перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам Мастерская ретровелосипедов The Viter

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — человек, реставрирующий старые советские велосипеды и дающий им причудливые названия.

архив


Сергей Бабаев

Владелец мастерской The Viter

 

 

Как все начиналось

«Я учился на переводчика, но по специальности не работал, и вообще основной работы у меня не было. Я до сих пор сижу на шее у родителей. Хотя нет: в этом месяце я уже сам себя обеспечил. Заняться именно великами я решил потому, что появилась волна интереса к ним и идет до сих пор — вспомнить хотя бы акцию «Велостояние» в Питере, когда люди потребовали велодорожек, ну и так далее. Идея создать мастерскую, в общем-то, поступила не от меня, а от моего знакомого Вани. Мы с ним художники, очень долго рисовали в паре, иногда зарабатывали этим и мастерскую делать начинали тоже вдвоем.

Однажды, в начале лета, он предложил заняться старыми великами. За ночь мы придумали логотип, название, и уже в шесть утра все было готово. Ваня из Подмосковья, из Протвино, где очень много гаражей, в которых есть куча старых велосипедов, и часто их просто отдают. Некоторые он находил на улице, а я в это время просматривал Avito, Slando и прочие барахолки — там иногда попадаются дорожные советские велики, которых раньше было очень много. Стоят они обычно от 500 до 2000 р., но есть, конечно, и за 5000, и за 10000. Но, как правило, люди не видят красоты в старых великах, считают, что это мусор, металлолом, и очень удивляются, когда им дают за них деньги. Мы начали с трех: купили два с мужской рамой, один с женской и покрасили их в ретротона. Кстати, тот первый мужской до сих пор не купили: у нас вообще пока не было ни одного мальчика-покупателя. То есть один был, но и тот купил женскую раму.

Мы создали группу «Вконтакте», разместили два велика — «Виорел», бирюзово-кирпично-бежевый, и «Вилор», белый с рыжими покрышками. Первой позвонила девочка, которая хотела такой же, как «Виорел», только с женской рамой. И понеслась. По идее, к нам можно приносить и свои старые велики на прокачку, но пока так делала только одна девушка — получился прекрасный «Крем-брюлей Карамельевич». С начала лета мы сделали и продали четырнадцать велосипедов, получается, где-то велик в неделю.

Помещение нашлось на «Электрозаводе»: как-то мы с Ваней делали там выставку своих работ, начали там тусоваться. А потом знакомые, которые занимались тем, что красили скутеры, начали искать, с кем бы снять площадь. Нам достался бывший туалет, залитый бетоном, мы сделали там ремонт, но через два месяца знакомые отказались от своего проекта, и уже другое помещение я получил почти бесплатно. Просто один хороший человек его практически не использует и пустил нас туда. Сейчас я занимаюсь всем один, а Ваню просто устраивает позиция помогающего мне человека».

 

Как все устроено

«Как ни странно, техническое состояние велосипедов обычно отличное. Их надо смазать, собрать-перебрать, заменить подшипники, но они ездят. Сначала я вообще ничего о них знал: первый велосипед разбирал как мог, совершенно не понимая, что делаю. Но потом с одним велосипедом пришел старый каталог, где все было показано, и третий я собирал уже нормально. Легче всего было разрабатывать цвета и дизайн — это ретроцвета, пастельные, тусклые. Ведь у каждого цвета есть ретрооттенок: у красного — вишневый, у бежевого — топленое молоко, у зеленого — еловый и так далее.

Корзинки, звонки я находил на тех же интернет-барахолках. Я стараюсь ничего нового вообще не добавлять, покупал только новые клаксоны и подножки — на советских великах подножки часто просто не предусмотрены, а люди просят. Краску покупаю в тех же местах, где продается краска для машин: 100 мл хватает на два велосипеда — с этим вопросом я был знаком очень хорошо, поэтому ничему особо учиться не надо было. Сначала мы пробовали красить баллончиками, но получалось непрочно, все облезало. Даже не знаю, в каком состоянии сейчас эти первые велики, которые мы продали, чувствую, скоро мне принесут их обратно.

С аксессуарами дело обстоит так: можно купить у человека, который продает раритет, один звоночек за 1000 р., а можно за ту же тысячу купить мешок у дедушки на рынке, где звоночков будет пятьдесят. У меня получилось через Avito найти мужика, который приволок с дачи целую кучу. Корзинки, понятно, приходится покупать новые, потому что старых просто нет. На рынке в Сокольниках одна стоит 300 р., но я ищу дешевле. На один велик я, как правило, беру пять дней, но, если напрячься, можно сделать и за два.

Велосипеды я продаю максимум за 8000 р., весь сезон так продержался, в ноль вышел через два с половиной месяца. Получается, что до двух тысяч стоит велосипед, тысячу — краска и аксессуары — с одного велика пять тысяч рублей прибыли. Многие мне говорят, что я очень дешево продаю, — наверное, придется делать дороже. Самое приятное в работе — это прорабатывать с покупателем настроение, цвета, аксессуары, — в итоге человек отражается в велике. Это гораздо интереснее, чем просто делать велосипед, а потом продавать его. Оказалось, кстати, что самая популярная вещь — это именно проект с нуля, а не готовые велосипеды.

Пока мне никто не нужен в помощь, но уже обращались несколько человек, которые хотели устроиться красить велосипеды. Думаю, их надо будет подключать в следующем сезоне, пока основная проблема — где доставать велики: заказы есть, а великов нет. Надо найти какой-то бесперебойный источник или закупить сразу много. Может, нужно ездить по деревням и кричать: «Велосипеды! Куплю дорого!» Или печатать объявления. Но мне как москвичу пока непонятно, в какую именно деревню ехать. Вообще, в идеале хочется устроиться так, чтобы принимать заказ, разрабатывать дизайн и отправлять его на производство человеку, который бы уже красил».

Концепция

«Никакой особой концепции у нас не было, мы просто решили делать велики для хипстеров. Только мода, и все. Изначально мы просто хотели заработать денег, потом, конечно, появилось что-то еще. Кстати, сам я в основном езжу на самокате — его, например, можно вытащить в пробке, бросить машину и поехать. Я хотел делать похожий проект с самокатами, но оказалось, что советских самокатов для взрослых нет. Сезон заканчивается, что буду делать зимой, пока не знаю. Думал насчет санок, но что интересного с ними можно придумать?»

 

 

Как открыть мастерскую ретровелосипедов:

1. Купить велосипеды

На Avito — 4000 р. — или найти на улице. Для начала хватит трех.

2. Купить оборудование и краску

Краска, компрессор для распыления, инструменты — около 10000 р.

3. Достать аксессуары

Мешок старых фонарей, клаксонов, фар, звонков (многие из которых сломаны) — 1000 р. Корзинки — по 300 р.

4. Снять помещение

Два больших помещения (одно для работы на компьютере, тусовок и т.д., другое — мастерская) на «Электрозаводе» — 4000 р. в месяц. Положить пол и сделать мебель из досок, найденных на свалке завода, — бесплатно.

5. Сделать сайт

На blogger.com — 10 долларов в год.

 

Выбрать велосипед или связаться с мастером, чтобы разработать дизайн нового, можно на сайте проекта.

Ошибка в тексте
Отправить