перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Премия Кандинского Монастырский, Братков и другие о молодых номинантах

Сегодня вручают очередную премию Кандинского, на которую в этом году претендуют сразу несколько молодых художников. «Афиша» попросила представителей старшего поколения прокомментировать их работы.

архив

Анастасия Рябова

Анастасия Рябова

возраст 26 лет

резюме Имеет степень магистра философии. Сознательно не получала художественного образования. Участница проекта megazine.biz ­(интернет-магазин, в котором ничего нельзя купить), агент проекта supostat.org (интернет-платформа для исследовательской арт-журналистики).

премия Кандинского Номинация «Медиаарт» за работу «Artists’ Private Collections», интернет-проект, живущий своей жизнью: в нем устанавливаются сложные связи между подаренными, украденными, найденными или купленными художниками произведениями искусства.

 

Андрей Монастырский

«Проект «Artists’ Private Collections» — это очень живое место. Работы, которые в него попали, обычно куда-то теряются и на свет не вылезают, а тут вдруг появляются, да еще между ними усматриваются интересные связи. Вообще, Настя работает не над картиной или объектом, а над целым кругом контекстуальных отношений между художниками — такое социально-эстетическое отношение к искусству. Плюс все это связано с сетями, с интернетом. И она понимает и чувствует материал и как философ, и как художник, то есть на чувственном уровне. У нее это очень сочетается. Вот, скажем, работа с флагштоками — «Где твое знамя, чувак?». Флагшток — это же фундамент идеологии, знамя символизирует лозунговость. А тут множество флагштоков под разными углами скомбинированы, и это целый гул возможных идеологий, хаотический и интересный, как абстрактное пятно. Настя закончила философское отделение, а не Суриковский институт, и это дает ей дистанцию по отношению к тому, что происходит в современном искусстве, — она может наблюдать его издали, и картина будет более широкой, чем у художника, который вставлен в профессиональную ситуацию и может видеть только то, что происходит прямо перед ним. Настя очень мобильна в этом поле — и это только плюс. И конечно, как художник она связана с концептуальной традицией, потому что работает с самыми широкими контекстами».

Марина Винник

Марина Винник

возраст 27 лет

резюме Родилась в Кемерово. Окончила биолого-химический факультет МПГУ и режиссерский факультет ВГИКа. Снимает игровое и документальное видео. Феминистка.

премия Кандинского Номинация «Медиаарт» за видеоработу «Боль»: несколько девушек в стерильном формате телеинтервью рассказывают о травматическом опыте отношений с мужчинами.

 

Борис Орлов

«Мне понравился этот проект внезапной исповедальностью, сугубо личным характером: художница вроде говорит не от своего лица, а от лица героинь. Такое коллективное действие — при этом предельно личное: иногда даже бывает неловко, когда их слушаешь, и в то же время ­забирает. Ведь чем отличается профессионал от дилетанта? Дилетант хватает первую идею и начинает с ней работать. А я по своему опыту знаю, что не всякая идея может удачно пластифицироваться. Идея — это выкачанное из хаоса нечто, а хаос должен быть систематизирован, тогда он принимает форму. И вот у этой вещи форма точно найдена — емкая и однозначная. И она работает как надо. Причем все очень скромно сделано, минималистично. Но видно, что автор как бы сама говорит одновременно с героинями, сочувствует им. Когда две девушки сидят за рюмкой и одна другой что-то рассказывает — это как-то не предполагает зрителя. И неудобно это слушать, и одновременно это правда, которую сердцем воспринимаешь. Подсматриваешь чужую жизнь».

Полина Канис

Полина Канис

возраст 26 лет

резюме Родилась в Ленинграде. Закончила Школу Родченко. Номинировалась на премию «Инновация», участвовала в нескольких групповых выставках, в том числе в «Аудитории Москва» куратора Екатерины Деготь. Снимает видео по похожей схеме: главная героиня (хорошенькая маленькая девочка) руководит неким процессом — например, ведет с помощью свистка урок в школе или зарядку для пожилых граждан в парке. Пользуясь своим невинным видом, она вовлекает участников экспериментов в подозрительно нездоровые отношения власти и подчинения.

премия Кандинского Номинация «Молодой художник» за видеоработу «Яйца», в которой воспроизводит старую электронную игру «Ну, погоди!»: Канис бегает по крыше и ловит в подол юбки падающие сверху яйца.

 

Ирина Корина

«Эта работа мне показалась одновременно смешной и очень страшной. Я прекрасно помню советскую электронную игру «Ну, погоди!», где волк ловит яйца, и видео Полины считалось моментально. Мне показалось, что в итоге получилось совершенно безумное и сумасшедшее смещение. Гендерный элемент тут очень смешным образом преломлен — и из такого комичного образа получилась довольно угрожающая и пугающая работа. С одной стороны, эти бьющиеся яйца можно в некотором смысле рассматривать как метафору будущих жизней. А с другой — все это носит такой легкомысленный характер. И все очень лаконично, просто, элементарно — мне кажется, в этом вся прелесть. Вообще, мне ­самой проще и ближе выразить что-то через пластику — но при этом мне очень интересны новые медиа. Я думала, что за ними будущее — за вещами, которые когда-то были за пределами искусства».

