перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Moscow Art Week Кейдж, Бойс, «Арт-Москва» и другие события

С этой осени в Москве каждые два года будет проходить Moscow Art Week — выставки, дискуссии, лекции и кинопоказы на 40 городских площадках. «Афиша» выбрала самые интересные мероприятия недели искусств.

архив

«Портрет/пейзаж: границы жанра»

Развитие двух жанров от классики до современности
По городу Нанту особенно жестко прошелся якобинский террор. Зато спустя всего-то 7 лет, после того как несколько тысяч человек были утоплены в водах Луары, революция перешла в стадию реакции, а в Нанте основали музей из произведений, «отвоеванных у врагов революции». С тех пор коллекция музея непрерывно пополнялась, и теперь его сокровища покажут в Москве, на двух площадках сразу. Из нантской коллекции сделают две пропедевтические выставки о развитии важнейших жанров западноевропейского искусства. В ГЦСИ развернется портрет, в ММСИ — пейзаж. Преимущественно работы будут принадлежать современным художникам, хотя оба жанра кураторы собираются прослеживать от истоков. Имен будет много, и громких: портрет начнут с хорошеньких головок Греза, а закончат страдалицей Абрамович. Пейзаж покажут тоже всякий — от мастера фломастерного пейзажа 20–30-х Дюфи до дигитального Пьера Юига.

ГЦСИ, ММСИ на Петровке, до 21 октября

 

Жан-Батист Грез. Портрет Шарля-Этьена де Буржевена де Вьялара, графа де Сен-Мориса, в детстве, 2-я половина 18 века

 

«Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе»

Первая большая выставка Бойса в России
Выставку Бойса в ММСИ делает тот же куратор, что и берлинскую, — Ойген Блюме. И собрания, из которых будут работы (в Россию привозили до сих пор только графику, да в Мраморном дворце в Петербурге хранится какой-то ранний тотем, а теперь покажут и видеодокументации, и рисунки, и мультипли, и главное — большие инсталляции, среди которых даже «Конец ХХ века» из базальтовых тяжеленных глыб), — те же самые, в основном немецкие. То есть берлинская выставка так или иначе станет прообразом московской, но заглавие московской про революцию скромно молчит: наш вариант, «Призыв к альтернативе», звучит как-то совсем нейтрально — и не политично, и не поэтично. Памятная старожилам первая выставка Бойса в России называлась совсем не так офисно (но и революцией там тоже не пахло): в 1992-м все только начинали играть в расширение сознания, психоделическая культура находилась на пороге расцвета, и выставка была озаглавлена «Внутренняя Монголия» — сразу понятно, что в Бойсе тогда ценили совсем не то, что сейчас.

ММСИ на Гоголевском, до 14 ноября

 

Йозеф Бойс. Акция «Программа ö ö», 1967

 

«Арт-Москва»

Ярмарка без главных галерей
Вокруг старейшей ярмарки много разговоров, все больше в духе «можно ли спасти «Арт-Москву». В этом году впервые на ней не будет стендов трех старейших галерей — Гельмана, Айдан и XL, которые, как известно, «переформатировались». Мало того, многообещающее назначение энергичной Кристины Штейнбрехер арт-директором тоже закончилось ничем — проведя одну ярмарку, она ушла на конкурирующую Vienna Art Fair. Но «Арт-Москва» не сдается, наращивает образовательную и дискуссионную программу. Из крупных участников верность ярмарке хранят «Триумф», Fine Art и Ruarts, и можно предположить, что без Гельмана и Ко ярмарка просто станет еще чуть более салонной, чем обычно.

ЦДХ, с 19 до 23 сентября

 

None

 

Сергей Лоцманов. Синоптикон

Подробное молодое рисование
Галерея «21» выставляет еще одного молодого художника из своей все расширяющейся обоймы. Сергей Лоцманов чем-то похож на Таисию Короткову: такой же формализованный ретрофутуризм в сочетании с переусложненной техникой (в случае Лоцманова это тщательная работа с «расплывающимися материалами» — акварелью и тушью — которые он тем не менее держит строго в границах карандашных контуров). Если не хватает аналогий, то можно привлечь еще «Новую планету» Юона и иллюстрации в журнале «Знание — Сила» года так 75-го.

