Учебник по урбанистике 8 простых идей Яна Гейла для Москвы
Датский урбанист Ян Гейл полтора года изучал Москву по заказу правительства и вчера представил свои рекомендации — как сделать город удобным для его жителей. «Афиша» познакомилась с исследованием, выбрала самые важные из советов и попросила Гейла их прокомментировать.
Фотография: www.gehlarchitects.com
Ян Гейл, консультировавший за свою более чем 20-летнюю практику десятки городов, добрался до Москвы два года назад — его пригласили на первый Московский урбанистический форум. Тогда же столичные власти предложили ему изучить город и представить свои рекомендации по его развитию. Главным требованием Гейла всегда было делать города удобными для пешеходов и велосипедистов, и в этом направлении в Москве многое случилось уже и без него: появилась платная парковка, скамейки на главных магистралях, велопрокат и велопарковки, новые билеты в общественном транспорте, а на развитие метро планируют потратить миллиарды рублей. Правда, одновременно город строит и большие дороги для автомобилей — прокладывает Северо-Западную хорду, расширяет вылетные магистрали.
Исследование, которое команда из бюро Gehl Architects, московских экспертов и студентов, проводили 18 месяцев, посвящено почти всем сторонам жизни города — от логики транспортной системы и развития парков до качества тротуарной плитки и уровня шума на главных площадях города.
Что предлагают Gehl Architects
1. Уменьшить количество машин
Основная идея Гейла — в городе главными должны быть пешеходы, а не автотранспорт. Передвижение на машине по городу должно быть неприятной необходимостью, большую часть жизни горожане должны ходить пешком или ездить на общественном транспорте. Сегодня главный общественный транспорт в городе — метро, и это влияет на то, как люди передвигаются по городу, — больше всего пешеходов команда исследователей насчитала вокруг станций, здесь же и больше всего магазинов, ресторанов, развлечений. В результате — и метрополитен, и пространства вокруг станций перегружены, а другие части города пустуют.
Ян Гейл
«Есть всего около пяти способов сделать так, чтобы на улицах было меньше машин. Можно требовать плату за въезд в город, можно запретить парковку, можно поднимать ее стоимость, можно сузить дороги, можно поднять стоимость топлива. Инструментов немного, и вопрос в том, как найти их правильную комбинацию в каждом городе. Но проблема в том, что если вы говорите: «Мы уберем машины с улиц, запретив парковку», — никто не согласится. Вы должны говорить: «Мы хотим жить в здоровом городе, в удобном городе, в красивом городе, но для этого надо ввести некоторые ограничения», — тогда вы убедите людей».
2. Убрать с улиц препятствия
На большинстве улиц пешеходам отдано не больше 20% пространства, а все остальное занимают машины — движущиеся или припаркованные. Зимой из-за плохой работы городских служб это пространство сужается еще больше. На многих улицах нужно расширить тротуары и уменьшить количество полос для машин. Сами тротуары должны стать привлекательнее и удобнее, на них должны появиться деревья, «карманы», в которых будут стоять скамейки, на первых этажах должно стать больше магазинов и кафе — тогда жители города будут передвигаться пешком не только тогда, когда в этом возникает необходимость, а потому что им будет это нравиться.
Ян Гейл
«В Москве почти нет пешеходов на улице. Мы проводили измерения, считали количество людей на Тверской. В Лондоне, Сиднее их на главных улицах гораздо больше. Это потому, что на улицах очень много препятствий — рекламные тумбы, припаркованные машины, скамейки, плохое покрытие тротуаров, пешеходные переходы, на которых стоят автомобили и так далее. Люди ходят только к метро и из метро. Интересно, что в других городах летом на улицах обычно в два раза больше людей, чем зимой, — это естественно. Но не в Москве. И в теплые, и в холодные месяцы на Тверской почти одинаковое количество пешеходов. Это значит, что люди используют ее только потому, что они вынуждены».
3. Убрать подземные переходы
Подземные переходы были придуманы для удобства автомобилистов, а не пешеходов — их они только раздражают. В подземном переходе неуютно, они неудобны для людей с багажом (в том числе, для туристов), пожилых горожан, людей с ограниченными возможностями. Спустившись в переход, жители теряют визуальный контакт с городом, его архитектурой, достопримечательностями. Выйдя из перехода, они должны заново оглядываться и искать ориентиры. Все это делает передвижение по городу крайне неприятным занятием. Впрочем, отмечает Гейл, в Москве просто не хватает переходов любых типов, и очень долго приходится ждать на светофорах.
Ян Гейл
«Мы строили подземные переходы в Европе 20 лет назад, но потом перестали это делать. Потому что людям не нравится спускаться и подниматься по лестницам, им не нравится скрываться под землей, им там плохо. Интересно, что в Петербурге почти нет подземных переходов, потому что там более влажный климат, там сложнее поддерживать подземные переходы в нормальном состоянии. И в результате — на Невском в пять раз больше людей, чем на Тверской».
