Кабинеты Рекламное агентство Firma
Рабочее пространство четверки руководителей в прошлом дизайн-студии, а сегодня рекламного агентства Firma, разрабатывающего фирменный стиль для футбольного клуба ЦСКА и кинотеатра «Пионер» и придумывающего рекламные кампании для брендов мирового уровня.
Firma переехали в одно из зданий на территории дизайн-завода «Флакон» два года назад, после того как им наскучил лофт на «Арме»: «Тогда «Флакон» был еще не модным местом, а полуразрушенным заводом, который хотели превратить во что-то привлекательное. (Здесь и далее комментарии Даниила Сергеева, креативного директора агентства. — Прим. ред.) Они сделали нам предложение: выбирайте любое место, мы сделаем под вас ремонт и будем рады видеть в качестве первых гостей. Мы приехали посмотреть и были удивлены. Кругом стояли бульдозеры, раскуроченный асфальт, куски бетона, кирпичи. В этом здании на месте были только окна. Месяц мы базировались на втором этаже, в маленьком офисе с подвесными потолками и ковролином, в ужаснейшей атмосфере. Это было для нас испытанием, потому что до этого мы жили в больших лофтах, все было круто, а тут нас загнали в обычный офис. Но это же нас сильно сплотило, потому что мы все сидели в одном небольшом помещении, буквально дышали друг другу в затылок и каждый день спускались вниз посмотреть, что же происходит в нашем будущем офисе. Пытали рабочих, смотрели, правильно ли они приварили лестницу и т.д. В итоге здесь мы уже два года.
Наш офис и «Флакон» серьезно прокачались за это время — люди, которые тут не были год, приезжают и не узнают это место. Все стало ухоженным, открылись приятные шоу-румы, офисы студий, появились какие-то граффити. И мы видим по количеству приятных лиц на территории, что место живет. Тут очень правильное руководство с правильными взглядами на жизнь и на то, каким должно быть по-настоящему творческое место».
За местным столом для настольного тенниса появился Ping Pong Club Moscow: «Наш прошлый офис вечером превращался в клуб с огромным баром. Туда приходили люди, и большая часть из них даже не знала, что мы владельцы этого места. Было весело и странно. А это место получилось более домашним, что ли. Здесь мы практически ни разу не проводили грандиозных тусовок — и как-то не хочется. И единственная активность — Московский пинг-понг-клуб. У нас не было стола для переговоров, и для них мы начали использовать этот. За ним все помещаются, и при этом сетка удобно делит обсуждающих на команды, кто-то может взять и пересесть на другую сторону — это намного интереснее, чем сидеть за обычным столом, сразу появляется элемент игры.
А раньше мы тренировались за ним, и потом Киселев (фотограф, основатель Ping Pong Club Moscow. — Прим. ред.) открыл по соседству помещение пинг-понг-клуба — и все переместились туда. В общем, здесь сейчас достаточно тихо и спокойно — к нам заходят только отдельные гости, потому что единственный минус этого места в том, что добраться сюда намного тяжелее. До офиса на «Арме» можно было дойти пешком от Китай-города, а тут, конечно, не прогуляешься».
В кабинете очень много растений: «Так как мы находимся в индустриальном пространстве, хочется его разбавить чем-то живым. Поэтому мы наняли садовника, чтобы он нам все это организовал, а женщина, которая занимается уборкой в офисе, за ними очень тщательно следит. Каждое утро она мне подробно докладывает о состоянии наших растений. Не знаю зачем, но я в курсе дел каждого из них».
Велосипед офис-менеджера Ани, которая осенью и зимой использует это пространство как гараж: «Места много, поэтому сюда тащат все что хотят».
Картина владивостокского художника Андрея Майорова, который работает на суздальской фабрике керамики Вадима Дымова: «Когда мы были в гостях у Дымова, он нас познакомил. Майоров показал нам работы, которые были только в проекте, в виде скетчей. И мы увидели интересную серию работ, где он показывает странные сцены апокалипсиса: на земле что-то произошло, все поменялось местами, люди объединились с животными. Он нам показывал эти сюжеты, и вдруг мы натыкаемся на картину, где четыре парня держат крокодила. Мы говорим: «Слушай, так это же мы, а крокодил — это Firma». Через полгода он приехал к нам в гости и привез картину с нашими портретами, и вот в этой гамме, потому что как раз был 2009 год, и у нас основной цвет был флюоресцентно-зеленый. И прямо все совпало, такая психоделика «мы и крокодил». Это первая картина в нашей коллекции».
Сноуборд, купленный полтора года назад в Нью-Йорке: «В последний день мы зашли в магазин Burton. До этого я видел его в каталоге, мне понравилась эта модель и расцветка. Он там стоял, смотрел на меня, я понял, что он мне нужен, и, как дурак, вез его из Нью-Йорка в огромном чехле. В мае месяце».
Одна из бочек, которые переезжают вместе с агентством из офиса в офис: «Когда мы заехали в первый наш лофт на «Арме», это было огромное пустое помещение, а нам нужно было делать открытие и организовать хоть какую-то мебель. Мы придумали, что это могут быть использованные бочки из-под масла, которые можно найти на рынках. Их привезли, мы перекрасили бочки в черный цвет и соорудили мобильный бар. В итоге они были расставлены по всему офису, оказалось, что это очень удобная штука, потому что они абсолютно неубиваемы, нужной высоты, их легко двигать. Если составить несколько вместе и положить столешницу, получается диджейская стойка нужной высоты. А так это удобная тумбочка и прикольный элемент интерьера. На ней наклейки наших любимых компаний».