Галерея 21, до 10 октября

Сергей Лоцманов. «Академия», 2012

 

Евгения Буравлева. Живопись

Ученица Павла Никонова
Если сегодня про чистую живопись, которая существует вне концептуального, принципиально держась за свою картинность, можно сказать, что она не отвратительна, — это уже очень-очень много. Буравлева, выпускница «Сурка» и ученица одного из главных мастеров сурового стиля Павла Никонова, от учителя переняла ремесленную честность живописца, которая искупает нерефлексивную приверженность старым медиа — то бишь холсту и кисти. Свободное письмо и искренняя завороженность цветом и пятном — как будто на дворе все еще хорошие советские 60-е, когда можно от сердца писать свой заснеженный двор и увлекаться по чудом заполученным альбомам с репродукциями Тернером и Дюфи.

Галерея «Ковчег», с 21 сентября до 14 октября

 

Евгения Буравлева

 

Шизореволюция. Архив ПАиБНИ

Нонконформисты петербургских 80-х
Первая из серии выставок, инициированной одним из самых успешных питерских художников среднего поколения Петром Белым, который счел, что москвичи слишком мало знакомы с питерской художественной ситуацией. «Шизореволюцию» курирует знаток и архивариус этой самой ситуации Андрей Хлобыстин. ПАиБНИ расшифровывается как «Петербургский архив и библиотека независимого искусства», и экспозиция с документацией и артефактами героического нонконформистского периода, которым являются питерские 80-е, будет неплохим комментарием в преддверии выставок Цоя, «Новых художников» и Тобрелутс, которые откроются в этом сезоне.

Галерея «Культпроект», до 4 октября

 

Андрей Хлобыстин и Тимур Новиков на Мойке, 12, 2000

 

AES+F: The Luminal Space. Трилогия

Монументальная видеотрилогия в сопровождении живописи и скульптуры
В этой выставке будет что-то прощальное, даже cтановится немного грустно. Так долго AES+F были жупелом бессовестного гламура, так cвободно можно было упражняться в остроумии на их счет. Но теперь, когда все разделы чудовищной по трудозатратам и бюджетам начатой в 2007-м трилогии соберут в одном грандиозном аккорде, чувствуется, что под всей этой историей про русский гипергламур 2000-х подводится черта. Вряд ли художники захотят добавить еще часть к уже существующим Аду ( «Последнее восстание), Раю («Пир Трималхиона») и Чистилищу («Allegoria Sacra»). К тому же тот предполагаемый гламур, к которому, по мнению многих, всерьез, а если верить самим художникам, все же иронически на протяжении этих лет апеллировали AES+F, как-то постепенно вышел из повестки дня. Везде торжествует ноубрау, а эта трилогия становится памятником уходящей эпохе очарованности сознанием непросвященных богачей.

Манеж, с 26 сентября до 12 октября

 

AES+F: The Luminal Space. Трилогия

 

Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу

70 коллажей из ереванского музея
Режиссер Параджанов любил окунаться в мир цветных обрезков, блесток и засушенных цветов, из которых он составлял свои коллажи. Они стали почему-то культовыми для советской интеллигенции — и во многих домах лежат альбомы этого южного денди, выработавшего собственную, быть может, не самую изысканную, но для некоторых утешительную декоративно-нарциссическую линию ухода от генерального курса, которым шла страна.

Новый манеж, с 21 сентября

 

Сергей Параджанов. Фотография Юрия Мечитова

 

Ирина Нахова. Ремонт

Ремонт как модель вселенной
В «Стелле» традиционно привечают опытных концептуалистов, которые в ее стенах изобретают новые трюки. Какое-то время назад была группа «Купидон» с Юрием Альбертом, теперь Ирина Нахова, концептуалистка второго поколения (это которое после Кабакова) и, как считается, феминистка (стихийная, а не теоретизирующая, конечно). Ее ретроспектива недавно прошла в ММСИ, а теперь она выступит в своем стиле с многозначительной, многослойной и мечтательной фантазией под названием «Ремонт». Как ни хотелось бы зацепиться за тему быта, это вряд ли получится. Нахова вовсе не собирается разоблачать репрессивную сущность ремонта как тяжелого трудового процесса, подавляющего и сковывающего с помощью пыточных инструментов тело и жизнь женщины. Наховой свойственна мечтательная и очень приятная полупрозрачная маниловщина: превратить свой дом в тотальную инсталляцию, уйти в фантазии о прошлом и будущем, пересекающихся в настоящем. Ремонт как археология, ремонт как собор, как вселенная, как что угодно — в виде многоканальной проекции, построенной так, что ты, кажется, находишься внутри некоего отчетливо культового здания, через арочные окна которого почему-то виден митинг на проспекте Сахарова.

