перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как выбирают мэров Жена олигарха против антифашиста, бизнесмен против гея, миллиардер против финансового инспектора

В силу отсутствия на выборах московского мэра реальной борьбы и честной конкуренции «Афиша» решила обратиться к западному опыту и выбрала 7 показательных случаев из Лондона, Берлина, Нью-Йорка и других городов, когда в предвыборной гонке побеждал сильнейший, а не единственный кандидат.

архив

Милан, 2011 год, жена олигарха против юриста-антифашиста

основные соперники: Летиция Моратти, член партии Берлускони с богатым прошлым — внучка хозяйки известного миланского салона довоенных времен, жена нефтяного магната Джанмарко Моратти (который, в свою очередь, родной брат другого магната и одиозного хозяина миланского «Интера» Массимо Моратти), экс-президент главного итальянского телеканала RAI, экс-министр образования в правительстве Берлускони и действующий (на тот момент) мэр Милана. Ее соперник — представитель партии «Левые — экология —  свобода» Джулиано Пизапиа, до этого отработавший два срока в парламенте. Долго практиковавший юрист, известный по защите на добровольных началах интересов лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана и семей Карло Джулиани, антифашиста, убитого в ходе протестов на саммите «Большой восьмерки» в Генуе и антифашиста Давида Чезаре, убитого неонацистами.

предвыборная кампания: «В наше время сложно опередить итальянских политиков в вульгарности и жестокости, но эти выборы в этом плане преуспели», — сказал колумнист Correre della Serra в интервью газете The Guardian. Фаворитом считалась Моратти — Милан традиционно «правый» город и родина партии Берлускони. Сам премьер-министр, участвовавший в то же время в парламентских выборах и отбивавшийся от четырех судебных дел, активно комментировал кампанию: «У Пизапиа нет никаких шансов на победу», «если он победит, Милан станет городом мусульман, цыганской деревней, городом, охваченным иностранцами», «те, кто голосуют на выборах за левых, оставляют свои мозги дома». Пизапиа ожесточенно критиковали и однопартийцы Берлускони: «Если Пизапиа выиграет, в городе случится бум изнасилований и появится много проституток». Наконец, в город были свезены толпы провинциальной молодежи, которые агитировали местное население голосовать против левого кандидата, так как в противном случае «в городе откроются «инъекционные комнаты» для наркоманов».

В ходе теледебатов Моратти обвиняла Пизапиа в том, что он скрывает старую судимость за угон автомобиля (хотя на самом деле он был оправдан). Сам Пизапиа отбивался от нападений и рассказывал, что цыгане раздают на рынках поддельные агитационные листовки, призывающие голосовать за него, а люди, одетые рабочими, ходят по квартирам и рассказывают людям, что если он победит, в их районе построят мечеть. Сам он работал в другом ключе, ежедневно агитируя и рассказывая о своей предвыборной кампании в парках и на улицах города. 

итоги: Цыгане не сработали; в первом туре Пизапиа набрал 48% против 41,6% у Моратти. Несмотря на предостережения однопартийцев, перед вторым туром Берлускони только усилил атаки (и заплатил 800000 евро за нарушение правил эфирного времени у кандидатов перед выборами) и в итоге проиграл — Пизапиа набрал 55,1% голосов, во многом за счет поддержки интернет-аудитории в социальных сетях. 

Джулиано Пизапиа
 

 

Торонто, 2010 год, потомственный бизнесмен против гея

основные соперники: Потомственный бизнесмен и политик Роб Форд, политик и открытый гей Джордж Смитерман, канадец итальянского происхождения Джо Панталоне, работавший в команде предыдущего мэра — по неподтвержденной информации, пользовался поддержкой итальянской мафии; всего в выборах участвовали 39 кандидатов, больше процента набрали только трое.  

предвыборная гонка: Сопровождалась невероятным количеством скандалов. В самом начале с выборов снялся одного из самых молодых кандидатов, глава общественного транспорта города Адам Джимброни, оскандалившийся аж дважды — сначала со студенткой Кирстен Лукас, которая в интервью Toronto Star заявила, что вступала в интимные отношения с кандидатом (в том числе и в его офисе); затем журналисты посчитали, что за 2012 год Джимброни потратил на такси 2000 долларов общественных денег. Снятие Джимброни задало ход гонки — кандидаты уличали друг друга в трате бюджетных средств (в том числе на поддержку спортивных команд), избиении супруг, хранении наркотиков и чем только не. Нападали в основном на эксцентричного Форда, но его рейтинг только удваивался. Под конец гонки все это воплотилось в появление на одной из главных улиц Торонто многочисленных табличек с надписями «Алкоголика-расиста, избивающего жену, в мэры!» — и имелся в виду Форд.

