перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Медиафорум на ММКФ Онлайн-копия Гуантанамо, расстрел контейнера, четырехчасовая картина про молнию и другой видеоарт

Медиафорум — выставка видеоарта художников со всего мира, сопровождающаяся кинопоказами и мастер-классами, — ежегодно проходит в рамках ММКФ. Тема этого года — мокьюментари — имитация документального кино.

архив

21 июня начнется ежегодный смотр видеоарта в рамках Московского международного кинофестиваля — Медиафорум, на котором уже четырнадцать лет параллельно с программой ММКФ показывают работы современных художников со всего мира. Каждый год у форума есть тема, в этот раз — мокьюментари. Состоит Медиафорум из трех частей: выставки художников «Расширенное кино-3. Мокьюментари: реальности недостаточно», которая продлится с 25 июня по 26 июля в ММСИ на Гоголевском, лекций и мастер-классов этих же видеоартистов с 21 по 25 июня в Манеже и Мультимедиа-арт-музее и кинопоказов там же. В выставке участвуют пятнадцать художников и режиссеров, работающих в жанре мокьюментари: сербка Милица Томич, немец Харун Фароки, дуэт швейцарцев Моники Штудер и Кристофа ван ден Берга, израильтянин Омер Фаст, а также русские художники — Владимир Архипов, Роман Мокров, Николай Онищенко и другие, некоторые из них приедут в Москву, чтобы провести мастер-классы. Фильмы будут показывать новые, но будет и один классический, который, по мнению кураторов форума, сыграл важную роль в развитии жанра мокьюментари: «Падения» Питера Гринуэя. Кинопоказы и лекции проходят бесплатно, записаться на них можно здесь

 

Самое интересное на Медиафоруме:

«Контейнер» Милицы Томич

Работа Милицы Томич «One Day…», посвященная активистам Анархо-синдикалистской инициативы в Сербии

Сербская художница Милица Томич, работающая преимущественно с темой политического насилия и исторической памяти (на своем самом известном видео она без конца повторяет «я Милица Томич, я сербка», «я русская», «я американка» на разных языках, после чего на ее теле появляются кровавые шрамы), привозит в Москву свой перформанс «Контейнер». В нем она воссоздает историю, произошедшую однажды, но документальных подтверждений которой в открытом доступе нет: жестокий расстрел талибов американскими солдатами в Северном Афганистане в 2001 году. Каждый раз художница заново реконструирует произошедшее: находит грузовой контейнер (похожий на тот, в котором, по мнению Милицы Томич, держали военнопленных без воды и воздуха), расстреливает его (в этот раз — с помощью студентов «Открытой школы МедиаАртЛаб»), снимает это на видео, монтирует с другими подобными работами, снятыми в Англии, Боснии, Армении и других странах, и выставляет как видеоарт — размышление на тему забытых свидетельств человеческой жестокости. Кроме того, во двор ММСИ привезут и сам расстрелянный контейнер — говорят, когда сквозь дыры от пуль проходят лучи света, это выглядит особенно впечатляюще. К сожалению, поговорить с самой художницей смогут только студенты школы «МедиаАртЛаб», мастер-класса для всех не будет.

 

«Непрерывность» Омера Фаста

None

Омер Фаст — израильский художник, чей сорокаминутный фильм «Непрерывность», по словам куратора Медиафорума Ольги Шишко, потряс всех на выставке современного искусства «Documenta» в Касселе в этом году. История о том, как пожилые родители едут на станцию, встречают своего сына с войны и ужинают с ним, — все это повторяется несколько раз, так что в итоге становится ясно: на самом деле сын умер, а все молодые люди — нанятые актеры. Увидеть работу можно будет на выставке ММСИ, а послушать рассказ режиссера о том, как она создавалась и способна ли фикция утешить человека, 25 июня в 20.00 в Манеже.

 

«Меня зовут Янез Янша»

None

На самом деле Янез Янша — бывший (2004–2008, 2012–2013 годы) премьер-министр Словении, известный, например, тем, что был одним из активных сторонников отделения Словении от Югославии, и тем, что в этом году его приговорили к двум годам тюремного заключения за коррупционные дела. На выставке Медиафорума будет, понятное дело, не он, а трое художников (из Словении, Хорватии и Италии), официально взявших имя политика шесть лет назад. Их работа — фильм «Меня зовут Янез Янша», где рассказывается о том, как живется людям под чужим (да еще и одним) именем, зачем они это сделали, как относятся к бывшему премьер-министру и об их политическом искусстве. Один из членов арт-группы — бывший когда-то Давиде Грасси — приедет в Москву, чтобы все это прокомментировать 25 июня в 17.00 в Манеже.

