перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Маршрут. Карповка

архив

Карповка — всего лишь перевранное финское название Корпийоки, а карпы в реке никогда не водились. Зато здесь тишайшие дворы соседствуют с шумными клубами, эклектика и петербургский модерн — с конструктивизмом и новостроем, а граффити борются за место на стенах домов с бесчисленными мемориальными досками.

Чкаловский просп., 31

Эклектичный дом, со стороны Чкаловского похожий на терем, занимает целый квартал: его адрес можно найти и по Левашовскому, и по Всеволода Вишневского; при этом все фасады разные. Здесь жил Перельман — не тот, что доказал гипотезу Пуанкаре и отказался от премии, а Яков Исидорович, гений научно-популярной литературы, автор «Занимательной физики» и еще нескольких десятков известных книг. Из витрины салона кухонь на первом этаже смотрит плюшевый далматинец размером с десятилетнего ребенка.

Чкаловский просп., 50

Странная конструкция дома объясняется тем, что это бывшая церковь Алексия Человека Божия, возведенная в 1910 году и приспособленная позже к нуждам развивающейся промышленности. Полукруглая куцая башня наверху — перекроенный купол. Сейчас здесь скучные офисы и завод «Измеритель», производящий генераторы.

Настенное панно на улице Всеволода Вишневского

Психоделическая картина с размахом написана прямо на кирпичной стене «Измерителя»: худощавый человек в красной рубахе с прорезывающимися крыльями на фоне неправильной радуги (синий и фиолетовый поменялись местами). Снизу на человека глядят разноцветные уродцы. Автор не подписался, зато рядом с таким же воодушевлением намалевано: «Киса, я люблю тебя, тебя одну». В доме №11, прямо напротив панно, жил великий летчик Чкалов.

Музей игрушки

Наб. реки Карповки, 32, вход с ул. Всеволода Вишневского. Углубляться в изучение дореволюционной или советской игрушки необязательно, но всегда можно купить глиняную зверушку или покрытые глазурью козули — фигурные пряники. Есть их не стоит, ими следует играть. А в октябре 1917 года в этом доме со шпилем было не до игр — тут состоялось заседание ЦК РСДРП(б), на котором собравшиеся приняли решение о начале вооруженного восстания.

Карповский мост

Отсюда открывается вид на вполне сталкеровский промышленный пейзаж в той части Карповки, где набережная закрыта для пешеходов.

Иоанновский монастырь

Женский монастырь в неовизантийском стиле построен на рубеже XIX–XX веков по проекту архитектора Никонова. На территории стоят два храма: в маленьком, освященном во имя святого Иоанна Рыльского, хранятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского; в большом храме Двенадцати Апостолов ежедневно проводится утренняя служба.
На службах в храме Иоанновского монастыря неизменно много прихожан, и многие из них особенно любят монашеский хор

Вяземский пер., 5–7

В мрачноватом доме №5, что расположился двумя квадратными скобками, находится гуманитарный факультет, а дом №7, скрывшийся за аркой, — это студенческий городок, проще говоря, общежитие. И то и другое принадлежит Университету информационных технологий, механики и оптики. Это понятно издалека — вокруг толкутся студенты: совсем юные, с мороженым, прогуливающие, с велосипедами и на машинах — и очень серьезные, с маленькими детьми в колясках.

Танцующие девочки

Скульптура работы Аникушина установлена в сквере на Каменноостровском, у дома №56а, ближе к концу 2000 года. Тогда же появилась песня «Я сошла с ума» никому не известного девичьего дуэта «Тату» — и только ленивый не называл взявшихся за руки бронзовых девочек (отлитых, между прочим, в далеком 1987-м) иллюстрацией к истории лесбийской любви. За сквером в новом доме открылся бутик Nando Muzi — для состоятельных повзрослевших девочек, любящих высокие каблуки и беспощадные неоновые цвета.

Особняк Покотиловой

Каменноостровский просп., 48. Двухэтажный нежнорозовый особняк архитектора Лялевича украшен точными копиями горельефов флорентийского скульптора Луки делла Робиа в соборе Санта-Мария-дельФьоре, созданных в XV веке. Вывеска сообщает, что сейчас здание занято врачебно-физкультурным диспансером — для обследования детей-спортсменов.

Пирожковая

Наб. реки Карповки, 16. У окошка под вывеской «Свежая выпечка» всегда очередь: здесь продают лучшие на Петроградской стороне пирожки и булочки по смешным ценам. Изрядно напичканный рыбой расстегай, например, обойдется в 16 рублей. Поглощая пирожок, стоит приглядеться к огромному заброшенному зданию на противоположном берегу Карповки — это гостиница «Северная корона», строившаяся с 1988 года, вроде бы к Играм доброй воли 1994-го, но так и не законченная. Раньше на ее месте был важный пивной ларек — здесь выпивали по паре кружек по дороге на матч на снесенном стадионе Кирова.

Силин мост

Отсюда нужно разглядывать набережную к востоку от Каменноостровского — сплошь изящные дома со столетней историей. Прямо у моста, через дорогу от особняка Покотиловой, за высокой стеной — интригующий двор: тут есть низенькая постройка, похожая на конюшню, и огромная кирпичная труба. Во двор не пускают сердитый охранник и не менее сердитая собака.

Наб. реки Карповки, 19

Серый домина архитектора Зазерского спроектирован буквой П — зданиями такого типа застраивали Каменноостровский в начале XX века. Во дворе за внушительными воротами, что увенчаны фонарями, — крошечный сквер. В нем можно зайти в одну из неприметных дверей — Oriflame и психоаналитический центр — или просто оглядеться, развалившись на скамейке.

