перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Баня — это святое, это храм» Московские банщики о паре, вениках и состоянии души

Городские бани в 2013-м кому-то могут казаться анахронизмом, однако на деле поток посетителей не прекращается, а зимой спрос на пар даже растет. «Афиша» узнала у семи банщиков, работающих в лучших московских банях, кто и зачем ходит к ним.

архив

Андрей Кудряшов, 41 год, Коптевские бани

Б.Академическая, 13а, (495) 450 17 09, м. «Войковская»

общее отделение — 550 р./3 часа (женское), 750 р./3 часа (мужское)

еды нет

«Я с рождения в бане — еще отец меня на лавку ставил и парил. И мне всегда в бане нравилось — уж лучше сюда, чем в бар куда-то вино пить. Знаете, почему народ и летом в баню ходит? Потому что после парной тело перестает чувствовать жару. Организм воду, какую не надо, выкинул, поры все открылись — и хорошо. Запомните, баня — это святое, это храм. Материться тут нельзя — даже если пьяный. Ну нехорошо в бане ругаться, неприлично. Представьте, вы пришли организм и душу очищать, а вас кто-то матом кроет. Штрафов никаких у нас, понятное дело, нет, но клиенты сами за порядком следят».

 

 

Мадина Бекшокова, 34 года, Сандуновские бани

Неглинная, 14, стр. 3–7, (495) 625 46 31, м. «Кузнецкий мост»

общее отделение — от 1300 р./3 часа (женское) и 1500 р./2 часа (мужское); номерные бани, хаммам, финская сауна — от 800 р./час

 креветки — 700 р., стерлядь, запеченная в печи, — 950 р., пиво «Сандуны» — 190 р./0,5 л.

«Сандуны делятся на разряды — общий и высший. Меня часто спрашивают, где лучше, внизу или вверху. Однозначного ответа нет. Все зависит от пара. Наверху он посуше, внизу повлажнее. И каждый сам выбирает, что ему лучше. Есть такие, к примеру, которые могли бы париться по высшему разряду, но ходят вниз, потому что им там комфортнее. Новенького человека, конечно, надо только влегкую парить — его ни в коем случае нельзя сильно припаривать. Но встречаются такие фанаты пара: по полчаса лежат, вставать не хотят. Как меня завидят, сразу кричат: «Ой, Мадина, вы уже все? А мы так хотели на ваш пар попасть!»

 

Ольга Гарипова, 41 год, Варшавские бани

Варшавское ш., 34, (499) 611 79 97, м. «Нагатинская»

общее отделение — 1300 р./3 часа (есть абонементы на 5 и 10 посещений за 6000 и 11000 р.) 

 пирожки домашние — 70 р., бургер — 380 р., суп из телячьих хвостов — 580 р.

«Бани всегда считались местом чародейским. В них ведь детей делали испокон веку! Семьи-то были переполнены, и муж с женой могли уединиться по большому счету только там. Мужчины, возвратясь с войны, первое время жили в бане, приходили в себя, выпаривали из себя жестокость, черствость. По большому счету ничего не изменилось. Вы меня, конечно, извините, но я работаю в женском отделении, и ко мне зачастую приходят женщины прямо как после войны. Всего-то с мужем поругалась, а душа очерствела так, что хоть вой. Я вениками выбиваю из клиенток всю боль, все страхи. И после парения они у меня уходят радостные».

 

Павел Алякрин, 45 лет, Воронцовские бани

Воронцовский пер, 5/7, (495) 663 99 01, м. «Марксистская»

общее отделение —  850 р./3 часа; номерные бани, хаммам, финская сауна — 800 р./час

сибас — 690 р., суп из белых грибов — 350 р., 

«Банщик — умирающая профессия. Молодежь работать не хочет; те, кто приходит, в основном гонятся за длинным рублем. Работа тяжелая — это правда. Но и рубль длинным бывает — это тоже правда. Настоящий банщик должен быть в первую очередь человеколюбом. И немножко доктором. Это же баня! Здесь случается все. У человека может наступить перегрев, и придется ему оказать первую помощь. Если брать отдельно тело, то в нем есть кости, мышцы, и со всем этим тоже нужно уметь работать. А вообще баня — это состояние души. Ни на каких курсах этому не научат — человек должен сам к этому прийти. Или не прийти никогда».

 

Нэлля Садекова, 36 лет, Ржевские бани

Банный пр., 3, стр. 1, (495) 681 10 74, м. «Проспект Мира»

общее отделени — от 400 р./час до 1200 р./без ограничения; номерные бани — от 1000 р./час

винегрет — 80 р., креветки — 200 р., квас — 50 р./1 л.

«У меня свекровь в бане работала, а за ней и я пришла. Думала, ненадолго, а задержалась на 16 лет. Люди ходят одни и те же. Прямо на глазах девочка выросла: все с куклой ходила, а сейчас уже двоих родила. Бабулечки приходят и вспоминают, как их мамы в Ржевские бани мыться приводили, как они в очереди со своими шайками стояли. Традиционно больше всего народу 31 декабря. У нас тут есть курилка — где и буфет, — и там можно поесть, выпить. Но главное: в буфете мужчины и женщины объединяются. Многие дамы спускаются как есть — в простынях — и ловят таких же прикрытых лишь полотенчиками мужчин».

 

Евгения Ламм, 45 лет, Селезневские бани

Селезневская, 15, стр. 1, 3, (495) 978 84 91, м. «Новослободская»,

общее отделение — 1100 р./будние, 1200 р./выходные (за 2 часа)

оливье — 150 р., борщ — 250 р., квас — 70 р./0,5 л.

«Есть любители, которые считают, что если они не попадут в конце недели в баню, то непременно завшивеют. То, что дома ванна есть и душ, все ерунда. Только баня, только пар. И я таких людей очень хорошо понимаю. Большинство ходят компаниями. Так практичней: любого просишь, и он тебя веничком обхаживает. Можно, конечно, и самому себя похлестать, но рука устанет. Главное правило: в баню нельзя идти в плохом настроении. Все проблемы нужно стараться оставлять за дверью, а тут отдыхать, наслаждаться, сил набираться. Ведь иногда приходят такие уставшие клиенты — еле ноги несут, — а после парения порхают».

 

Сергей Дугин, 53 года, Сандуновские бани

Неглинная, 14, стр. 3–7, (495) 625 46 31, м. «Кузнецкий мост»

общее отделение — от 1300 р./3 часа (женское) и 1500 р./2 часа (мужское); номерные бани, хаммам, финская сауна — от 800 р./час

 креветки — 700 р., стерлядь, запеченная в печи, — 950 р., пиво «Сандуны» — 190 р./0,5 л.

«Банщиком я работаю всего четыре года, но с парилкой связан не меньше сорока лет. В Сандуны впервые попал в 13. Был спортсменом, ездил на сборы, участвовал в соревнованиях и в баню ходил, чтобы похудеть. И худел будь здоров — килограмма на три зараз. Я знаю, что в Сандуны кто только ни ходил. И Чехов, и Маяковский. Кого ни назови — все тут были. А сейчас вот Михаил Ефремов часто заходит. В бане не выпить — это грех. Еще Суворов говорил: «Портки последние продай, но после бани выпей». У нас с этим полный порядок.
Но — все очень прилично. Сандуны же все-таки».

Фотографии: Илья Батраков, Анна Шиллер. Интервью:
Ошибка в тексте
Отправить