итоги: С отрывом в 12 процентов победил Форд, который уже три года расхлебывает скандалы, оспаривает судей, которые отстраняют его от должности из-за «преднамеренной слепоты» к закону, материт журналистов и отбрыкивался от обвинений в том, что курит крэк. Собирается идти на мэрские выборы в следующем году. 

Роб Форд
 

 

Лондон, 2012 год, Красный Кен против велосипедиста

основные соперники: Консерватор Борис Джонсон, лохматый пропагандист велоинфраструктуры, небезуспешно проработавший мэром четыре года. Лейборист Кен Ливингстон, бывший мэром с 2000 по 2008 год — на должности он отметился остановкой приватизации общественного транспорта и его удешевлению и запуском проектов по улучшению экологической обстановки в городе; ввел платный въезд в центр города; обладатель прозвища Красный Кен, защитник Уго Чавеса и друг троцкистов. 

предвыборная компания: Была освещена скандалом вокруг налогов Ливингстона, который уводил свои доходы от медиа в частную компанию, чтобы избежать максимальной налоговой ставки, при этом публично поддерживая ее. После дебатов на радио Джонсон в лифте радиостанции трижды обозвал Ливингстона «чертовым лжецом» за то, что тот инкриминировал ему такие же махинации. Другим корнем противоречий были цены на общественный транспорт — кандидат от лейбористов обвинял Джонсона в том, что он не пытается снизить цены на проезд и вообще является «мэром для богатых», на что мэр отвечал, что это совершенно невозможно, и называл Ливингстона лжецом. В такой канве и взаимных обвинениях во вранье и прошла предвыборная кампания.

итоги: С перевесом в 3% голосов победил Джонсон — и стал готовиться к августовской Олимпиаде, приняв поздравления соперника, который заявил, что это его последние мэрские выборы.

 

 

Берлин, 2011 год, гей против антисоциалиста

основные соперники: В Берлине голосуют за партии и их лидеров, и главными соперниками стали социал-демократы и Христианско-демократический союз. От первых на выбор шел популярнейший мэр Клаус Воверайт, известный двумя предвыборными фразами, ушедшими в народ: «Я гей, и это хорошо» и «Берлин — бедный, но сексуальный»; за два мэрских срока сделал Берлин одной из культурных и туристических столиц Европы и ухудшил и без того тяжелую экономическую ситуацию в городе. От ХДС — их берлинский лидер Франк Хенкель, ярый антисоциалист, в 17 лет бежавший из Восточного Берлина вместе с родителями на запад.

предвыборная гонка: Главной темой обсуждения стали многочисленные поджоги берлинских автомобилей в 2011 году — к августу, последнему предвыборному месяцу, их случилось почти четыре сотни. Полиция предполагала, что это леваки, протестующие таким образом против джентрификации города; ХДС во главе с Меркель обвиняли во всем слабую полицию, которую распустил мэр города (по программе его партии город должен был постепенно снижать количество полицейских) — и что берлинский кабинет вообще не сможет решить эту проблему; заявления поддерживали развешенные партией плакаты с горящими автомобилями и вопросом: «Должен ли Берлин это понимать?» (парафраз лозунга социалистов на выборах). СДПГ отвечали, что «поджоги — слишком серьезная тема, чтобы ей спекулировать».

Особенностью гонки стала борьба за голоса выходцев из семей иммигрантов. Консервативные ХДС, традиционно не поддерживаемые мигрантами, ввели в свой избирательный список выходца из турецкой семьи Эртана Таскирана, который вел работу с избирателями-мусульманами. 

итоги: Социал-демократы победили, а Воверайт со словами «мы хотим, чтобы Берлин стал богаче, оставаясь сексуальным» в третий раз стал мэром и начал проводить новые законы — брать 5% туристического налога с каждого путешественника, останавливающегося в отеле, и установил минимальную заработную плату по контракту в 1 евро за час. 