Таус Махачева

Таус Махачева

возраст 28 лет

резюме Родилась в Дагестане. Бакалавр лондонского колледжа Goldsmith, окончила Институт проблем современного искусства и РГГУ. Участница последней Московской биеннале, персональные выставки проходили в Москве и в Милане. Работает с темой национальной идентичности на европейский лад. Корректна, социально ангажирована, в курсе, что такое постколониальный дискурс. Делает вещи метафорические и поэтичные, но при этом нейтральные — даже когда переодевается в шерстяной костюм и бегает, изображая лошадь.

премия Кандинского Номинация «Медиаарт» за видео «Пуля». Художница стреляет в песок на пляже неподалеку от Махачкалы из пистолета Макарова. Потом роет песок руками, чтобы найти пулю, которая экспонируется наряду с видео.

 

Сергей Братков

«Мне больше всего понравилось то, как выставлена эта вещь. Таус выстроила красивую инсталляцию. Ведь летящая пуля — это предмет, который невозможно вернуть. А найденная пуля — уже образ остановленного времени. Если выражаться музыкальными терминами, эта инсталляция представляет собой контрапункт. Получается, что вынесенная под стеклянный колпак пуля позволяет созерцать время, и за этот прием художнице можно ставить пятерку. Что касается национальной проблематики — это, конечно, всегда художнику плюс. И на Западе, где Таус получает образование, конечно, этому учат. Но вот что касается военной метафоры — в ее отношении я остался спокоен. Но меня удивила именно необычность инсталляции».

Леонид Комиссаров

Леонид Комиссаров

возраст 24 года

резюме Студент Школы Родченко и Гуманитарного института телевидения и радиовещания (факультет кинооператорского мастерства). Работ Комиссарова известно не так уж много — зато в связи с премией он уже стал фигурантом скандала, попав в лонг-лист номинации «Молодой художник» под двумя разными именами. В итоге в шорт-лист прошла работа, сделанная под настоящей фамилией.

премия Кандинского Номинация «Молодой художник» за работу «Московские кинотеатры», фотосессию в жанре архитектурной археологии: художник «находит» свидетельства уходящего в прошлое пласта культуры. Мрачноватые здания с устремленными в будущее названиями вроде «Свобода», «Спутник», «Авангард», похожие друг на друга, поскольку строились когда-то по типовым проектам, здесь выступают как свидетельство канувшей в Лету эпохи модернизма.

 

Александр Бродский

«Мне понравилась эта серия как напоминание о чем-то уходящем, об эпохе моей молодости. Такой слегка печальный взгляд фотографа на это время. Для меня это большая, огромная часть жизни — детство, юность. При этом мне никогда раньше не нравились эти кинотеатры, особенно в те времена, когда они были построены и функционировали. В то время это был символ чего-то тоскливого и советского, а сейчас уже напоминает об ушедших годах жизни и вызывает умиление. Конечно, все серии фотографий, посвященные архитектуре, чем-то похожи. Например, художники Бернд и Хилла Бехер фотографировали старые водокачки — но у них это вневременные вещи, выглядящие так, будто они не принадлежат конкретной эпохе. А здесь зафиксирована совершенно определенная эпоха советского модернизма. То, что художник этим заинтересовался, то, как он на это посмотрел, — по-моему, очень симпатично, что-то тут сказано важное. И при этом не имеет значения, какого автор возраста. Здесь он, как мне кажется, смотрел печальным взглядом вполне взрослого, жившего в те времена человека, у которого есть воспоминания об этом времени, — хотя тогда его еще на свете не было».

Николай Алексеев

Николай Алексеев

возраст 25 лет

резюме Живет и работает в Воронеже. Принадлежит к молодым воронежским художникам поколения Арсения Жиляева. Участвовал в его выставке «Дальше действовать будем мы». Сокуратор проекта «Живой музей перформанса» в воронежском Центре современного искусства. Читает лекции. Работы, как правило, сделаны по принципу найденных объектов. Например, серия «Северный мост» — арматура с полуотвалившимися от нее кусками бетона.

премия Кандинского Номинация «Молодой художник» за работу «Найденные ландшафты». Единственный «формалист» среди номинантов — во всяком случае выставляет то, что можно условно назвать скульптурой и живописью. Его проект состоит из серии холстов и объектов. Объекты — гипсовые отливки пустот в пенопластовых упаковках от телевизоров, электробритв и тому подобной бытовой техники. На холстах изображены тестовые полоски от принтера.

 

Стас Шурипа

«Эти объекты — образцовый случай, когда простое и элегантное формальное решение соединяется с глубоким общественно значимым содержанием. Художник делает вещью саму пустоту: мы ее обычно не замечаем, а тут у нее появляется масса, объем. Эти объемы таковы, потому что этого требует логистика, способы транспортировки техники. Пространства внутренних боксов, контейнеров, упаковок на самом деле являются метафорой коммуникации. Ведь транспортировка — это та же самая коммуникация, только с помощью вещей. И эта работа является комментари­ем к современной коммуникации. В том, что нам кажется бессмысленным, не имеющим значения, вдруг обнаруживаются параллели с архитектурой, с авангардом. И дополняющие объекты холсты с тестовыми полосками от принтеров продолжают ряды машинных форм, которые, с одной стороны, бессмысленны, а с другой — это и есть сами акты коммуникации, как, например, улыб­ка. Мы выдаем их механически, как принтеры, но без них коммуникация невозможна. Меня привлекает тонкость этого формального решения. У этого художника не так еще много работ, но вот эта — яркий пример его метода: тут происходит бессловесный поиск, открывающий поэзию немых форм, в которых вместе с тем всегда есть социальная значимость».

Ошибка в тексте
Отправить