 

«Молния» Мануэлы Морген

Один из самых необычных фильмов прошедшего в феврале Роттердамского кинофестиваля — четырехчасовая картина французского режиссера Мануэлы Морген о небесном электричестве и его влиянии на поведение и судьбы людей. Документальные свидетельства пораженных молнией чередуются то с разыгранной костюмной драмой, то с эксплуатацией фольклорных мифов и суеверий. Как утверждает режиссер, фантазии, связанные с загадочной огненной стихией, спровоцированы гибелью ее предков в нацистском концлагере. Показывать фильм будут частями — с 19.00 до полуночи 22 июня в Мультимедиа-арт-музее, в перерыве — встреча с Мануэлой Морген.

 

«Gone Gitmo» Нонни де ла Пеньи и Пегги Уэйл

None

Еще одна работа на общественно-политическую тему: американские художницы сделали проект «Gone Gitmo» — онлайн-копию американской тюрьмы Гуантанамо, условия которой воссоздавались по информации тех, кто там содержался, и открытым данным. По задумке любой желающий может почувствовать себя заключенным и подвергнуться пыткам и унижениям. О том, как создавалась искусственная реальность и зачем переживать чужой болезненный опыт, обе художницы расскажут на лекции 25 июня в 15.00 в Манеже. 

 

Ольга Шишко

арт-директор Медиафорума

«На Медиафоруме мы показываем расширения современного искусства в сторону кинематографа: сейчас действительно многие режиссеры ушли в зону современного искусства, и наоборот — художники уходят в сторону кинематографа. А тема мокьюментари становится наиболее актуальной в связи с приходом новых технологий. На выставке будут и фейки, и симуляции, и псевдодокументалистика — очень яркие имена. Все работы я делю на три темы, первая — мокьюментари, связанное с документом и свидетельством, то есть работающее с идеей, что документ на сегодняшний момент обесценен и художник как бы возвращает факты. Это переписывание истории характерно для таких художников, как Валид Раад, Милица Томич, Дима Венков. Вторая подтема — мокьюментари, которое затрагивает тему виртуальной реальности: это всевозможные симуляции, созданные с применением новых технологий. Такие художники заново воссоздают пещеру Платона, который считал, что люди, живущие в реальном чувственном мире, подобны узникам, прикованным к пещере, видящим только тени на ее стене и полагающим, что они познают истинную реальность. Вот для наших художников реальность становится все более виртуальной, но — что важно — со знаком плюс. Так действуют, например, швейцарцы Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг, Джек и Ли Руби с работой «Случай на автомойке». Третий подраздел — личные мифологемы художника. Многие художники, создавая свои работы, исходят из того, что все события происходят относительно наблюдателя и вокруг каждого наблюдателя складывается собственный мир. При отсутствии наблюдателя этот мир исчезает. К ним относятся, например, Ранбир Калека, Питер Гринуэй, Вернер Херцог, Дина Караман. Они пытаются найти в искусстве иную логику, иное мировосприятие, которое зависит от тебя самого.

Лично я больше всего жду художника Омера Фаста, работа которого совершенно поразила многих на последней выставке «Documenta». Встреча с этим художником восхитит всех — его работа, где он рефлексирует над сутью военных жертв, очень красивая и изящная. Есть любимая мной работа Харуна Фароки — режиссера документалистики, который лет десять назад пришел в современное искусство. «Серьезные игры» — видеоинсталляция, где он рассказывает о симуляциях, компьютерных играх как главных обучающих программах современного тактического боя. От того, насколько сильно поверят американские военные в генерируемую для них действительность, например синтетические города, зависит их успех в войне.

В отличие от предыдущих выставок будет много предметных работ, не только видеоарт: скульптуры Николая Онищенко, работы Моники Штудер и Кристофа ван ден Берга, смешной проект Сони Румянцевой и Алисы Таежной — карикатуры-коллажи на тему истории мокьюментари. Много неожиданного — например, на площадке будет настоящее болото, олицетворяющее историю искания чего-то неуловимого, исчезающего, фиктивного, — работа Ромы Мокрова».

Ошибка в тексте
Отправить