перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«У нас инициативные люди знают: первый, кто вас поддержит, — это город» Директор проекта «Хельсинки — столица дизайна» о скейтбордистах, поп-ап-ресторанах и культурной политике

На прошлой неделе в финской столице закончилась восьмая Неделя дизайна — отличающаяся от предыдущих тем, что в этом году Хельсинки объявлены мировой столицей дизайна. «Афиша» встретилась с Пеккой Тимоненом, руководителем проекта и в прошлом — главой департамента культуры города, чтобы поговорить о дизайне и городе, в котором весело.

архив

— Какой толк от того, что Хельсинки назвали столицей дизайна на один год?

— Это хорошо, что вы начинаете с самого сложного вопроса! В чем идея этого проекта — который еще довольно молод, мы же только третьи в списке, следующий за нами — Кейптаун. Идея в том, чтобы попробовать использовать дизайн как инструмент культурного, социального и экономического развития выбранного города. А это очень нужно Хельсинки. Во-первых, у нас давняя традиция дизайна, которая началась еще тогда, когда Финляндия была частью России. Я выступаю с лекциями и спрашиваю: «У кого есть дома ваза Аалто?» — 90 процентов аудитории тянет руки. Второй момент — город сейчас очень быстро растет и меняется. Конечно, это не Москва, но 1,2 млн человек — тоже не мало. Мы расширяем метро, застраиваем гавань, строим железную дорогу в аэропорт и много чего еще делаем. То есть городу очень нужны архитекторы и дизайнеры, причем прямо сейчас и в течение следующих лет десяти — постоянно. Если сейчас этим не заниматься, то потом будет очень трудно поправить положение. В-третьих, в Финляндии на государственном уровне хорошо понимают, что дизайн — это важная часть экономики, поэтому программы развития дизайн-индустрии получают поддержку сверху. У нас в Финляндии есть хорошие дизайнеры, но бизнес на этом удается построить не очень многим, это мы пока плохо умеем. Поэтому мы несколько лет назад сделали Университет Аалто, в котором совместили факультеты искусства и дизайна, бизнес-школу и политехнический университет.

— И что вы делаете в Хельсинки в этом году?

— Это не Олимпийские игры, когда город получает толстую книгу и в ней все сказано — что и как делать, нам пришлось рассчитывать на свои силы. Мы объявили открытый конкурс: «Хельсинки стал столицей дизайна — что вы можете предложить?» Мы думали, что нам пришлют несколько сотен заявок, а пришло почти полторы тысячи — от дизайнеров, от простых горожан, от компаний, от общественных организаций. Из них мы отобрали 400 проектов, половина — это события всякого рода, выставки, встречи и так далее. Другая половина — это реальные проекты, примеры использования дизайна для решения каких-то задач. Причем сегодня дизайн — это не только тарелочки и табуретки, это дизайн услуг, стратегический дизайн.

— Что же оказалось в этом списке проектов?

— Да много чего! В Финляндии, например, есть такое правило: когда рождается ребенок, его мать получает от государства пакет с разными нужными вещами. Там детская одежда, подгузники и все такое. Вместе с Университетом Аалто соответствующий департамент сделал дизайн этой коробки и всех вещей, которые туда кладут. В другом проекте больше сотни студентов и дизайнеров отправились в поликлиники и в социальные службы изучать, как они работают и что там можно улучшить. В Лахти, который тоже участвует в программе, мы провели «день идей» — простые люди говорили, что, как им кажется, может быть сделано в их городе. И предложили вот что: Лахти хорошо известен качеством воды, но нет места, где можно было бы ее пить прямо на улице. Школа дизайна сделала четыре варианта питьевых фонтанчиков, они расставлены по городу, потом горожане выберут лучший. Это очень практичная и очень понятная идея. В Хельсинки студенты-архитекторы построили деревянный павильон, который соединяет два музея — архитектуры и дизайна, и там проходят встречи городских активистов. Например, там был мастер-класс по вязанию чехлов для кресел в автобусе, и теперь в городе есть несколько автобусов с красивыми креслами. Есть и более обычные вещи, например, большая выставка «Everyday Discoveries» — разные страны, в том числе и Россия, прислали примеры дизайна. Есть проект «Бутик», в котором восемь художников и дизайнеров моды работали вместе и сделали восемь разных бутиков. А еще, например, мы сделали наборы инструментов для младших школьников, с помощью которых они могут изучить, что такое дизайн, — для всех школьников города.

— Но какого общего результата вы ждете от всех этих проектов?

