перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Работа на дому 7 выдающихся домашних студий и мастерских

«Афиша» сфотографировала 7 московских квартир, в которых не только живут, но и полноценно работают — ваяют скульптуры, делают декорации для «Ромео и Джульетты» и собирают музыкальные инструменты для Афекса Твина — а владельцы этих мастерских объяснили, как сделать рабочее место своими руками.

архив

Студия электронных инструментов Дмитрия Морозова (::vtol::)

None

Как начать собирать музыкальные инструменты

«Я всегда занимался музыкой, играл фри-джаз. И мне всегда было недостаточно тех возможностей, которые предоставляли стандартные приборы. Одно из самых интересных направлений DIY-культуры — circuit bending, это когда люди начинают что-то делать с электроникой: детскими игрушками, старыми драм-машинами, всяким ширпотребом, который люди на помойку несут. Объект вскрывается, и с микросхемой начинают происходить всякие метаморфозы. После этих препараций вещи становятся многомерными, непредсказуемыми. 


Образ советского электронщика-задрота, который делает утилитарные вещи, неискореним. И меня это отталкивало, пока я не увидел, что на Западе есть инженеры, которые делают суперинтересные вещи. Я стал читать книги о том, как переделывать объекты в видео- и звуковые аппараты, — Николаса Коллинса, Рида Газалу и т.д.


Я заканчивал РГГУ по специальности искусствоведение и работал на дурацких работах, когда сделал первый свой синтезатор. Он состоял из нескольких игрушек, педалей, соединенных в одну штуку. Образ синтезатора с клавишами, на котором играют с нотами, здесь неверен. Интерфейс, клавиши как способ ввода информации, прирос к синтезатору не сразу. Изначально они выглядели как телефонные станции. Куча дырок: патчбэи, или просто входы-выходы, провода, которыми ты сам создаешь цепь, — как звук проходит и управляется. Стандартная индустрия предлагает инструмент, где все за тебя уже соединено.
 Те синтезаторы, которые я делаю, это модульные системы, где каждый элемент независим».

 

Об экономике мастерской

«Одна такая машина стоит у меня от 200 до 300 долларов. В зависимости от качества и сложности. Это по мировым расценкам недорого. Свой первый инструмент я продал за 5000 рублей в 2008 году. Человек, который купил его, вернул мне его на следующий день. Ему не подошло по звуку. И меня это подкосило, прибило мои ожидания. Но прошла неделя, и мне позвонил еще один человек, а потом еще десять. И я сделал 10 инструментов за 10 дней. За первый же год я поработал практически со всеми отечественными индастриал, экспериментальными музыкантами, чуть позже начал работать для западных артистов, например делал инструменты для FM3, Aphex Twin, Throbbing Gristle. Всего я сделал полтысячи таких объектов. Основная продажа приборов у меня идет на Запад, и все это происходит через мой сайт».

 

Как обустроить мастерскую дома

«Практически все детали я покупаю на радиорынке в Митино. Делаю туда многочасовые экспедиции. Мне хватает просто комнаты и набора инструментов, самых банальных и простых. Площадь комнаты — метров 15. 
Из сложной лабораторной техники у меня, пожалуй, только осциллограф для тестирования и наладки радиоэлектроники. Он показывает форму волн, частоты, амплитуду, чтобы она была максимально приближена к математически правильной.

Самое важное — паяльная станция, у меня компактная немецкая ERSA. Он, как авторучка, маленький, им удобно делать абсолютно микроскопические вещи. Еще есть «третья рука» — очень удобная штука, с зажимами, в нее можно что-то вставить. Направляющая лампа, чтобы что-то подсветить. Поглотитель дыма — угольный фильтр, который, когда паяешь, всасывает дым. У меня огромное количество деталей спрятано по шкафам. Детали от измерительных, военных приборов, магнитофонов, игрушек — я покупаю их у дедов на блошиных рынках. Вот старые советские информаторы лежат на полу. Все считают своих долгом принести мне всякое старье, связанное с радиоэлектроникой. Пусть лучше будет у меня, потому что выкидывать такое не правильно, это засоряет природу. Получается, что у меня огромный банк деталей.

