был предназначен скорее для парков: даже по самым оптимистичным оценкам пропускная способность линии — 6 тысяч пассажиров в час, с таким потоком легко справляется трамвай. Строительство обошлось в 220 млн долларов, и 20 ноября 2004 года монорельс перевез наконец первых пассажиров. На линии работало всего два поезда по 12 часов в сутки, частыми были поломки — случались перерывы в движении до нескольких дней. Стоимость проезда составляла 50 рублей, в дальнейшем цена снизилась до стоимости билета в метро. В 2012-м столичные власти обсуждают возможность закрытия монорельсовой дороги по причине ее очевидной неэффективности.
Четвертое транспортное кольцо
Первые отрезки Четвертого кольца, которое, по мнению московских властей, должно было помочь разрешить транспортный кризис в столице, были построены еще в 2002 году, но всерьез о проекте начали говорить в 2006-м. Планировалось, что трасса длиной в 74 километра пройдет по городу примерно в районе Московской кольцевой железной дороги. Однако сразу же объявились противники проекта. Во-первых, говорили они, строительство новых дорог не решение транспортных проблем, потому что на новые дороги выезжают новые автомобили и равновесие быстро восстанавливается. Решением было бы развитие общественного транспорта (для которого на ЧТК как раз не предусматривалось места). Во-вторых, подсчеты показывали, что километр кольца обходится городу в невероятную сумму — 16 млрд рублей, а весь проект мэр Сергей Собянин, уже объясняя, почему кольцом не будут заниматься в дальнейшем, оценивал в один триллион. В то же время, некоторые части кольца будут воплощены в рамках других проектов, например — строительства хорд.
Небоскреб правительства Москвы
Четыре небоскреба высотой в 300 метров, соединенные пешеходными мостами так, чтобы получалась гигантская буква «М» — проект административного комплекса в ММДЦ «Москва-Сити» появился в 2004 году. Кроме собственно правительства города, думы и офисов, здесь должен был разместиться и крупнейший в Москве Дворец бракосочетаний. По некоторым оценкам, строительство комплекса должно было обойтись от 1 до 2 млрд долларов — которые должен был вернуть городу инвестор, получавший за это половину площади зданий под офисы. Однако инвестора найти не удавалось, тем временем к 2008-му строительство вышло на «нулевой цикл» (закончены фундамент и подземные этажи), что обошлось бюджету в 5 млрд рублей. Первоначально закончить небоскребы собирались к 2010 году, затем сроки начали сдвигаться. В 2010 году город уже был согласен отдать 70% будущих площадей тому, кто сможет закончить строительство. Закончилось же тем, что в 2012 году город продал весь участок за 7 с лишним млрд рублей инвесторам Зараху Илиеву и Году Нисанову.
Народный гараж
Программа «Народный гараж» стартовала в Москве в марте 2009 года и должна была стать одной из мер в борьбе с пробками. Личные автомобили должны были перекочевать из дворов и с тротуаров в легкие и дешевые этажерки, которых для этой программы разработали несколько вариантов. Уже было построено около 150 гаражей, но с начала реализации программы «Народный гараж» машино-места приобрели чуть больше 21 тыс. человек, это меньше 1% всех московских автомобилистов. Причин низкой популярности «народных гаражей» несколько. Во-первых, автолюбителей не устроила стоимость машино-места в 350 тыс. руб., заявленная в начале программы, которая в последствии стала расти. Во-вторых, при выборе мест для гаражей были допущены ошибки, и некоторые из них встали там, где не очень нужны, в других же мест стало быстро не хватать. В ноябре прошлого года у программы, по словам ее нового директора, Игоря Кузнецова, были «огромные долги перед банками, подрядчиками, дольщиками, множество незавершенных объектов и отсутствие денег». Тем не менее столичные власти не считают, что программа провалилась, и продлили ее еще на пять лет. Строительство паркингов возобновилось с начала 2012 года, после того как мэр Москвы Сергей Собянин выделил на достройку старых объектов 8 млрд рублей.
Переезд чиновников в «Новую Москву»
Идея переместить чиновников из центра столицы в «Новую Москву» (это, в частности, помогло бы разгрузить дороги) появилась едва ли не одновременно с проектом присоединения к Москве новых земель. Для «города чиновников» уже нашли место — это поселок Коммунарка в нескольких километрах от МКАД по Калужскому шоссе. Вероятно, не мрачное соседство — здесь в 1930–1940-х годах неподалеку находился расстрельный полигон НКВД, — а стоимость проекта смущает чиновников, которые сейчас кто более, кто менее осторожно высказываются против переезда. По предварительным оценкам, строительство нового города и переезд могут обойтись в сумму до одного триллиона рублей, а по самым скромным — в 400 млрд.