— Что люди поймут необходимость и полезность дизайна — в городе, в их быту, в их бизнесе. Научатся его ценить и использовать, платить за хороший дизайн больше. Некоторые результаты, конечно, есть уже сейчас. За это время про проект «Хельсинки — столица дизайна» вышло больше 6000 статей — от Financial Times до Wallpaper, от New York Times до Monocle. Потому что этот опыт всех интересует. Туристов стало тоже больше, потому что Финляндия и дизайн — это хороший, привлекательный образ. Ну и сами горожане —  мы проводили опросы: 96 процентов жителей Хельсинки знают, что они сейчас живут в столице дизайна, а две трети сказали, что каким-то образом принимают участие — следят за событиями, куда-то ходят, что-то делают сами. Конечно, одновременно к проекту очень много вопросов — зачем это вообще нужно, почему эти события, а не другие, и так далее. Но в этом и его цель: чтобы люди начали обсуждать роль дизайна в их жизни.

 

 

«Важно научиться разделять вещи, которые городская власть не может делать в принципе, которые она может делать и которые не должна делать ни в коем случае»

 

 

— Наверное, главная претензия — зачем вообще заниматься тем, что должно бы развиваться само. Вы раньше были главой департамента культуры Хельсинки — должен ли город заниматься управлением культурой?

— Это вопрос, который задают в каждом городе, от Москвы до Нью-Йорка. Важно научиться разделять вещи, которые городская власть не может делать в принципе, которые она может делать и которые не должна ни в коем случае. Город все-таки должен поддерживать местную культуру, он должен это ясно демонстрировать, должен помогать деньгами, площадками и так далее. Но очень опасно, если власть начнет прямо говорить, что хорошо, что плохо. Что власть может делать — это помогать этому процессу обновления культуры, не давать застаиваться. Очень часто новые проекты не могут найти поддержку именно потому, что они — новые. Но в Хельсинки инициативные люди знают, что первый, кто вас поддержит в вашем начинании, — это город. Пусть чем-то небольшим, но поддержит. Город должен брать на себя этот риск, потому что его не возьмут на себя остальные — спонсоры, меценаты, институции. Нужно создавать больше возможностей для творческих людей — свободные помещения, гранты, связи. У власти есть такие ресурсы. Но при этом нельзя подменять собой культурный процесс. Должны быть сильные государственные или общественные институции, но должен быть и сильный частный сектор, нужно искать баланс.

— Все это требует очень большой гибкости и открытости от чиновников.

— Да, нужно очень внимательно слушать людей, узнавать об их потребностях и об изменениях в культуре и быстро реагировать. Вот, например, у нас есть недавний и очень интересный феномен — День ресторанов. Кто-то подумал, что ведь почти каждому иногда хочется открыть свой ресторан. И они придумали такой фестиваль: любой желающий делает ресторан, на коленке, у себя на кухне и только на один день, какой хочет. Для своих коллег, для друзей, для соседей. И оказалось, что таких желающих действительно очень много. И город вдруг понял: вот буквально завтра откроется три сотни поп-ап-ресторанов, где люди будут готовить сами, без разрешений, без санитарного контроля, без ничего! Что бы сделали власти раньше — просто запретили бы. Но, к счастью, мы уже научились думать по-другому. И город сказал: мы никаких разрешений не выдаем, но и никаких проверок в этот день тоже не будет. Понимаете? Фактически же это означало: делайте.

— Как сочетать решение вот таких сугубо управленческих проблем и высокие материи?

— Это и есть самое сложное: город должен нормально управляться, но в нем должно быть весело. Поезда должны приходить вовремя, мусор должен убираться, воздух должен быть чистым, но жителям города и туристам должно быть интересно, город должен их вдохновлять. Вот несколько лет назад мы столкнулись с такой проблемой — вдруг стало много скейтбордистов. Мы сели и стали думать, что это — спорт, молодежное движение или культура? Просто чтобы понять, какой департамент за это отвечает. Пришлось признать, что это все сразу и что все должны что-то сделать, чтобы это явление поддержать. Потому что управлять такими вещами невозможно, власть не может говорить — это культура, а это нет. Надо создавать инфраструктуру, надо давать деньги, оказывать поддержку всему, что может быть интересно. Сейчас, когда мы изучаем вкусы людей, мы видим, что больше нет тех, кто любит только оперу, или только живопись, или только рок-музыку, — людям нравится все сразу, и поэтому нужно поддерживать все формы, жанры, стили.

— Так, например, Неделя дизайна в Хельсинки получила склад конца XIX века для своих мероприятий?

— Вообще, у нас для этого у нас есть процедуры — все желающие подают заявки через интернет, они рассматриваются специальным советом. Причем все решения открыты — вы можете посмотреть протоколы, можете оспаривать решения, в газетах эти решения постоянно обсуждают. Но с Неделей дизайна и этим складом было иначе, они сами его выбрали и попросили им отдать. Мы и отдали — за небольшую плату, конечно. И «Квартал дизайна» в Хельсинки сам организовался, без нашей поддержки, но мы помогли им с навигацией, картами, чтобы туристам было удобнее по нему ориентироваться.

Ошибка в тексте
Отправить