None

У меня есть приборы 1979 года — Speak & Spell, Speak & Math, Speak & Read. Это простейшие обучающие компьютеры для детей, такие говорящие интерактивные игрушки. Их разработали Texas Instruments. Это не просто записанные слова, они генерируются в реальном времени. Вся военная американская электроника сделана этой фирмой. Эти игрушки очень интересно сходят с ума, это уже стало каноническим объектом для circuit bending.


Самая редкая вещь у меня в мастерской — чип, который создан в 1980-х в Америке. Он для роботов, которые умеют разговаривать. Голосовой чип синтеза речи может комбинировать 64 аллофонов, из которых можно получить любое слово. Сейчас эта технология очень далеко продвинулась. Я его использую для речеподобных звуковых объектов. Я нашел его в Гонконге, в компании, которая занимается поставками таких деталей. 


А вообще, это всегда детектив. Но для меня все это не трудно, меня это увлекает. Хотя это все и не так просто, как может показаться. Я могу делать тысячи соединений в день, для меня это медитативный процесс. Я все быстро очень делаю, могу в день собрать три синтезатора. Это безумно на самом деле, потому что требует усидчивости. Но у меня большой опыт, я все это уже умею и понимаю».


Мастерская скульптора Артема Сюлева

None

Как стать скульптором

«Все началось с художественного лицея, я закончил с золотой медалью МАХЛ РАХ — красное здание на Крымском Валу; потом поступил в «Сурок» (Суриковский институт). За моей душой уже есть памятник мученику Димитрию Солунскому в Дмитрове. Два года я работал с Рукавишниковым. Я тогда всю неделю жил в Солнечногорске и только на выходные приезжал в Москву расслабиться. Честно говоря, скульптура — это жесткий и трудоемкий процесс. Физически тяжелый и травмопасный. Еще и затратный очень. Мало людей сегодня могут позволить себе заниматься скульптурой. Сейчас, в нашу эпоху потребления, проще иногда в Китае заказать.

Это моя первая полноценная мастерская. Я ее снимаю с моей подругой Полиной Гнездиловой, с которой мы вместе учились и идем по одному творческому пути. Когда большие заказы, я живу в этом лофте неделями — здесь все для этого есть. А так у меня еще есть квартира в Коньково».

 

Об экономике мастерской

«У меня не было сразу много денег, поэтому все происходило очень постепенно, в течение полугода делал ремонт. В целом ушло около 200 тысяч рублей на все».

 

Как обустроить мастерскую скульптора дома

«Изначально этот лофт выглядел как черная дыра, с ужасными, заклеенными пакетами окнами. Первом делом мы с другом закрасили все в белый цвет. Мы красили в два слоя, ушло двое суток и куча краски. Но стало сразу полегче здесь находиться. Еще тут был дикий красный пол, который всасывал воду, его невозможно было вымыть, он, наоборот, впитывал всю грязь. И мы покрасили пол тоже, в серый цвет. Еще я сразу попросил спилить все трубы, провести канализацию и поставить ванну. Без ванны скульптурой нельзя заниматься — в ней замачивают глину, моют формы, я грею пластилин. Ну и по прямому назначению мы тоже ванну используем. Под потолком на железках повесили гигантские лампы, которые создают идеальное белое освещение, практически без теней.

Потом накопил на железо, купил листы металла, трубы и за сутки сварил второй этаж. На следующий день купил в «Леруа Мерлен» дерево и застелил второй этаж деревом. На втором этаже я сплю, читаю, рисую иногда.

Здесь стоит стол, за которым удобно рисовать. На стеллажах книги, каркасы для головы и всякие артефакты. Над столом висят инструменты: топор для дерева, киянка по камню, кусачки, болгарка, диски для нее, ножницы. Набор инструментов, которые я использую в скульптуре. В углу стоят станки — крутящиеся плоскости для портрета, этюдов. Мольберты и скульптурные станки еще из моего детства, я переезжаю с ними каждый раз. У входа, в тамбуре, я храню всякие материалы: гипс, металл, балки, оргалит, камни, коробки с инсталляциями».