Клаус Воверайт (справа)

 

Нью-Йорк, 2009, миллиардер против финансового инспектора

основные соперники: К моменту начала предвыборной кампании республиканец Майкл Блумберг, миллиардер и владелец одного из главных информационных агентств — Bloomberg, отработал мэром Нью-Йорка уже два срока. Его соперник, демократ Билл Томпсон, практически всю жизнь прожил в Бруклине, в 1994-м стал представителем района в городском Совете по образованию, затем стал председателем этого совета, где улучшал внешкольное обучение и качество учителей. При мэрстве Блумберга работал финансовым инспектором города, где весьма успешно справлялся со своими обязанностями. 

предвыборная кампания: До 2009 года мэром можно было проработать только два срока подряд, и по закону Блумберг не мог баллотироваться на третий срок, но он его изменил, апеллируя к тому, что во время финансового кризиса именно он должен быть главой города как человек, в силу своей деловой карьеры хорошо ориентирующийся в мире финансов, — и у него получилось, городской совет принял поправку и изменил закон. На выборы Блумберг потратил рекордную для мэров Нью-Йорка сумму — 82 миллиона долларов, при этом в ходе предвыборной кампании стремительно теряя популярность из-за умелой критики Томпсоном работы Блумберга с образованием — закрытие школ, завышение выпускных нормативов, пустое увеличение расходов на образование. Блумберг на нападки отвечал 38-страничными меморандумами и записывал рекламные ролики на языках нью-йоркских меньшинств, в том числе и на русском. 

итоги: Победил Блумберг — но с неожиданно минимальным отрывом, меньше чем в 5 процентов; выборы 2005 года он выиграл с отрывом в 20. Билл Томпсон вновь баллотируется в мэры в этом году.

Также в берлинский совет прошла Пиратская партия Германии с внушительным результатом в 8,9%.

Майкл Блумберг

 

Чикаго, 2011 год, глава администрации Обамы против главы попечительского совета

основные соперники: Джери Чико, бывший президент городского попечительского совета, известный тем, что был единственным кандидатом от Чикаго в сенат США на выборах 2004 года, который поддерживал гей-браки (выборы он проиграл — Бараку Обаме), и Рам Эмануэль, бывший глава администрации Белого дома, известный умением выругаться в нужный и ненужный момент — за что ему не раз пришлось извиняться (а в ходе предвыборной гонки наблюдать за пародийным твиттером Эмануэля, где ни один твит не обходился без слова fuck). 

предвыборная гонка: Все соперники Эмануэля сконцентрировались на критике самого популярного кандидата — и небезуспешно: среди прочего его обвиняли в том, что он не может баллотироваться в мэры как человек, проживший в Чикаго перед выборами меньше года, и закон в этом случае был против Эмануэля, но Верховный суд штата утвердил его право на участие в гонке (хотя к этому моменту уже было напечатано 300000 бюллетеней без его имени).  

Его соперников можно понять: бывшего главу администрации Обамы сразу же поддержали две главные газеты Чикаго, в его предвыборный фонд жертвовали огромные суммы, а звездный статус и многолетний опыт в большой политике (Эмануэль стал видным политиком еще при Клинтоне), по предположению чикагцев, могли вывести город на новый статус.

итоги: Победа Эмануэля с сокрушительным перевесом в тридцать процентов над Чико, его невиданная популярность у горожан и масса проблем, которые он теперь решает — высокая преступность, низкий уровень образования в школах, бюрократия аппарата.

Рам Эмануэль
 

 

Буэнос-Айрес, 2011 год, владелец футбольного клуба против министра образования

основные соперники: Действующий (на тот момент) мэр города из оппозиции Маурисио Макри, до мэрства бывший президентом самого популярного футбольного клуба страны — «Бока Хуниорс»; Даниель Филмус, бывший министр образования и политический советник президента Аргентины. 

предвыборная кампания: Филмус нажимал на то, что Макри злоупотребляет своей властью, а в пример приводил назначенного им главу полиции, который был осужден за незаконное прослушивание телефонных разговоров жителей города. Также он критиковал мэра за то, что падение уровня криминала в городе затормозилось, а интервалы между поездами в городской подземке, наоборот, выросли. Подобные заявления аргентинцам показались слишком мягкими и серьезной конкуренции Филмус для Макри не составил. 

итоги: Макри победил во втором туре с большим перевесом и работает мэром, решая мелкие и крупные проблемы (например, забастовку сотрудников метро годичной давности, которая привела к тому, что метро встало на десять дней) и конкурирует с президентом Фернандес, работая через площадь от ее дворца; аналитики полагают, что Макри станет главным оппозиционным кандидатом на следующих президентских выборах.

Маурисио Макри
 

Ошибка в тексте
Отправить