Stella Art Foundation, с 21 сентября до 15 ноября

Ирина Нахова. Ремонт, 2012

 

Ирина Корина. Взвейтесь кострами

Новая монументальная инсталляция с флагами
В новой инсталляции речь идет о трепещущих полотнищах государственности, организованных внутри арматурных структур: в основе лежат странные декоративные композиции, которыми украшают к праздникам города на всем постсоветском пространстве. Кажется, что-то новое в области подобных конструкций придумывали в последний раз году в 80-м, и острые углы худых полотнищ всегда напоминают о временах застоя. Корина смешивает эти недораспавшиеся структуры декора с народным текстилем ставших уже притчей во языцех ковров («их ворсейшеств»), платков и прочих «негосударственных», стихийных материалов. Вся эта материя должна трепетать и развеваться, это будет кинетический элемент, ведь если флаг — то полощется, бьется на ветру, который обеспечат вентиляторы. У основания флаговых конструкций Корина образует гнездо из ветвей и корней — это, наверное, надо понимать в том смысле, что государство коренится в народном, или народное прорастает в государственное, как прорастает картошка.

Галерея XL, с 26 сентября до 20 октября

 

 

Вопросы учета и хранения современного искусства

Как учитывать и хранить бумажки, картонки и прочую ерунду
Тема для круглого стола, интересная не только специалистам: а вы вот знаете, как хранятся инсталляции после того, как закрылась выставка? Некоторые художники увозят их к себе на дачу, разбирают на части и хранят под парниковой пленкой, потому что музеи и галереи площадей для этого не предоставляют. А как собрать инсталляцию, приехавшую на выставку из-за границы?Нужна инструкция по сборке. А как выглядит запасник музея, в котором хранятся такие вещи? Как куча разных коробок с этикетками, в которых работы хранятся по частям. Вполне увлекательно будет послушать, что расскажут люди, которые в этих проблемах разбираются.

ГЦСИ, 19 сентября

None

 

Международная конференция «Judgement Day, или проблема эстетического суждения»

Критика суждения вкуса
Очень актуальная для отечественной художественной критики, ну и в общечеловеческом смысле тоже, тема: что такое эстетическое суждение в наше время и уместно ли оно? Для большинства пишущих об искусстве вынести оценочное суждение вкуса — единственный инструмент взаимодействия с произведением, но вообще-то есть и другие варианты. Чтобы обсудить этот животрепещущий вопрос, в Москву приедет куча важных иностранцев, среди которых даже такая кураторская звезда, как Даниэль Бирнбаум, художник Светлана Бойм и немецкий философ и эстетик Кристоф Менке, а с нашей стороны будут участвовать известные философы и теоретики культуры Кети Чухров и Елена Петровская.

Политехнический музей, 28-29 сентября

 

Светлана Бойм

 

Дискуссионная программа «Арт-Москвы»

Дискуссии и круглые столы с главными фигурантами отечественного арт-процесса
Даже если вы ничего не собираетесь покупать на «Арт-Москве», есть возможность добрать искусства на слух: разговоров будет много, некоторые вполне себе увлекательные. Можно пойти и послушать Капкова, Троценко, Белова, Ценципера и еще нескольких опытных культур-менеджеров о том, как искусство повышает привлекательность города. Или сходить на дискуссию с участниками AES+F и Phillips de Pury, которые собаку съели на ценообразовании. Или, если цены и привлекательность вас все-таки не так уж интересуют, можно посидеть рядом с лучшими отечественными арт-интеллектуалами вроде Екатерины Деготь и Виктора Мизиано на дискуссии «Кураторство на постсоветском пространстве».

ЦДХ, с 19 до 23 сентября

 

None

 

Джон Кейдж. Молчаливое присутствие

Не только «4:33»
Джону Кейджу исполнилось 100 лет, и Москва активно празднует юбилей самого авангардного из современных и самого известного из авангардных композиторов, который всю жизнь проводил время с художниками, был одним из главных участников интернационального движения Fluxus и научил современных людей внимательно слушать тишину. В фестивале принимают участие те, кто исполняет Кейджа не только на юбилей (например, перкуссионист Марк Пекарский и пианист Алексей Любимов), и играть будут не только знаменитую молчаливую пьесу «4:33», но и вещи посложней.

ГЦСИ, до 27 сентября

Джон Кейдж

Ошибка в тексте
Отправить