4. Объединить все бульвары
Бульварное кольцо — одна из самых привлекательных особенностей города, считает Гейл, — это зеленые пространства, на которых уже сейчас много развлечений: есть детские площадки, выставки, кафе. Однако кольцо разрезают 23 наземных и 3 подземных перехода. Путешествие по бульварам длиной в пять с половиной километров занимает почти полтора часа, и только половину этого времени пешеход проводит собственно на бульварах, а все остальное время — идет по парковкам, ждет на светофорах, спускается в подземные переходы и т.д. К тому же, здесь шумно.
Ян Гейл
«У Москвы есть четкая структура с кольцами и радиальными улицами, почти как в Париже. Я думаю, что нужно ее подчеркивать, это часть имиджа города и это удобно. Поэтому должна быть возможность беспрепятственно двигаться по Бульварному кольцу, не спускаясь в переходы, не обходя перекрестки. Конечно, я знаю, что радиальная структура считается препятствием для нормального движения автомобилей — но это проблема, только если в городе их много. Уменьшайте количество машин на улицах на 3% в год, что немного, но вы скоро заметите разницу».
5. Сделать площади привлекательными
Большинство московских площадей используются для движения автомобилей и для парковки, и на них мало людей — там почти нечего делать. 97% людей на исследованных Гейлом площадях в центре города просто сидят или стоят, здесь очень редко можно встретить кафе или магазин, выставку. Не хватает активности и на первых этажах зданий, которые окружают площади, к тому же очень часто площади отрезаны от них транспортным потоком. На привокзальных площадях, которые служат «воротами в город» для туристов и пересадочными узлами для тех, кто пользуется пригородным транспортом, нет хорошей навигации, а чтобы добраться от вокзала к остановке общественного транспорта нужно обходить парковки и хаотично расставленные киоски.
Ян Гейл
«Большинство общественных пространств служат в Москве нуждам транспорта, а не людей. Я видел не так много городов, в которых к пешеходам относились бы так плохо, как в Москве, в которых заботились бы только о трафике».
6. Сделать набережные прогулочными
В Москве только 7% пространств у воды доступно для пешеходов, тогда как в Лондоне — 76%, в Париже — 52%, в Нью-Йорке — 49%, утверждают исследователи. В большинстве случаев жителей от воды отрезает плотный транспортный поток, к воде нельзя спуститься, под мостами стоят припаркованные автомобили и так далее. Да и делать здесь особенно нечего — за редким исключением, у воды нет парков, кафе, музеев.
Ян Гейл
«У вас река, а все города, в которых есть реки, занимаются развитием набережных. Что происходит с пространствами у реки в Москве? За редким исключением, например, в парке Горького, набережные заняты парковками и дорогами для автомобилей. Это плохо, а ведь есть места, например, здесь, на «Стрелке», где было бы очень просто запретить движение автотранспорта по набережной. В Лондоне, в Нью-Йорке около 50% или больше пространства вдоль воды отдано жителям, а не машинам».
7. Поддерживать активную жизнь зимой
Зимой в Москве холодно, но это не значит, что жизнь должна замереть, уверен Гейл, — ведь многие канадские и скандинавские города научились с этим справляться. Нужно лучше убирать снег — сугробы и наледь вдоль домов делает и без того неудобные тротуары еще уже. Но нужно и делать больше катков, развлечений, ледяных скульптур и увеличивать количество освещения — тогда в городе будет интересно находиться и в холодное время года.
Фотография: Илья Питалев/РИА «Новости»
Ян Гейл
«В мире есть много городов, в которых зимой холодно и выпадает снег. Канадцы, например, тоже часто жалуются на это. Но когда они подсчитывают, сколько дней в году все-таки стоит хорошая погода, даже если и холодно, то оказывается, что таких дней достаточно много. Надо перестать думать о том, как все плохо, а постараться по максимуму использовать ясные дни».
8. Развивать велоинфраструктуру
Гейл справедливо считается одним из главных сторонников велосипедизации городов, хотя утверждает, что сами велосипеды его интересует мало, — просто если город удобен для велосипедистов, то это значит, что он правильно устроен. С точки зрения Гейла, для всех передвижений по центру города может использоваться велосипед, и для этого в Москве есть условия — например, относительно плоский ландшафт, бульвары, широкие центральные улицы (с которых, конечно, надо убирать автомобили), набережные. Но пользоваться всем этим трудно из-за неудобных переходов, отсутствия съездов с тротуаров, велодорожек. Кроме того, велосипедистам должно быть легко добраться из отдаленных районов в центр, для этого нужно развивать велоинфраструктуру и совместить ее с системой общественного транспорта.
Ян Гейл
«В Лондоне и в Нью-Йорке запустили городской велопрокат, хотя инфраструктура для этой системы не вполне готова, да и велокультура не очень развита. Правильно было бы действовать в обратном порядке. Очень интересно, что из этого получится, будет ли это работать, не будет ли аварий. Но в таких случаях власти говорят, что надо же с чего-то начинать, и, может быть, они правы».