Интерьер+дизайн
Миланский музей Триеннале везет в Петербург коллекцию «100 предметов итальянского дизайна» — лучшие образцы серийного производства XX века
Четыре важнейших производителя кофе заказали фирменную чашку для эспрессо дизайнеру Маттео Туну — совершенной была признана та, что он сделал для Illy. По заказу Campari художник Ниццоли рисовал чертей и ядреных красоток и, должно быть, разбил не одну семью, но заслужил прощение домохозяек, спроектировав швейную машинку Mirella. Компания Solari изобрела перекидные табло: десятки лет они шелестят на вокзалах, в аэропортах и даже в спальнях — тех, где на тумбочке стоит будильник Cifra 3.
Выставка Музея Триеннале — это любопытные истории из жизни ламп, стульев и печатных машинок. Куратор Сильвана Анниккьярико про главные мании итальянских дизайнеров говорит так: «Они верят в одушевленность предметов и в средний класс».
1. Кресло-шезлонг P40, Освальдо Борсани для Tecno, 1955
Предмет всеобщего вожделения в 50-х, кресло P40, или «машину для сидения», сейчас можно купить на аукционе за Є2000 и валяться в нем почти 500 способами. А из нескольких таких составить диван-трансформер
2. Подставка для растений Tuttisuperterra, Марко Феррери для Teracrea, 2002
Студия Teracrea борется со стереотипами озеленения жилья в виде непременных терракотовых горшков для юкки. Из их минималистичных блочных подставок можно городить растительные стены любой конфигурации
3. Лампа Take, Ферруччо Лавиани для Kartell, 2003
Старомодный плиссированный абажур
отливают из прозрачного пластика и насаживают на прямоугольную пластину, сталкивая объем и плоскость. Включенная, она разбрасывает эффектную световую рябь, но, безусловно, хороша и без электричества
4. Скутер Vespa, Коррадино Д’Асканио для Piaggio, 1946
Д’Асканио строил вертолеты, а мотоциклы ненавидел, поэтому «веспу», или «осу», против правил сделал без рамы, объединив кузов с задним крылом. Важно и другое: девушки получили шанс не стесняясь ездить на «веспах» в юбке — как Одри Хепберн в «Римских каникулах»
5. Вешалка Sciangai, Де Пас, Д’Урбино, Ломацци для Zanotta, 1974
Вешалка в виде вязанки прутьев инспирирована одноименной старинной китайской игрой в палочки, но разделяет японскую философию быта: ее можно с легкостью двигать, а при необходимости одним движением собрать в компактный сверток
6. Стул Luisa, Франко Альбини для Poggi, 1955
Видный неореалист Альбини в конце 30-х сделал стеклянное радио, но после войны переключился на природные материалы: обедневшая Италия не могла позволить себе роскошь. Ореховый стул-качалку, который разбирается за минуты, он посвятил своему секретарю Луизе Коломбини
7. Печатная машинка Lexikon 80, Марчелло Ниццоли для Olivetti, 1948
Художник и дизайнер Ниццоли пекся о соотечественниках: в малограмотной послевоенной Италии важна была производительность письмом владеющих. Вышло шире: на Lexicon 80 свои романы отстукивали Сильвия Плат и Гюнтер Грасс
8.Стол Quaderna, Superstudio для Zanotta, 1972
Дизайнеры радикальной флорентийской группы Superstudio поддерживали феминизм, верили Мао и строили утопические прожекты всемирного градостроения. Предметы же у них выходили предельно конкретные: как облицованный белым ламинатом квадратный стол Quaderna
9. Радио TS 502, Марко Занусо, Рихард Заппер для Brionvega, 1965
В середине 60-х телерадиокомпания RAI резко увеличила количество эфирных программ: итальянцы полюбили радио. Песни Мильвы и Джанни Моранди доносились, в частности, из портативного приемника TS 502, удостоенного выставки в MoMA