Новое здание ГЦСИ Каким должен быть музей современного искусства на Ходынском поле
«Афиша» послушала дискуссию искусствоведов и архитекторов о том, что не так в концепции развития ГЦСИ и как сделать музей прибыльнее и интереснее, и записала самое важное.
События вокруг строительства нового здания Государственного центра современного искусства развиваются: в конце декабря министр культуры Владимир Мединский заявил, что здание музея будет возведено не на Бауманской, как планировалось ранее, а на территории Ходынского поля, внутри гостинично-офисного квартала, и архитектурный конкурс будет проведен заново. Построить новое здание для музея, который сейчас занимает всего 2000 квадратных метров в здании бывшей фабрики и которому катастрофически не хватает места для хранения и экспозиции, четыре года назад планировали на Зоологической улице (где ГЦСИ находится сейчас); прошлым летом стало известно, что музей расположится на месте обрушившегося Бауманского рынка. Однако тот проект (архитектора Михаила Хазанова) многим не понравился: и завышенной стоимостью — стартовый проект — 90 миллионов рублей, сама перепланировка — 300 миллионов, и внешним видом —
Пока конкурс не проведен (возглавит конкурсную комиссию главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов), в ГЦСИ подготовили концепцию, где описали, сколько квадратных метров им нужно, какой деятельностью станет заниматься музей в новом здании, сколько будет зарабатывать и другие подробности. Так, ГЦСИ рассчитывает на 46500 квадратных метров (для сравнения: Центр Помпиду в Париже — 40000 квадратных метров), восемь с лишним из которых займет постоянная экспозиция, а около 4000 — фондохранилище; также там планируют разместить несколько залов для проведения временных выставок, реставрационные, багетные и другие мастерские, два кафе (одно — детское), зал для проведения лекций, зал для конференций, театрально-концертный зал и многое другое, включая подземную автостоянку на 340 мест. В концепции развития музея также прописано, что в ГЦСИ хотят запустить несколько образовательных программ (в том числе детскую); обновлять экспозицию один-два раза в год; сделать открытый доступ к медиатеке, которой сейчас могут пользоваться только специалисты; зарабатывать около 9 миллионов рублей в год. Для того чтобы обсудить эту концепцию и выявить явные недостатки, сотрудники ГЦСИ собрали архитекторов, искусствоведов и музейных специалистов и провели дискуссию — «Афиша» записала ключевые моменты.
Андрей Ерофеев
Искусствовед и куратор
«У меня есть несколько замечаний по концепции. Прежде всего, необходимо переадресовать средства с мероприятий временных на постоянные
Алексей Левыкин
Директор Государственного исторического музея
«
Бланш Гринбаум-Сальгас
Эксперт Управления французских музеев при Министерстве культуры, бывший главный хранитель нескольких музеев во Франции
«Вопрос складов в самом музее очень важный: например, для Центра Помпиду мы нашли склады на севере Парижа, за которые очень много платим, — это неудобно. Важный момент — бюджет для приобретения произведений искусства. Например, Центру Помпиду в прошлом году выделили два с половиной миллиона евро, на следующий год — только один с половиной. Но у нас есть так называемые «друзья музея» по всему миру, которые помогают покупать произведения, — нужно и вам придумать, как организовать такое. Еще важно, откуда брать деньги на содержание музея. Можно, например, организовывать выставки за границей, частные мероприятия в залах музея. Раньше сказали бы, что музей — это чисто научно-просветительское место, но сейчас нельзя не зарабатывать — нужно что-то придумывать. Об архитектуре: французские архитекторы считают, что строить музей — это самое-самое и что тогда они как художники, — в итоге получается здание не для музея, а для других архитекторов. Например, здание Национальной библиотеки Франции очень красивое, но четыре башни для книг — это ужасно неудобно. Вообще, раньше все наши президенты хотели строить музеи: Помпиду, Орсе, Новый Лувр, Музей на набережной Бранли. Больше музеев не будет, потому что нет денег. Но Россия — богатая страна, у вас в самом центре Москвы есть земля, которая может быть свободна (Зарядье. — Прим. ред.), почему же до сих пор нет решения русского президента строить в самом центре города самый замечательный музей современного искусства?»
Сергей Чобан
Архитектор, глава бюро Speech Чобан & Кузнецов
«
Михаил Хазанов
Вице-президент Союза московских архитекторов
«Не верьте ничему, единственный честный конкурс — всегда открытый. Двухступенчатая система, когда первый конкурс — открытый, на архитектурную идею, а второй — заказной, уже на выполнение архитектурной концепции, проверена жизнью и легитимна. Очень важно, где музей будет находиться: Ходынское поле, кроме как давиловкой 1896 года, ничем больше не знаменито — музей просто растворится в соседстве с гостиницами, супермаркетами и моллами. У нас есть площадка покруче, около Кремля, только что освобожденная, — пространство на месте гостиницы «Россия». Это место царское, и его в период безвременья — когда московские власти, кроме того, чтобы перекрашивать бордюры и киоски двигать, не знают, что и делать, — надо требовать. Не просить, а требовать культурного и намоленного места: пусть первый тур конкурса будет еще и на месторазмещение».
Дмитрий Озерков
Заведующий cектором современного искусства Государственного Эрмитажа
«В концепции написано, что музей обладает большой коллекцией, которую сейчас негде показывать, — поэтому и нужен музей. Мне это утверждение кажется неочевидным: а будет ли нужно показывать эту коллекцию через десять лет, когда музей будет построен? Всегда надо помнить, что
Иосиф Бакштейн
Куратор, комиссар Московской биеннале современного искусства
«Я согласен с тем, что не хватает детально прописанной концепции коллекции, — к примеру, сооружению Tate Modern предшествовало детальное представление о том, что из себя представляет коллекция. Без этого дальнейшие шаги просто невозможны, и я призываю всех объединиться для того, чтобы представление о том, что должно быть в основе государственного музея современного искусства, наконец появилось».
Софья Троценко
Глава и основатель Центра современного искусства «Винзавод»
«Очень важно, чтобы в музее было именно российское современное искусство, — ведь если оно сегодня не будет нужно нам, оно никому в мире не будет нужно. К примеру, история с тем, что в Китае появляется множество новых музеев, — это не социальная потребность, это государственная политика развития искусства. Поэтому мы должны не копировать музеи, построенные пятьдесят лет назад в других странах, а строить музей не сегодняшнего, не завтрашнего, а послезавтрашнего дня».