перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Главные отставки и назначения-2013 Иксанов, Антонова, Клим, Шахновская и другие победители и проигравшие

В 2013 году большую культуру в России потряхивает: чуть ли не каждый день заслуженные музейщики и руководители театров уходят на почетную пенсию, а на их место приходят люди новые, молодые и, в некоторых случаях, неожиданные. «Афиша» составила путеводитель по главным отставкам и назначениям: чего добились те, кто ушел, и чего ждать от тех, кто появился.

архив

Большой театр

 

Фотография: Ольга Хабарова

 

Анатолий Иксанов

генеральный директор, 2000–2013

Капитальный ремонт и реконструкция исторической сцены, открытие Новой сцены, «Дети Розенталя» Някрошюса по Сорокину, «Золотой петушок» Серебренникова, постановки Дмитрия Чернякова — внешняя и главная сторона тринадцатилетней истории Большого театра при Анатолии Иксанове на посту гендиректора. Но запомнятся и бесконечные сплетни и интриги, обретающие чуть ли не международный резонанс. Только за этот сезон — три крупных скандала: нападение на худрука балета Сергея Филина, непродление контракта с Цискаридзе, отстранение от участия примы-балерины Светланы Захаровой в премьерном балете. Внезапное увольнение Исканова не стало поводом для четвертого скандала — на следующий день он занял пост советника министра культуры.

Смотрите также: как Большой изменился после реконструкции, как спекулянты сражались за рынок билетов, в каких условиях работал Иксанов

 

Владимир Урин

нынешний генеральный директор

Человек с безупречной репутацией. Реализовал множество значительных проектов — от экспериментальных «Творческих мастерских» и первого российско-американского театрального фестиваля «Байкал — Мичиган» до русско-французского журнала «Сцена» и премии «Золотая маска». С 1995 года Владимир Урин управлял Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко, и управлял так, что сегодня этот театр запросто конкурирует с Большим. За время своей работы в «Стасике» Урин его полностью реконструировал и превратил в площадку международного класса. Но главное — не допустил практически ни единого скандала, если не брать во внимание попытки обвинить в прославлении педофилии Кристофера Олдена, поставившего здесь с большим успехом «Сон в летнюю ночь». Перейдя в Большой, на прежнем месте Урин оставил своего заместителя Ару Карапетяна.

Смотрите также: за что Владимир Урин полюбил современную оперу

 

Пушкинский музей

 

Фотография: Сергей Соловьев-Люберецкий

 

Ирина Антонова

директор музея, 1961–2013

Известна прежде всего суровым нравом и нерушимой репутацией. В начале семидесятых привезла в Москву «Джоконду» и сделала выставку «Москва — Париж», на которой публика впервые увидела многие работы Малевича, Кандинского и Филонова. В последние годы музей по-прежнему устраивал мощные выставки, но это по большей части были гастроли готовых западных проектов, а не собственные кураторские задумки. Заказала Норману Фостеру проект реконструкции музея — но сама не стала торопиться его перестраивать. Главный скандал последнего времени разгорелся, когда Антонова обратилась к Путину в прямом эфире с просьбой вернуть в Москву картины импрессионистов и воссоздать Музей нового западного искусства, спорила с Пиотровским и наконец освободила свой пост, став президентом музея. Новый директор Пушкинского Марина Лошак называет должность Антоновой «почетной пенсией», но сама Антонова заявляет, что в свои 91 год собирается и дальше активнейшим образом влиять на все.

Смотрите также: Ирина Антонова о Пушкинском, Уорхоле и Мадонне, как выглядит проект Фостера, что о нем думают российские архитекторы

 

Марина Лошак

нынешний директор

Начала с того, что собирала художественную коллекцию для банка «Столичный», впоследствии создала славный выставками русского авангарда Московский центр искусств на Неглинной. Основала несколько успешных галерейных проектов — «Розу Азора» вместе с Любовью Шакс, галерею Гари Татинцяна и галерею «Проун» на «Винзаводе». Наконец, в 2012 году Лошак возглави­ла Манеж, который под ее руководством всего за год превратился из места, где проходили ярмарки шуб и меда, в пространство, где выставки офортов Родена и монотипий Дега соседствуют с музеями дизайна и видеоарта. Судя по всему, в Пушкинском она планирует навести свои порядки с той же быстротой и энергией, что и в «Манеже» — говорит, что первым делом соберет команду современных профессионалов, сделает в музее вайфай, хороший свет, удобную навигацию и завершит проект реконструкции музея, тянущийся аж с 90-х.

Смотрите также: как Марина Лошак собиралась привезти Бэнкси в Манеж и что намерена делать в Пушкинском

 

Театр на Таганке

 

 

 

Валерий Золотухин

руководитель театра, 2011–2013

Самый знаменитый после Высоцкого актер Театра на Таганке. Его назначение худруком родного театра после скандального ухода Юрия Любимова (возглавлявшего театр с момента основания — с 1964 года) было решением компромиссным, но с художественной стороны бесперспективным. Так или иначе, история эта закончилась в высшей степени печально — Валерий Золотухин не дожил до окончания своего второго сезона в качестве художественного руководителя.

