перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Реконструкция Ленинского проспекта К чему приведет предлагаемый проект перестройки

На 11 апреля назначены публичные слушания, после которых определится судьба Ленинского проспекта. «Афиша» выяснила, как предлагаемый план реконструкции изменит жизнь Юго-Запада, и поговорила с одним из протестующих жителей — муниципальным депутатом Гагаринского района.

архив

 

Ленинский проспект пересекает полдесятка московских районов — и далеко не во всех жители сопротивляются стройке

Несмотря на предложение департамента транспорта о строительстве линии скоростного трамвая, неоднократные высказывания экспертов о пользе светофоров, а также протесты жителей против расширения проспекта, в открывшемся недавно инфоцентре представлен макет, не учитывающий эти замечания. Проект вылетной бессветофорной магистрали, которым занимается департамент строительства совместно с НИиПИ Генплана Москвы, исключает организацию трамвайной линии как в настоящее время, так и в будущем, а также ставит под сомнение наличие функциональной выделенной линии общественного транспорта.

 

10 вещей, которые изменит реконструкция Ленинского проспекта

Скорость движения

Интенсивность движения увеличится. Мощный поток автомашин не только рассечет район на две труднопреодолимые части, но и приведет к усилению радиальной структуры города — основная часть транспорта будет стремиться именно в центр, к Садовому. Это приведет к постоянным заторам на Садовом кольце. Что касается скорости движения, то она будет проигрывать интенсивности: пробки возникнут из-за частой смены количества полос — так называемых бутылочных горлышек на въездах и выездах с эстакад и тоннелей.

 

Общественный транспорт

За исключением станции «Октябрьской», метро на протяжении Ленинского проспекта нет, и жители пользуются достаточно удаленными от проспекта станциями, поэтому роль общественного транспорта здесь крайне важна. Так называемые выделенные полосы общественного транспорта не смогут выполнять свою роль: по проекту они постоянно пересекаются со съездами на боковые проезды и заездами в обратном направлении. С них же будут осуществляться все повороты на поперечные улицы, из-за чего функционирование общественного транспорта останется неудовлетворительным. Скорость перевозки могла бы увеличиться при организации линии скоростного трамвая по оси проспекта вместо существующего разделительного газона, но проект этого не предусматривает.

 

Светофоры

Отсутствие светофоров, регулирующих интервалы движения, приведет не столько к повышению скорости основного транспортного потока на Ленинском, сколько к хаосу и неразберихе из-за многочисленных ответвлений, дублеров и въездов в тоннели. Тем временем еще больше москвичей обзаведутся автотранспортом (количество автовладельцев продолжает возрастать, несмотря на транспортные проблемы), и пробки станут постоянным явлением. Помимо жителей Ленинского, пострадают и развивающиеся территории за МКАД, ориентированные на транзитное перемещение — это районы, прилегающие к Киевскому шоссе, в отрыве от которых нельзя рассматривать Ленинский проспект.

 

Перекрестки

В открывшемся инфоцентре выдают брошюру с картинками, на которых изображено, как будут выглядеть новые перекрестки. Из картинок видно, что это либо эстакады высотой 5–7 метров, либо тоннели. И в том и в другом случае местные пешеходные дорожки заменены на двух-трехполосные дублеры. Таким образом, на перекрестке Удальцова — Новаторов, к примеру, образуется по 8 полос в каждую сторону. В районе Университетского проспекта это 7 полос, которые вырастают всего из четырех (весьма радикальное бутылочное горлышко). При этом проектировщики утверждают, что расширения проспекта не будет.

 

Замена наземных переходов на подземные

Ленинский проспект известен почти полным отсутствием подземных переходов — эту функцию выполняют пешеходные зебры. В результате реконструкции зебры придется ликвидировать, а взамен проектировщики обещают построить 7 дополнительных подземных переходов. С точки зрения городской среды это означает повышение приоритета транспорта в ущерб пешеходному движению, ведь зебры позволяют воспринимать проспект как улицу, а не как магистраль. Лифты для инвалидов в подземных переходах проектом не предусмотрены. Переход по адресу Ленинский, 93, ликвидируется, несмотря на то что он ведет к таким востребованным точкам, как почта и Сбербанк. На остановке «Центр детского творчества» перехода также не будет. В целом количество переходов уменьшится.

 

Остановки общественного транспорта

Здесь тоже произойдут значительные изменения: 12 остановок будут перенесены дальше от перекрестков, что создаст определенные неудобства при пересадке на поперечные линии, одна остановка ликвидируется («Ленинский проспект, 93»), 17 остановок будут снабжены заездными карманами длиной 60 метров, что создаст заторы уже из автобусов, ведь в карман надо и заехать, и выехать из него, а это снижает скорость функционирования общественного транспорта.

 

Стоимость жилья

Стоимость продажи и аренды квартир будет скорректирована, во-первых, вялотекущей двух-трехлетней стройкой, во-вторых, транспортной доступностью: в этом случае, скорее, недоступностью. Считавшийся престижным ранее Ленинский проспект довольно скоро прославится постоянными заторами, а цены на недвижимое имущество (независимо от степени элитности квартиры) немедленно отреагируют на ситуацию, естественно, не в сторону повышения стоимости. Свежевозведенные эстакады тоже не добавят популярности близлежащему жилью.

 

Уровень шума

На публичной кадастровой карте видно, что границы расширения проспекта кое-где проходят в непосредственной близости к жилым домам. Это дает возможность транспортникам нарисовать дополнительные полосы прямо под окнами. Некоторых жителей этих домов, осчастливят и дублером, и эстакадой одновременно (Ленинский просп., 90, 99). В тексте буклета утверждается, что уже само по себе строительство эстакад снизит уровень шума на 5–8 дБА. При этом предлагается возведение шумозащитных экранов 5,5 м высотой (их внешний вид неизвестен), а также рекомендуются 11 адресов для шумозащитного остекления фасадов жилых домов.