Фотостудия Инны Крыжановской

None

Как стать фотографом

«Вообще, я юрист по образованию, но мне это стало неинтересно. В 2005 году я отучилась на фотокурсах «Известий», еще я периодически хожу на мастер-классы Павла Смирнова. Мой псевдоним — Grigel's. Я беру любые заказы, ко мне часто приходят люди, чтобы я их поснимала. В такой студии можно снимать что угодно — семейные портреты, одежду для каталогов, портфолио для визажистов, ювелирные украшения, у меня для мелких предметов есть лайтбокс. Зимой, когда холодно и мало света, я только тут и работаю, летом стараюсь на улице больше снимать.

Пока у меня не было этой студии, я снимала, так сказать, на пленэре. Но мне хотелось развиваться как фотограф, и студия, конечно, в этом случае необходима. Это моя квартира, здесь всего две комнаты, но как только переехала сюда, сразу сделала студию — вместе с ремонтом. Как только покрасила стены и вынесла мусор, сразу начала снимать здесь, пока в остальной части шел ремонт».

 

Об экономике студии

«Первым делом я купила свет. Три источника, два зонта и софтбокс стоили мне 118 тысяч. Я долго думала, что именно мне нужно, и выбрала английский Bowens. Важно, чтобы стойки у света были хорошими, потому что если свет упадет, то пиши пропало. Три отражателя еще — золотой, серебряный, белый.

Крепление для фонов висит на той же стене, где дверь, это не очень удобно, когда фон развернут. Но это был единственный вариант, потому что на противоположной стороне окно. Такое тройное крепление стоит около 5000 рублей. А бумажный рулон фона тысячи две». 

 

Как обустроить фотостудию дома

«В этой квартире было пустое пространство без стен, и планировку придумывала я сама, поэтому сразу заложила тут комнату для съемки. Она 20 метров где-то. Размер я рассчитывала так, чтобы, когда человек встает у стены с фонами, я могла отойти на три-пять метров. Чем больше комната в длину, тем лучше. Вообще, подходящая комната для фотостудии, пожалуй, главное — потому что оборудование можно бюджетное купить.

Это единственная солнечная сторона, поэтому студия именно в этой части квартиры. Здесь два окна и всегда светло. Я люблю снимать днем, когда не нужен искусственный свет. Стены и потолки должны быть светлыми, чтобы свет отражался, хотя некоторые считают, что обязательно средне-серого тона. И потолки тоже — чем выше, тем лучше, здесь три метра. Я купила сюда красивую люстру, но потом ее пришлось поменять — на первой же съемке я поняла, что световые приборы задевают ее, так что люстра нужна под потолок. На окнах у меня жалюзи из ткани, которая не пропускает свет, можно создать полную темноту.

None

В шкафу у меня хранится фототехника, аксессуары и пленки, грим, косметика, перья, грязь для лица. Если мне нужно, я, в принципе, перемещаюсь по всей квартире. Если кого-то во что-то надо погрузить, то в ванной снимаю, просто свет туда переношу. Только не так много вариантов подкраски воды, потому что можно потом ванну не отмыть.

В целом, любая домашняя студия примерно так и выглядит, а в съемную, конечно, можно пальму настоящую привезти и песок насыпать».

Музыкальная студия Дмитрия Теселкина и Надежды Кузиленковой

None

Как появилась идея

«Мы решили назвать свою домашнюю студию Hope Studio, у нас на нее большие надежды! Кроме того, Надеждой зовут участницу проекта. Полгода назад мы решили объединить усилия и оборудовать свою квартиру под творческую деятельность. В одной комнате построили студию для записи техномузыки. Другую комнату используем как фотостудию и художественную мастерскую».

 

Об экономике студии

«Это недорогая затея. Все конструкции мы построили своими руками из подручных материалов — шкафов, ковров, старых книг и журналов, одежды из секонд-хенда, которую Надина бабушка покупала на вес. Эта одежда, набитая в мешки, в комбинации с другими, более твердыми материалами прекрасно поглощает звук. Не обошлось без поездок в строительный супермаркет за минеральной ватой, брусьями, фанерой и всякой всячиной, но в итоге стройка не стоила и тысячи долларов».