Смотрите также: скандал с Таганкой как сигнал о смерти русского репертуарного театра

 

Дмитрий Волкострелов и команда

наиболее вероятный кандидат в руководители

Пока рано говорить о свершившихся переменах — никем ничего не подписано, никакой официальной информации нет. Известно только, что Любимов потребовал снять с репертуара поставленные им спектакли, в то время как в самом театре готовит проект реформации команда выпускников «Школы театрального лидера» во главе с молодым режиссером-новатором Дмитрием Волкостреловым. На стадии презентации их проекта предполагалось создание интерактивного музея Театра на Таганке с участием всей труппы и самим Любимовым. Таким должен стать последний сезон знаменитого театра, после чего на этом месте будет создано нечто принципиально новое.

Смотрите также: кто такой Дмитрий Волкострелов

 

Театр им. Станиславского

 

 

 

Валерий Белякович

худрук театра, 2011–2013

Основатель Театра-студии на Юго-Западе за два года так и не совладал с конфликтной труппой Театра им. Станиславского, знаменитой своими открытыми письмами. До Беляковича от артистов страдал Александр Галибин, который был снят именно из-за постоянных жалоб. При Беляковиче труппа прекратила писать кляузы и интриги обрели закрытый характер. Впрочем, и в художественном плане за два года Белякович запомнится разве только тем, что снял с репертуара единственный достойный спектакль театра — «Не верю» Марата Гацалова.

 

Борис Юхананов

нынешний худрук

Назначение экспрессивного экспериментатора-интеллектуала худруком воспаленного Театра им. Станиславского — результат открытого конкурса концепций развития, придуманного Департаментом культуры. Юхананов планирует возродить кинотеатр, оперно-драматический театр и собственно драматический театр. Сюда же переместится давний дискуссионно-публицистический клуб Юхананова — «Сине Фантом», здесь же будут проводиться Фестиваль теорий, опыты современных композиторов и откроется Школа театрального зрителя.

Смотрите также: Борис Юхананов о своем назначении, гнездах глухаря и вампирских укусах, Юхананов же о том, как оседлать тигра и понюхать цветок

 

Центр драматургии и режиссуры

 

Фотография: Полина Королева

 

Михаил Угаров

худрук, 2011–2013

До Михаила Угарова в Центре драматургии и режиссуры худруков не было. Был худсовет, состав которого периодически менялся, но неизменно в нем оставались Угаров, Михаил Рощин, художница Наталья Сомова (вдова основателя ЦДР Алексея Казанцева) и режиссер Ольга Субботина. После смерти Рощина — второго основателя ЦДР — Михаил Угаров стал художественным руководителем и начал с того, что распустил худсовет. Сомова и Субботина увидели в его действии коварные замыслы и начали войну, которая привела в итоге к тому, что Департамент культуры объявил об открытом конкурсе на лучшую концепцию развития ЦДР. Главным достижением Угарова стало развитие режиссерской лаборатории Марата Гацалова «Мастерская на Беговой», через которую прошли десятки молодых режиссеров и которая привела в театр нового зрителя.

Смотрите также: Михаил Угаров о «Братьях Ч.», он же о театре и автослесаре

Клим

нынешний худрук

Театральный Гэндальф, бескомпромиссный утопист с длинными седыми волосами, в синем бархатном костюме и гриндерсах. О нем ходят легенды, о нем недавно вышла книга. В 90-е он создал несколько спектаклей, мгновенно ставших культовыми, написал несколько пьес, работал с экспериментаторами Петербурга и Киева, потом пропал. Появился он не так давно — в качестве советника и консультанта в «Школе театрального лидера» в Центре им. Мейерхольда. Участие, как, впрочем, и победа, Клима в конкурсе были неожиданностью. О своих планах пока не распространяется.

 

Политехнический музей

 

 

 

Борис Салтыков

директор музея, 2010–2013

Борис Салтыков, бывший министр науки, пришел в музей накануне глобальной реконструкции по приглашению Анатолия Чубайса и прошлого главы минкульта Александра Авдеева — и неплохо справлялся с функцией рассудительного менеджера, одинаково умеющего успокоить старушку-смотрительницу и журналистку, кричащую об утрате научного фонда музея. Но главными по части реконструкции были люди из параллельно созданного фонда развития во главе с Юлией Шахновской — это они провели первый в стране несмехотворный архитектурный конкурс, сделали в музее хороший книжный, театр, лекторий и фестиваль кино. Шахновская станет полноценным директором, а  Салтыков останется в качестве президента, ответственного за научную работу.