На бочке — книга, сделанная агентством для фотографа Славы Филиппова с его лучшими работами: «Назвали ее «Filippov Slava Bbook». Это не опечатка. Мы спросили: «Слав, ты же заикаешься слегка, давай книгу «Ббук» назовем?» Он посмеялся, ему понравилось. В итоге вышло это подарочное издание».
На полках книги по дизайну и архитектуре: «Ни одно уважающее себя рекламное агентство не может обойтись без подобной литературы».
Стопка журналов Firma: «Журнал появился случайно. Мы хотели сделать портфолио и в этом году решили стилизовать его под журнал. Но когда начали работать над ним, увлеклись — и дело зашло дальше. Мы взяли интервью у Мэтью Уолдмана (дизайнер Nookа), Росса Сазерленда (экс креативный директор «Маккен Эриксон Россия»), наняли редактора. Мы разослали его всяким уважаемым людям и положили в трех местах: в «Симачеве», «Стрелке» и магазине «Кузнецкий Мост 20». Сейчас готовим следующий выпуск».
Лимитированная версия блокнотов Moleskine, разработанная Firma: «Мы нашли блокноты, которые по размеру очень похожи на паспорт, и напечатали на них герб с надписью, в итоге получился идеальный подарок нашим иностранным друзьям, там еще внутри китайская виза вклеена. Одного нашего друга взяли на таможне с пачкой таких, он еле отмазался».
«Из фигурки Будды сделать копилку — абсолютный китч, мне ее привез Шмель (Игорь Шмелев, арт-директор Firma) со Шри-Ланки в подарок».
«Розовая упаковка, в которой хранится книга Карима Рашида. Мы фанаты этого дизайнера. В данном случае упаковка работает как арт-объект». На ней — белая каска «РусГидро» со стройки их офиса — Firma оформляет новое рабочее пространство этой компании.
Лимитированная версия бутылки для Martini, разработанная Firma: «Она абсолютно белая, и к ней прилагаются наклейки, чтобы каждый мог создать свой дизайн». Левее — бинты для бокса: «Я хочу повесить боксерскую грушу в офисе, и пока все против. Но на «Флаконе», вероятно, откроется спортклуб, и тогда они пригодятся».
Ретрофутуристические колонки 1970 года, также известные как шары: «У нас есть друг, мы зовем его «аудиоОлег», он настраивает звук в самых сложных помещениях. У него есть хобби — винтажная аудиотехника. Поэтому у нас всех есть винтажные усилители, проигрыватели. Он и подобрал эти колонки».
«Каждый год мы меняем свой фирменный стиль. Уже были старцы, пираты, киберпанки, бизнесмены с Мэдисон-авеню. В 2009 году нас завораживало философское отношение китайцев к копирайту, как они берут идеи европейских и американских брендов и создают дикие предметы дизайна техники, которые похожи вообще на все. Например, их спрашивают: «Почему ваша машина так похожа на мерседес?» «А в чем проблема? — отвечают они. — Мерседес же отличная машина». В общем, тогда мы заклеили себе глаза скотчем, и получились такие раскосые жители Востока».
«В каком-то фильме я увидел никелированные огнетушители и понял, что нам нужен такой же. Нашел его в интернете на сайте со стаффом для пожарных. Можно еще будет сделать его золотым и наклеить герб».
Конверты агентства с фирменной символикой: «Основной логотип, Москва — Нью-Йорк, Firma DJs, наша официальная печать на документы с летающей тарелкой, Firma Films и Firma Music — наши дочерние проекты. И знак пиратов, который всегда с нами».
Конверт для журналов с золотым гербом: «Когда с таким конвертом куда-то входишь, люди немного пугаются и думают, что это очень важный документ из правительства. Нам нравится китч».
Костеры с портретами команды агентства и пиратским символом, выпущенные для бара в предыдущем офисе Firma.
Привезенный из Нью-Йорка бейсбольный мяч: «Мы наблюдали за игрой где-то час, но никто не понял правил даже примерно! Чтобы полностью понимать правила бейсбола, видимо, нужно родиться американцем. Мячик тяжелый — если им в кого-нибудь кинуть, это будет весьма убедительным аргументом».
«Пантонный веер, какой есть в каждой творческой лаборатории и типографии. Им проверяется правильность цвета при выходе из печати».
Гипсовая скульптура: «Кто-то ее притащил к нам в офис, скорее всего, это гипсовая форма, которые рисуют в художественных школах. Когда мы учились в Уральской архитектурно-художественной академии, тренировались именно по таким фигурам. У нас же хрестоматийная история, мы с первого курса вместе, как в «Однажды в Америке». Синхронно поступили в институт, синхронно его бросили, одновременно переехали в Москву и организовали Firma. В этом году нам исполнилось 5 лет, и мы отмечали день рождения в Нью-Йорке. Решили начать движение туда с организации праздника: вывезли туда все агентство, пригласили друзей, собралось человек 100, и было очень весело. Это все было в рамках нашего фирменного стиля на этот год. Так как в этом году мы получили статус рекламного агентства и именно поэтому выбрали стиль Мэдисон-авеню, как у героев сериала «Mad Men».
Настольная книга Сергеева — «Люди против брендов» Наоми Кляйн: «Очень отрезвляющая книга про то, как на самом деле бренды и глобальные корпорации путем ухищрений, обманов и хорошей рекламы захватывают умы миллионов. Она рассказывает, как огромные компании используют детский труд, например. Эдакая оборотная сторона рекламы. У нее очень критичный взгляд. Чтобы понимать, как все устроено, очень важно понимать людей, которые находятся по другую сторону баррикад».