 

Озеленение

Деревья придется вырубить на протяжении всех пяти отрезков реконструкции. Проектировщики утверждают, что экологическая обстановка не изменится или даже улучшится. В брошюре отмечено, что будет высажено 506 новых деревьев (вместо 1431 спиленных) и 1507 кустарников.

 

Вредные выбросы

По мнению проектировщиков, «состояние воздушного бассейна в районе улучшится». Неясно, каким образом увеличение количества автомобилей, повышение скорости, расширение дорог и их приближение к жилью может улучшить состав воздуха, ведь нагрузка на среду, токсичность и запыление находятся в прямой зависимости от интенсивности движения.

 

Елена Русакова

муниципальный депутат Гагаринского района

«У нас много сюжетов, но реконструкция Ленинского проспекта — самая масштабная проблема. В районе несколько общественных объединений жителей, каждое из которых началось с протеста против какого-то неразумного строительного проекта. Самое большое объединение существует менее года. За весь 2012 год ни одна стройка, против которой выступили жители, не была реализована. Недавно добились отмены строительства элитного жилья на месте больницы и строительства храма в охраняемом природном комплексе. В обоих случаях у жителей еще есть дополнительные требования, но основные победы одержаны.

Главное — это, конечно, реконструкция Ленинского проспекта. Проблема в том, что подменен предмет публичных слушаний. Реклама говорит, что это «слушания по теме реконструкции Ленинского проспекта». Но тут чудовищная юридическая и административная ловушка. На самом деле предмет слушаний — «проект планировки»: это означает, что на них определяются границы земельного участка проектируемой области и рассматривается обоснование будущего проектирования. По сути порядок слушаний должен быть таков: сначала слушания по проекту планировки (то есть выделение земли). Потом — конкурс на разработку проекта. После — слушания по готовому проекту, то есть по «выдаче разрешения на строительство». Но законодательство сейчас позволяет не проводить слушания по готовому проекту, и, конечно, застройщики так и делают. Зато если одобрен «проект планировки», строители могут делать что хотят — на конкурсе может победить любой проект. Таким образом, получается, что для горожанина одобрить на слушаниях проект планировки — все равно что подписаться под чистым листом.

 

 

«Нанята пиар-фирма, работники которой уже месяц обрушивают на головы жителей потоки пропаганды»

 

 

И сегодня людям говорят: «Видите, как на картинке нарисовано? Вот так все и будет». Но это неправда. Картинка — это не проект. И устные обещания не имеют никакой законной силы. Специалисты возмущаются: обосновывающей документации под будущее проектирование нет, материалов расчетов (транспортных моделей) нет, экологической и прочих экспертиз тоже нет. Вместо этого нанята пиар-фирма, работники которой уже месяц обрушивают на головы жителей потоки пропаганды — совершенно голословных обещаний, которые возмущают специалистов. У нас весьма образованное население, так что многие жители сами разобрались, что их просто обманывают. Очень много жалоб на организованную экспозицию реконструкции: пиарщики скрывали, что можно голосовать против проекта, не давали самим гражданам распространять информацию о собрании 11 апреля и о том, что до 17 апреля можно сдавать отзывы в префектуру.

Первый вариант проекта включал эстакады, в том числе вплотную к жилым домам. Людям это не понравилось, поднялась волна протеста, сейчас выставлены эскизы, на которых некоторые эстакады заменены туннелями (тоже, кстати, неподходящий вариант для жилых кварталов). Известно, что под Ленинским проходит большой коллектор коммуникаций. И вполне вероятно, что нам скажут: «Ах, вы знаете, мы не можем перенести коммуникации». И снова вернут вариант с эстакадами (в пользу этого говорят и упоминания о том, что будут построены «временные эстакады»). Но публичных слушаний уже не будет, и повлиять на проект будет невозможно.

 

 

«Число самоорганизующихся для защиты района граждан увеличилось с нескольких сотен до нескольких тысяч, и ряды все растут»

 

 

То, как сейчас проведены «красные линии», позволяет уничтожить бульвар и расширить проезжую часть почти вплотную к домам. По этим линиям можно видеть, что у всех домов вдоль Ленинского отрезаны придомовые земельные участки, которые стоят по 100 млн р., и это не компенсируют. Ожидается снижение стоимости квартир на 40%. Магистраль уничтожит нормальный уклад жизни людей. Ленинский проспект сейчас — это городская улица, две стороны которой связаны. Жить на обочине магистрали невозможно, по бокам магистрали может быть только промзона. Понимаете, я намеренно не обсуждаю сам проект, потому что того, что нам рассказывают про него, юридически еще не существует, ведь конкурса на разработку проекта еще не было и документов нет.

Вы знаете, за последний год число самоорганизующихся для защиты района граждан увеличилось с нескольких сотен до нескольких тысяч, и ряды все растут. Я, выступая на собраниях и встречах, говорю чиновникам: «Поймите, навязывая людям ненужные стройки, вы рубите сук, на котором сидите. Спокойные, лояльные граждане становятся оппозиционерами, когда их лишают бульвара, по которому они гуляют с детьми». Но те, кто сейчас руководит городом, способны мыслить только на полгода вперед. Они не думают о том, что будет с городом через 10–20 лет. Жители настроены уверенно, говорят: «Закон на нашей стороне». Но в случае с Ленинским очень велика опасность, что строители постараются получить видимость одобрения проекта не вполне законными методами».

Ошибка в тексте
Отправить