Смотрите также: Борис Салтыков о переезде Политехнического

 

Юлия Шахновская

нынешний директор

34-летняя Юлия Шахновская, дочь бывшего главы ООО «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского, закончила юрфак МГУ. Но, по признанию отца, разочаровалась в юриспруденции, когда его приговорили к году условно в связи с делом ЮКОСа. Работала в «ЕЭС России», руководила центром общественных и культурных проектов Александра Мамута, принимала участие в создании «Гаража». Работать ей предстоит вот с чем: к 2017 году здание на Лубянке обновится по проекту японца Дзюньи Исигами, экспозицию в нем придумает британское бюро Event Communications Ltd, а новое здание неподалеку от МГУ вместе с бюро Speech (основанным главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым) будет возводить итальянец Массимилиано Фуксас.

Смотрите также: как реконструируют Политехнический

 

Объединение «Музей Москвы»

 

 

 

Галина Ведерникова

директор музея, 1993–2013

За 30 лет работы инициировала создание нескольких филиалов музея — «Лефортово», «Кузьминки», «Старый английский двор», музеи храма Христа Спасителя, археологии Москвы и русской гармоники. Под ее началом музей Москвы переехал из здания церкви на Новой площади в Провиантские склады на Зубовском бульваре и начал строительство на новой площадке новомодного Центра документального кино — но развернуться и пригласить гармонику по новому адресу Ведерникова не успела, министерство культуры расторгло с ней контракт.

 

Алина Сапрыкина

нынешний директор

Относится к той же новой обойме арт-менеджеров, что и Юлия Шахновская — и тоже работала в «Гараже». Первый московский арт-кластер, центр дизайна Artplay, вместе с компанией единомышленников придумала в 2003 году, потом перевезла по новому адресу — на территорию завода «Манометр» — и превратила в деятельную образовательную и бизнес-площадку. За год (ровно столько продлится ее контракт с Минкультом) Сапрыкиной предстоит не менее амбициозная задача — реставрировать гигантское пространство Провиантских складов и развернуть там музей после переезда из церкви на Новой площади.

Смотрите также: Алина Сапрыкина о джентрификации Басманного района

 

Литературный музей

 

 

 

Марина Гомозкова

директор музея до 2013 года

При Гомозковой Литмузей был местом незаметным, там по большей части проходили мероприятия вроде «Музыкально-рукодельного дефиле «Шальные истории» или праздник «Гусар — питомец славы». В поле зрения прессы он попадал лишь в связи с разборками с Русской православной церковью, которая претендует на помещения Высоко-Петровского монастыря на Петровке, которые музей занимает. Новый директор Дмитрий Бак, которому Гомозкова отдала свои пост так же тихо и безропотно, как прошла вся ее директорская карьера, предполагает отдать здание людям в рясах и перенести музей в особняк Гагариной на Арбате.

 

Дмитрий Бак

нынешний директор

На истфиле РГГУ во времена его расцвета Дмитрий Бак был одним из самых молодых и либеральных преподавателей, любимцем гуманитарных студенток. По вечерам его можно было видеть в модных среди интеллигентной молодежи клубах вроде старого «О.Г.И.». До приезда в Москву он преподавал литературу на филфаке Черновицкого университета, который окончил сам, и в Кемеровском государственном университете. В РГГУ сделал блестящую карьеру и дорос в 2006 году до позиции проректора университета по научной работы. Однако когда вуз оказался замешан в нескольких коррупционных скандалах, попал в список «неэффективных» и подвергся череде проверок. Покинув пост, Бак студентов не бросил и преподает историю русской литературы в РГГУ и в Школе-студии МХАТ.

 Смотрите также: Дмитрий Бак о будущем Литературного музея

 

Музей Булгакова

 

 

 

Инна Мишина

директор музея до 2012 года

71-летняя Инна Мишина основала музей Булгакова вместе со своей сестрой-филологом Мариэттой Чудаковой в 2007 году. Тогда им передали так называемую Нехорошую квартиру. Однако энтузиастка была уволена со скандалом за день до пятилетнего юбилея музея. Департамент культуры не стал продлевать контракт, сообщив, что недоволен низкой посещаемостью музея и тем бардаком, который царил в описях экспонатов. Действительно, в квартиру Булгакова ходили гораздо реже, чем в расположенный по соседству частный музей «Булгаковский дом». Однако Мишина была с такой оценкой несогласна и решением ведомства обижена.

 

Петр Мансилья-Круз

нынешний генеральный директор

Хотя в прессе Петр Мансилья-Круз чаще всего значится как бывший главный редактор журнала «Афиша–Мир», большую часть жизни он проработал на телевидении. Вел программу «Большие» на канале «Культура», а потом возглавлял телевизионный продакшен «Голос-ТВ», где занимался продюсированием нескольких шоу, в том числе «Здравствуйте, я ваша няня». Вместе с ним оживлять музей пригласили филолога и бывшего главреда журнала «Большой город» Филиппа Дзядко. Им предстоит воплотить в жизнь новую концепцию развития музея, разработанную по конкурсу студией итальянского архитектора Габриеле Филиппини.

Смотрите также: Мансилья-Круз о булгаковской Москве

Ошибка в тексте
Отправить