«Мы хотим привезти выставку Бэнкси» Новый арт-директор Манежа Марина Лошак о своих планах
Манеж и несколько других московских выставочных пространств ждут радикальные перемены, вместо ярмарок меховых изделий здесь будут современные художники — от AES+F до иностранных звезд. «Афиша» поговорила с новым арт-директором Манежа Мариной Лошак.
В Москве начинает работу новая институция, которая — если все планы нового руководства осуществятся — может сильно изменить культурный ландшафт города. Это музейно-выставочное объединение «Манеж», в которое входят несколько городских площадок, включая Манеж на Манежной площади, Новый Манеж на «Театральной», выставочный центр «Рабочий и колхозница» на проспекте Мира и другие пространства. Арт-директором Манежа назначена известный московский куратор Марина Лошак, сооснователь галереи «Проун» на Винзаводе, в начале 2000-х — директор Московского центра искусств (МЦИ) на Неглинной, затем — директор Tatintsian Gallery.
Манеж станет площадкой для Московской биеннале современного искусства и других больших выставок — зимой обещают французского художника Даниэля Бюрена, в 2014 году — проект куратора Жана-Юбера Мартена, посвященный истории концептуального искусства и собранный из коллекций Центра Помпиду и Tate Modern. Откроется Манеж 25 сентября большой выставкой арт-коллектива AES+F. На нижних уровнях выставочного центра разместятся Московский музей дизайна, Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» Ольги Шишко и другие музейные проекты. Появятся тут и медиатека, музейный магазин, ресторан, который будут делать специалисты из Fashion Food Fabrique.
Находящийся неподалеку Новый Манеж отдадут преимущественно российскому искусству. Первой здесь откроется выставка, посвященная Сергею Параджанову, затем — выставка «Советский неореализм» из Петербургской Академии художеств. Выставочный центр, пристроенный к постаменту скульптуры «Рабочий и колхозница» на ВВЦ, станет музеем советской эпохи: 20 ноября здесь откроется выставка «Венера Советская» из Русского музея, к
«Афиша» поговорила о грядущих переменах с новым арт-директором Манежа, куратором и коллекционером Мариной Лошак
— Зачем вы меняете уютную галерею «Проун», которой занимались последние пять лет, — небольшую, но с интересной и даже рафинированной программой, — на эти гигантские пространства?
— Вопрос на засыпку, конечно. Просто хочется, чтобы в городе все шло правильно, чтобы стало лучше. Кажется, что что-то получится, даже если хотя бы часть — уже будет здорово. Мне кажется, мы придумали очень жизнеспособную схему, которая должна завести этот культурный механизм.
— Что же это за схема?
— Задача очень сложная, ведь речь идет о практически мертвых пространствах, хотя это главные выставочные пространства города и, в сущности, страны. Если говорить о большом Манеже — это большая и важная площадка, с определенными традициями. Но за последние десятилетия он стал местом, в которое отправляется что попало. Огромный зал, фантастическое пространство, других таких в центре города нет. Мы поэтому к ней относимся как к аналогу парижского Гран-Пале, в котором происходят самые главные, самые важные выставки. Раз в два года мы отдаем и Манеж, и Новый Манеж Московской биеннале современного искусства, а в год, когда биеннале не проходит, мы хотим делать такие же значительные проекты — будут приглашаться знаменитые кураторы, и их проекты будут посвящены историко-художественной теме. На
— Что в это время будет в Новом Манеже?
— Там мы планируем преимущественно связанные с отечественным искусством проекты — исторические и современные. Будет цикл «Попытка музея» — даем возможность современному художнику выбрать любой экспонат из фонда какого-нибудь музея и создать инсталляцию, связанную с этим музеем. Первыми станут в мае Дмитрий Крымов вместе с Бахрушинским музеем, как раз во время театрального Чеховского фестиваля. А открываем мы Новый Манеж 20 сентября выставкой Параджанова — как художника и как режиссера. После этого у нас будет проект, который мы делаем в содружестве с Петербургской академией художеств, где ее ректор Семен Михайловский собрал очень интересную выставку советского неореализма 1960–1980-х, которая по настроению напоминает начало журнала «Юность» — свежий такой романтизм. Затем будет выставка, о которой я уже давно мечтала, — история художественной торговой вывески в России. Главная коллекция находится в Музее истории Петербурга, потому что еще художники русского авангарда собирали вывески. Хочется, чтобы одновременно с этим молодые художники сделали свои варианты вывесок для разных сетевых магазинов и кафе, чтобы во всем городе на это время были новые вывески.
— Еще у вас есть «Рабочий и колхозница» на проспекте Мира, не самое посещаемое до сих пор пространство.
— Но он может стать очень важным для города местом, если его правильно освоить. Мы хотим, чтобы это был музей XX века, музей СССР, чтобы все многообразие этого периода там отражалось. Откроемся 20 ноября выставкой из Русского музея «Венера Советская», потом будет выставка Мухиной, выставка «История СССР в коврах», к
— Значит, с ярмарками меха и меда покончено навсегда?
— Если мы живем в городе, который претендует на столичность, то центральное выставочное пространство должно соответствовать этим амбициям. Все проекты, которые здесь были, имеют право на существование, но, наверное, не в самом центре города? Теперь мы все заявки на проведение выставок будем принимать в электронном виде, их будет рассматривать экспертный совет, который мы уже составили, — в нем директора важных музеев — Пиотровский, директор Русского музея Владимир Гусев, директор музеев Кремля Елена Гагарина, Василий Церетели из Московского музея современного искусства, Иосиф Бакштейн. Мы пишем программу, они с ней знакомятся, корректируют, и когда она принята, то мы по ней год работаем. Потом мы собираем заявки, обсуждаем их, делаем программу на новый год.
— Проекты, которые вы упоминаете, все довольно дорогие — за них будет платить город?
— Да, это дорогие проекты. Но не получаются хорошие проекты без денег. Поэтому будем изо всех сил их искать, будем привлекать частный капитал. Площадки Нового и большого Манежей таковы, что это можно будет осуществить, я надеюсь. Но тут как с рынком искусства — продается только очень качественное, среднее не продается. Найти спонсора под очень качественный, очень шумный, амбициозный проект, даже и очень дорогой, как ни странно, проще, чем под что-то просто приятное.
— Когда проекты такого рода появляются в «Гараже» или Музее имени Пушкина, это понятно, но тут, напротив торгового центра…
— Тут вообще такое место, что я постоянно нахожусь в состоянии счастья, — живое, азиатское пространство. Фонтан с черепахами, фанерные Путин, Сталин, Петр I и Ленин, с которыми можно фотографироваться, вокруг несколько двойников Ленина ходит. Чучело живого петуха, рядом с которым продаются петухи-леденцы, человек с соколом на руке, который клюет его в голову… Но все очень изменилось за последние годы, выросло новое поколение людей, они очень много уже видели, поездили, походили по выставкам, по биеннале — они уже знают, что должно быть. И надо очень стараться, чтобы их удивить. Я все-таки очень люблю, когда люди удивлены, даже если не всегда приятно. Я обожаю «Гараж» и буду счастлива, если мы сможем с ним в какой-то степени конкурировать, хотя у них больше преимуществ — это частная институция, с большими деньгами, которыми можно быстро распоряжаться. Но я думаю, что все сейчас будут стараться работать лучше, и это для зрителя потрясающе — все будут биться за него.