 

Как обустроить две студии в одной квартире

«Мы подходим ко всему весьма серьезно — никаких упаковок от яиц по стенам. Нами построена комната в комнате с дополнительной дверью и специальными заглушками на окнах — 30–40 сантиметров звукопоглощающих материалов на стенах, потолке и полу. Пришлось поработать руками, конечно, но это пустяки. Надя — архитектор, а я уже пять лет занимаюсь инсталляциями в галереях и музеях.

В студии преимущественно аналоговые приборы, которые мы потихоньку подбираем. Некоторые из них уже раритеты, давно не выпускаются, но в их звучании особый шарм. Компьютер используем только для финальной записи и небольшого редактирования. Приходится много ломать голову со старыми секвенсорами, тренироваться, импровизировать, зато таким образом можно добиться настоящего звучания и ценного лайвового эффекта.

None

Во второй комнате мы живем, фотографируем и производим объекты искусства. Стены мы покрасили в белый. Здесь у нас осветительные приборы для фотосъемки. Используем шикарную среднеформатную камеру Mamiya RB67. Нам постоянно приходится фотографировать наши картины и минималистичные инсталляции — передать все нюансы при скромном бюджете возможно исключительно на пленку. Так что выбор камеры — это десятикратная экономия в первую очередь. Мы вообще убеждены, что аналоговый способ по прежнему является единственным способом создать что-то настоящее, несмотря на бурное развитие цифровых технологий».

Мастерская модельера Юлии Воробьевой

None

Как стать модельером

«Я училась на дизайнера в Петербурге и собирала все необходимое для учебы в съемной комнате на Фонтанке. После института решила переехать в Москву: я загрузила в «газель» швейную машину, оверлок, парогенератор, гладильную доску, манекен, мою дипломную коллекцию — и поехала. Сейчас я живу в комнате в Доме на набережной. Пока весь процесс производства мне удобнее выполнять самой. Шью на заказ, периодически делаю костюмы Андрею Бартеневу. Разрабатываю небольшие коллекции, вот сейчас работаю над головными уборами и планирую поработать над украшениями. Ко мне в мастерскую приходят люди для примерок или посмотреть то, что я уже сшила».

 

Об экономике мастерской

«За все время я обжилась почти всем необходимым. Швейную Машину Juki я купила на производстве, которое разорилось, в Петербурге за 8 тысяч рублей. Новая такая стоит 60. Она весит около 100 кг —  вместе со столом и мотором. Каждое ее перемещение — маленькое приключение. Парогенератор Super Mini Silter тоже купила в Петербурге. Гладильная доска под него самая обычная — бытовая, она, конечно, не выдерживает такого жара, но пока приходится выкручиваться так.

Еще есть пресс для установки кнопок и люверсов. Я недавно купила его, когда стала делать шлемофоны из лакированной кожи. Поставить одну кнопку стоит в ателье 100 рублей. Я решила, что мне дешевле купить эту штуку за 2500 рублей. На бытовой оверлок Juki я долго копила 11 тысяч рублей еще на третьем курсе, оно конечно стоило того».

 

Как обустроить мастерскую модельера дома

«Комната большая, здесь можно физкультурой заниматься. Окна тоже большие, но в них никогда не светит солнце из-за странной планировки. Практически все свое время я провожу в этом пространстве. Это место, где ты конструируешь свою реальность, реализуешь мечты. Мне, в общем, некомфортно живется без мастерской. Я все время пребываю в состоянии творческого поиска, и если я не шью ничего, то рисую, придумываю что-то.

Из мебели, кроме стола, есть три стеллажа, в которые помещается все: ткани, мешки с расходными материалами, лекала. Моя личная одежда умещается на одной полке. В плане быта — я за аскетизм, если бы не мини-производство на дому, то все, что мне нужно, уместилось бы в одну сумку. У меня немного одежды — и катастрофически не хватает времени, чтобы сшить что-то себе или маме с сестрой. Два стеллажа занимают книги по моде, искусству, журналы, тетради по конструированию и то, что жалко выкинуть. В углу стоят рулоны: подкладки, кожзам, оракальная пленка, пенокартон, штатив от фотоаппарата, баллоны с краской.