Литераторов, 19

К двухэтажному особняку не подобраться: нынче тут детский сад, и дом с игровой площадкой огорожен забором. В 1905 году на деньги благотворителей здесь открыли коммунальное жилье для обедневших пожилых писателей (от них и название улицы). Мемориальные доски хорошо видны из-за ограды: в доме жили революционер Лопатин, писатель Чапыгин и «очевидец незримого» Филонов.

Особняк Савиной и Молчанова

Литераторов, 17. Модерновый особняк, построенный в 1905 году для примы Александринского театра Марии Савиной ее мужем — предпринимателем Молчановым. На фасаде сохранилась чудесная майолика, а со двора можно увидеть неожиданную дверь на втором этаже — видимо, со стены сняли балкон. Под доской с годами жизни Савиной — трафарет, изображающий кого-то из десептиконов или автоботов.
Красноватая постройка в том месте, где от Карповки отщепляется коротенькая улица Литераторов, — это бывшая трамвайная подстанция

Мастерская с оленем

Внушительных размеров двор, вход в который есть и с Литераторов (между домами №17 и 19), и с Профессора Попова, беспорядочно забит маленькими домиками, гаражами и стройматериалами. На одном из гаражей — симпатичный трафарет «Точечная антропология». Особенно во дворе выделяется одноэтажная сторожка с кованой фигуркой оленя над крыльцом. По сведениям жителей окрестных домов, с 1973 года здесь работал художник Владимир Ветрогонский, а теперь мастерская принадлежит его сыну Андрею. И олень непростой: он выкован известным московским художником Ефимовым, отчимом старшего Ветрогонского.

Дом Матюшина

Профессора Попова, 10. В деревянном доме с резными балкончиками прописался Музей петербургского авангарда. Сейчас вокруг пыльно, шумно и тесно: обновляют дорожки в саду, худо-бедно облагоражи- вают территорию. Внутри, наоборот, тихо — на первом этаже временные выставки, наверху — постоянная экспозиция, личные вещи и работы учеников Матюшина, художника и музыканта, видного теоретика русского авангарда.
Нынешний дом Матюшина имеет мало общего с тем домиком, где квартировал художник: здание неоднократно горело, разбиралось и перестраивалось

Музей истории фотографии

Профессора Попова, 23. Во дворе через дорогу от дома Матюшина — открывшийся 5 лет назад частный Музей истории фотографии с запоминающимся логотипом: человечек держит перед лицом (или вместо лица) стилизованную камеру. Попасть в музей сложно: рабочих часов — всего четыре в день, с часу до пяти, но на изогнутой лестнице с кривыми перильцами и шаровидными фонарями посидеть нужно обязательно.

Магазин «Барс»

Профессора Попова, 23. В заслуженный оружейный магазин (пульки для пневматики здесь покупали еще 10 лет назад) стоит зайти хотя бы ради пушистого барса — правда, чучела. Кроме камуфляжной одежды для охоты и резиновых уток бог знает для чего, здесь продаются всевозможные стволы и еще почему-то сейфы.

Проспект Медиков

Шумный проспект, в который упирается мечтательная улица Литераторов, застроен промышленными зданиями, давно требующими ремонта. На углу с Профессора Попова за оградой разбросаны корпуса Научно-исследовательского института гриппа, процветавшего в советское время и несколько приунывшего сейчас. Впрочем, именно здесь могут когда-нибудь открыть вакцину против мутирующего вируса птичьего гриппа.

Первый жилой дом Ленсовета

Наб. реки Карповки, 13. Монстр советского конструктивизма, рожденный в 1930-х, выходит фасадом на набережную Карповки, а воротами с металлической решеткой и почти не уцелевшими барельефами — на улицу Литераторов. Со стороны проспекта Медиков можно попасть в небольшой магазин носков и колготок, интересный исключительно внутренней организацией, взятой из тех же 30-х: хлопчатобумажные товары разложены за спинами у продавщиц. На огромных ступенях у фасада, вокруг неработающего фонтана и восьми гранитных колонн, катаются скейтеры, слушающие отчего-то группу «Кино».

Клуб «Орландина»

Наб. реки Карповки, 5/2. У входа болтаются в ожидании концерта юнцы в черных балахонах или, наоборот, узких цветных джинсах. В помещении клуба квартируют легендарный рок-магазин «Дохлая рыб-ба» и еще пара лавок подобного толка; на стенах тут — факты жизни и смерти важнейших фигур: Цоя, Науменко, Янки, Свина, а с недавних пор еще и Летова. Публика «Орландины» коренным образом отличается от старшеклассников, толпящихся у соседнего R’n’B-клуба Etage (Аптекарский просп., 2).
Стоянка частных катеров, чудом сохранившаяся у Аптекарского моста, около Гренадерских казарм, — одна из немногих в городе

Ботанический сад

Профессора Попова, 2, летом вход с Аптекарского просп. Обходить оранжереи никто не заставляет, за 20 рублей (все дырки в ограде заделаны) можно просто погулять среди растений с названиями вроде микробиота перекрестнопарная (кипарис размером с кустик черники) и гортензия Бретшнейдера (родом из Китая). В деревянной беседке в глубине сада всегда кто-то распивает портвейн или шампанское.

Яхт-клуб

На противоположном берегу реки за огромной территорией Медицинского университета им. Павлова (Первого меда) нашли пристанище новенькие яхты и полузатонувшие катера. На покрытом травой спуске к воде сидеть не возбраняется, и можно часами наблюдать за тем, как катера спускают по стапелям, или размышлять, что означает речной знак — две перечеркнутых волны в кружочке.
Ошибка в тексте
Отправить