перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Миллениум

архив

Программы лояльности авиакомпаний

У путешественников есть своя валюта — это мили, или так называемые премиальные баллы, которые можно получить, участвуя в бонусных программах авиакомпаний, крупных гостиничных сетей и автопрокатных контор, и потратить опять-таки на перелеты, гостиничные номера и прокатные машины.
Основные принципы этих программ не сильно изменились за последние 25 лет, с тех пор как авиакомпания American Airlines придумала первую программу поощрения часто летающих пассажиров, AAdvantage. Участники получают премиальные мили (в соответствии с расстоянием и классом перелета) и, собрав определенное их количество, могут тратить их на повышение класса обслуживания, бесплатные перелеты или просто получать различные скидки при покупке авиабилетов. (В 1981 году бесплатные билеты предлагались только первого класса, и, разумеется, самым популярным направлением премиальных полетов были Гавайи.)
Получать мили, километры и прочие баллы можно не только за полеты соответствующей авиакомпанией, но и за пользование услугами ее партнеров — гостиниц, прокатных автомобильных контор и т.п. Так, не прошло и нескольких месяцев после запуска AAdvantage, как у нее появились первые партнеры — сеть Hilton и Hertz, а также первое спецпредложение: бесплатный билет первого класса можно было получить не за 50 000 миль, а за 7 000, но эти 7 000 надо было набрать за пять полетов и три месяца. Еще через полгода к AAdvantage присоединились British Airways — и у участников программы появилась возможность не только зарабатывать на трансконтинентальных перелетах, но и получать за мили American Airlines премиальные билеты в Европу.
С 1981 года программы поощрения постоянных клиентов начали расти как на дрожжах — сейчас их число измеряется сотнями, если не тысячами. Свои программы есть почти у каждой авиакомпании по всему миру и у гостиничных сетей. Например, по правилам программы Hilton HHonors можно не только набирать баллы за ночи, проведенные в отелях сети, но и менять их на мили ряда авиакомпаний.
В последние лет десять перевозчики начали объединяться в альянсы. В 1997 году появился Star Alliance, в 1999-м — oneworld, в 2000-м — SkyTeam. Баллы стало зарабатывать еще легче. Например, пассажир «Аэрофлота» получает теперь мили, летая самолетами авиакомпаний — партнеров по альянсу SkyTeam: Air France, KLM и т.д.; также можно тратить аэрофлотовские мили на билеты этих перевозчиков. Правда, на момент подписания этого номера в печать «Аэрофлот» так и не успел заключить соглашение с одним членом SkyTeam — Alitalia, и пока ни участники «Аэрофлот–Бонус» не получают мили за полеты на рейсах «Алиталии», ни клиенты итальянской MilleMiglia — на рейсах российского перевозчика. (Впрочем, это лишь временное исключение.)
Даже внутри одного альянса условия программ могут сильно разниться, особенно в том, что касается начисления миль за самые дешевые билеты. К примеру, если вы летите Lufthansa по низкому тарифу (класс бронирования W), при регистрации на рейс выгоднее показывать не карточку Lufthansa Miles & More, — в этой программе вы получите лишь 50% от преодоленных миль, — а, например, карточку Mileage Plus авиакомпании United Airlines: этот партнер «Люфтганзы» по Star Alliance дает за такой билет полные мили.
Помимо коллег по альянсу у авиакомпаний бывают партнеры на стороне. К примеру, член SkyTeam Delta Air Lines начисляет мили за рейсы не входящей ни в один из альянсов компании Emirates. Таким образом, вы можете потратить мили программы Delta SkyMiles, кровно заработанные полетами на дубайском перевозчике, на премиальный билет «Аэрофлота» (или любого другого члена SkyTeam), хотя формально у Emirates и «Аэрофлота» никаких связей нет.
Мили авиакомпаний пользуются таким спросом, что многие банки, магазины и т.п. стали покупать их у перевозчиков по сверхнизкой оптовой цене, чтобы потом премировать ими собственных клиентов. Самый распространенный и выгодный для всех вариант — сотрудничество авиакомпаний и крупных банков. Практически у любой бонусной программы есть связанная с ней кредитная или дебетовая карта, держателя которой банк премирует милями за потраченные с нее деньги: например, из российских банков с программой «Аэрофлот–Бонус» аффилированы специальные карты Сбербанка, Альфа-Банка и «Русского стандарта». В зависимости от валюты вклада, за каждые 30 рублей, $1 или 1 евро, потраченные по карточке, на счет держателя в программе «Аэрофлот–Бонус» начисляется одна миля; правда, в счет не идут переводы и снятие наличных через банкомат. Представьте себе, сколько миль можно получить, к примеру, купив по такой карточке «мерседес» — никуда при этом не летая вовсе. Даже просто тратя по $1 250 долларов в месяц, можно в год набирать по 15 000 миль — а это бесплатный билет «Аэрофлота» в Германию, Австрию и многие восточноевропейские и скандинавские столицы. Эти мили можно потратить на проживание в гостиницах-партнерах, на прокат автомобилей в Hertz, другие услуги партнеров, а также на покупку вещей в новом онлайн-магазине «Аэрофлота» AviaCollection.
Пополнить свой счет можно также, участвуя в потребительских бонусных системах — например, в российской Mnogo.ru. В ней вы получаете бонусы за походы в рестораны, кино, использование химчистки, заказ такси — словом, за все то, что до встречи с Mnogo.ru вы делали совершенно бесплатно — и эти бонусы потом можно потратить на мили «Аэрофлота». В США по схожей схеме работает система MyPoints.
Со всеми этими химчистками и кредитными картами неудивительно, что большая часть миль участников бонусных программ отнюдь не летного происхождения. А так как все бонусные программы изначально созданы для поощрения и привлечения пассажиров, а не посетителей химчисток, то авиакомпаниям, конечно, выгоднее, чтобы мили зарабатывались на их рейсах. Поэтому сейчас в большинстве систем учитываются два вида миль — обычные, зарабатываемые всеми вышеперечисленными способами, по ним можно получить номер в гостинице, бесплатный билет или пересесть из экономического в бизнес-класс — и особые «квалификационные», или «статусные» мили. Эти мили, которые можно получить только за перелеты, позволяют участнику перейти на более высокий уровень в программе — серебряный, золотой, платиновый. Более высокий статус дает привилегии — регистрацию без очереди, увеличенную норму провоза багажа, доступ в VIP-залы в аэропортах. Но главное — новый статус позволяет набирать мили с повышающим коэффициентом, вплоть до 200 процентов.
Бонусные программы очень популярны во всем мире, в них участвует более 100 миллионов человек, но призовых миль, по оценке журнала для часто путешествующих на самолетах FrequentFlyer, зарабатывается всеми участниками программ в сумме около 650 миллиардов за один год — и эта сумма в следующем году будет еще больше. Разумеется, мили постоянно падают в цене: ни за какие 50 000 миль билеты на Гавайи в первый класс уже никому не дают. Миль на руках у участников так много, что в США, например, получить свой премиальный билет на нужные даты — почти фантастика. В России до такой истерии еще далеко — и сохраняется возможность использовать бонусы по полной программе.

Ошибка в тексте
Отправить