None

У портняжного манекена длинная история. Когда я училась в Петербурге, моя одногруппница купила два манекена в техникуме, который закрыли. Но один из них ей не понадобился, потому что он толстый. Тогда я его купила у нее за 500 рублей. Он не очень удобный, 44 размера, а чаще нужен 42, все ведь проектируется на модельную фигуру. Но заказчики редко идеальных форм, так что на нем тоже макетирую.

Вообще, дома сложно организовать себя. Потому что всегда хочется заниматься своими собственными идеями, придумывать в свое удовольствие то, что может не продаться. На работу приходишь, там есть разделение труда, четкие сроки, «вот у тебя есть раскроенные лекала — нужно собрать». А дома ты весь процесс организуешь сам, все вообще зависит от тебя. Я, конечно, хочу прийти к тому, чтобы творческая реализация стала продаваемой. Работать самой на себя для меня идеальный вариант».

Мастерская театрального художника Дмитрия Разумова

None

Как стать театральным художником

«Я учился в Школе-студии МХАТ у великого мастера Олега Шейнциса. Моя задача — создание мира на сцене, декораций и костюмов. Я же контролирую все этапы воплощения моих идей — выбор фактуры, тканей, примерки, сборку декораций. Я уже оформил много спектаклей в России и за рубежом, из последних крупных: «Маленькие трагедии» по Пушкину, спектакль сейчас номинировали на «Золотую маску», кстати; «Ромео и Джульетта», «Деньги» по Островскому, это все в «Сатириконе». Еще «Лафкадио» для «Мастерской». 

None

Я не работаю за зарплату, мне нужно всегда искать заказы, и снимать мастерскую для меня дорого. Несмотря на то что я член Союза художников, получить мастерскую сейчас практически невозможно. Когда я делаю большие проекты для театра «Сатирикон», например, мне предоставляют помещение для работы. При этом я все равно всегда работаю дома. Мне всегда нужно что-то порисовать, порезать. Я приучен со студенчества к тому, что должно быть свое независимое рабочее место, где инструменты под рукой — макетный нож, линейка, бумага».

 

Как работает театральный художник

«Я снимаю однокомнатную квартиру, здесь и живу, и частично работаю. Моя профессия требует рабочего стола, где можно порезать большой кусок бумаги или картона, склеить деревяшки. Я работаю с масштабом, театральный макет для декораций всегда делается в масштабе. При этом я не просто макетчик, я художник, сценограф. 

У меня большой стол из IKEA, ничего лишнего, я часто переезжаю и все вожу с собой. Тут я могу сделать прирезку — маленький, примерный макет, но уже в масштабе. Делая макет, я склеиваю из пенокартона коробку, которая повторяет помещение, в масштабе сцены. Нужно знать габариты зала и иметь архитектурное видение. Пространство каждого театра уникально и требует своего подхода! 

Я в основном пользуюсь всем для художников — ручками, карандашами, фломастерами, циркулем, скотчем, наждачкой, синькой, красками самыми разными, баллончиками. Рулетку и калькулятор использую. Когда я делаю эскизы костюмов, я стараюсь подробно прорисовать материалы. У меня много книг тут по крою, моде и дизайну, во время работы я смотрю их, вдохновляюсь.

Материалы покупаю в «Передвижнике», что-то привожу из-за границы. Иногда мне нужно что-то покрасить, приходится ставить будильник на три часа ночи, выходить на лестничную клетку и задувать баллончиком на газете. В комнате этого не сделаешь. Здесь я могу делать и небольшие столярные работы, выпилить что-нибудь из дерева, например. Идет в ход и дрель, что-нибудь выточить, сделать отверстия; плоскогубцы, молоток. К стенам прислонены большие листы пенокартона, к нему можно крепить мои эскизы булавками, потому что в эти стены гвозди не вобьешь.

У меня много ламп — привет IKEA. Использую рефлекс от потолка, могу сделать более направленный или более рассеянный свет. В какой-то степени я имитирую сценический свет. Это моя горячая точка, здесь ноутбук, книги, все, что мне нужно. У меня куча ящиков и коробочек, в них — винтики, шпунтики, гвоздики, скобы, цепочки, пуговицы — все это может пригодиться в макете. Из тесьмы или золотого шитья спинку стула можно сделать, например. Нитки есть — есть такие фактуры, которые лучше пришивать, чем приклеивать. Куклу могу сделать или дерево. Проволока. Из пластилина скульптурного удобно быстро сделать какие-то сложные элементы, их можно закрасить так, что даже непонятно будет, из чего это».

Ювелирная мастерская Ильи Рошке

None

Как стать частным ювелиром

«После школы я хотел пойти учиться на реставратора, но совершенно случайно обнаружил недалеко от дома художественное училище, где обучали ювелирному ремеслу. Мне показалось это более интересным и я поступил. Потом продолжил обучение профессии в университете имени. Косыгина. Год проработал художником на заводе «Адамас».

 

Экономика частной мастерской

«До определенного времени в нашей стране зарегистрировать мастерскую дома было нельзя. Сейчас все по-другому, ты регистрируешься как ИП, получаешь разрешение на работу в Государственной Пробирной палате. Готовое изделие везешь в палату, там его проверяют на соответствие пробе, ставят клеймо и пробу, и только после этого ты можешь продать его».

«Вообще, чтобы заниматься ювелирным делом, нужно вложить от 50000 до 100000 рублей. Вальцы можно купить за 18000 рублей, у меня английские, за 25000 рублей. Ювелирная бормашина — 11000 рублей, горелка — примерно 200 долларов. Все мелкие, ручные инструменты стоят примерно по 300–400 рублей. Молотков у меня видов десять, для разных задач».

 

Как построить ювелирную мастерскую дома

«Мастерская устроена в моей бывшей детской. Сплю я в другой комнате, поскольку в процессе творчества  мне приходится работать с кислотными и щелочными растворами, что не очень-то полезно для здоровья. Стол я собрал по собственному чертежу. Верстак — особенный стол, он выше, имеет сегментный вырез — ты в него как бы погружаешься. Работать на весу невозможно, поэтому есть финагель. Это клинообразной формы кусок дерева твердой породы. Он служит упором, например, при выпиливании лобзиком. За обычным ровным столом металлические опилки будут сыпаться на пол, что является грубым нарушением правил, установленных законом для ювелиров, все остатки нужно собирать для учета металла — взвешивать  хранить! Поэтому под сегментным вырезом находится специальный поддон, куда сыпятся опилки, затем я их подметаю кисточкой для бритья в металлический совочек.

Сейчас у меня три стола. Верстак, где я провожу 70 процентов времени. Второй — для подготовительных  операций, за ним я готовлю металл для дальнейшей работы, плавлю горелкой в специальном керамическом тигле — привожу его к пробе, делаю проволоку, листовые прокаты. Третий мой стол — для проектирования. Начинается все с ручных эскизов, я достаточно ловко и быстро рисую, зачастую не прибегаю к компьютеру. А когда нужно заказчику показать, как это будет выглядеть в готовом виде, я рисую в 3d Max.

Есть несколько вещей, без которых ювелир не может работать: вальцы, фильерная доска, бормашина, горелка. Раньше у меня была бензиновая горелка, но это достаточно опасно, и сейчас я работаю на двухкомпонентной газовой смеси. Это самый безопасный способ, так работают ювелиры во всем мире. Но в России многие продолжат работать по старинке на бензине и с ножными мехами. Также одним из важнейших моментов является наличие вытяжки. Я поехал на строительный рынок и купил малогабаритный тихий проточный вентилятор, гофрированные трубы для кондиционеров, а в качестве купола использовал алюминиевую лампу из «Икеи».

Лет пятнадцать назад инструменты приходилось покупать с рук на птичьем рынке. А сейчас для ювелиров есть уже гигантские супермаркеты, оборудование стало гораздо компактнее — то есть работать дома стало гораздо легче

На данном этапе, работа дома меня вполне устраивает, но в перспективе, с развитием моего творчества, мне хотелось бы иметь отдельную, полноценную и  хорошо оборудованную мастерскую!».

Ошибка в тексте
Отправить