перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Биеннале современного искусства Главные события

На следующей неделе в Москве открывается Биеннале современного искусства — но некоторые выставки из специальной и параллельной программы можно смотреть уже сейчас. «Афиша» составила подробный гид.

архив

Основной проект

 

Переписывая миры

 

Ребенка Хорн. «Лунное зеркальное путешествие», кадр из фильма

 

Сумма обстоятельств
Про куратора Петера Вайбеля известно, что он с 1960-х любит мультимедийные инсталляции и новые технологии — и, следовательно, будет отрабатывать свою проверенную программу. Пестрых объектов будет, конечно, мало, и в основном покажут произведения, интересные с точки зрения философии технологий. Живописи будет немного, зато знаменитая — привезут Нео Рауха и Герхарда Рихтера. Большая же часть звезд, которые тут появятся, — китаец Ай Вэйвэй или перформансистка Ребекка Хорн — приедут с видео. С одной ­стороны, потому что тяжеловесных вещей Вайбель, в отличие от того же Мар­тена, не любит, а с другой — потому что привезти видео проще и дешевле, чем какую-нибудь сложносочиненную инсталляцию, которые есть и у той же Хорн, и у того же Ай Вэйвэя. А биеннале наша небогата.

«Artplay на Яузе», 23 сентября — 30 октября 

 

Специальные проекты

Dada Moscow

 

Knowbotic Research. «Котомиси, несущественная комбинация № 1»

 

Самозваные наследники дадаистов
Кураторский проект людей, которые сидят сейчас в помещении знаменитого «Кабаре Вольтер» в Цюрихе, называют себя дадаистами и наследниками Тристана Тцара и таскают бренд «дада» по всему ­миру, с большим энтузиазмом участвуя во всяческих дада-конференциях и симпозиумах. Суть их деятельности не совсем ясна, как не совсем ясно, что и кого именно они покажут на своей выставке в рамках биеннале, — и еще менее ясно, как восприняли бы их деятельность настоящие дада.

«Artplay на Яузе», до 27 сентября

 

 

Альберто Гарсиа-Аликс (Испания)

 

«Час сострадания»

 

Жизнь богемы на испанский лад
Очень заслуженный прославленный и признанный фотограф, что-то вроде испанского гибрида Нан Голдин, Мапплторпа и Нобуеси Араки — то есть снимает только в ч/б, женщин с раздвинутыми ногами на кроватях в отелях, мужчин в платьях, собственные автопортреты топлес. Татуировки, фетиш, БДСМ.

Мультимедиа-арт-музей, 9 сентября — 6 ноября

 

 

АЕС+Ф

Allegoria Sacra, видеоинсталляция из собрания галереи «Триумф»

 

Еще немного гротескного пафоса
Такое ощущение, что «аесы» никогда не пресытят­ся помпой, невероятными возможностями компьютерных спецэффектов и глуповатыми аллюзиями на классическую живопись. Грандиозная видеофотомахина (часть III) — примерно то же, что и предыдущие две части. Прошлая серия («Пир Трималхиона») была посвящена разгулу роскоши в некоем горнем отеле, в этой действие развернется в аэропорту, как некоей транзитной зоне, выполняющей функцию чистилища. Голые модели и полированные поверхности оправдываются запутанной аллегорией, позаимствованной у ренессансного художника Беллини.

Мультимедиа-арт-музей, 15 сентября — 6 ноября

 

 

Арт-группа Zero. Искусство Италии второй половины ХХ века

Джанни Коломбо. «Упругое пространство»

 

Итальянский авангард второй волны
Сейчас итальянские современные художники (если не считать Кателлана) совсем не передовики, но в середине века второй авангард в Италии переживал ­настоящий бум. То было веселое время, когда все то и дело собирались группами (в центре выставки — деятельность группы Zero), Пьеро Мандзони консервировал дерьмо, а Лучо Фонтана резал холсты. Хорошее продолжение недавно прошедшей здесь же выставки arte povera.

Мультимедиа-арт-музей, 13 сентября — 30 октября

 

 

Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства

Артур Жмиевский. Они, 2007

 

Опыт ненавязчивого социализма
Проект, который делают кураторы Иоанна Мытковска, Давид Рифф и Екатерина Деготь, выглядит попыткой вернуть изуродованной Москве нормальное достоинство полиса. «Аудитория» — в своем роде пандан новой «Стрелке» по другую сторону ХХС. Тут тоже поставят деревянные скамьи, сделают во дворе инсталляцию-амфитеатр, будут крутить фильмы и проводить занятия для выбранных по закрытому конкурсу студентов-художников. Каждый день будут разговоры — открытые для всех. Можно смотреть фильмы художников Яэль Бартаны, Хито Штейерль, Деймантаса Наркявичуса, каждый из которых работает с воспоминаниями о недавних эпохах, наследием социализма. Или пойти направо, смотреть соб­ственно выставку — хор рабочих, имитирующих звуки заводского производства (Адриан Мейлиз), урок унизительной аэробики для женщин среднего возраста в ЦПКиО им. Горького (Полина Канис), историю мусорщика из кинотеатра (Ольга Чернышева) и много всего другого.

Белые палаты, 16 сентября — 16 октября

 

 

Дмитрий Плавинский сегодня

 

«Отпечаток памяти»

 

Альтер-штиле старого нонконформиста
Плавинский принадлежит к поколению нонконформистов-метафизиков, начинавших еще в 1960-е и бежавших в духовидческие поиски от слишком грубой для них идеологизированной реальности СССР. На выставке покажут работы мастера последних лет, среди которых не только живопись, но и видео.

Домик Чехова (филиал выставочного зала «Новый Манеж»), 14 сентября — 9 октября

 

 

Искусство против географии

Максим Холодилин. Из серии «Молиться своим рекам»

 

Кураторский проект освоителя провинции Гельмана
Понятное дело, что искусство ничего против географии не имеет, в конце концов, география ни в чем не виновата. Тут имеется в виду скорее централизация — это уже другое дело, жизнь есть не только в Москве. В итоге просто нашелся подходящий повод выставить провинциальных художников — особенно никак между собой не связанных, кроме того, что один из Перми, другой из Уфы, третий из Ижевска и так далее.

«Винзавод», 14 сентября — 6 октября

 

 

Некрореализм

Евгений Юфит. «Прозрачная роща»

 

Увлекательная некрофилия
Интереснейшая ветвь ленинградского нонконформизма. Зародившийся в начале 1980-х в качестве спонтанных акций некрореализм — весь о смерти, но в самом веселом смысле. Некрореалисты (лидер и идеолог — Евгений Юфит) снимали фильмы, перерисовывали маслом иллюстрации из справочников по судмедэкспертизе, устраивали мрачноватые хулиганства, пугая прохожих. Тут много петербургского духа — что-то от романтических хорроров Пушкина и Гоголя. Вместе с тем по сути это часть трэш-культуры 1980-х, со всеми нелепыми спецэффектами вроде поролонового трупа для выбрасывания из окна.

ММСИ (в Ермолаевском), 13 сентября — 30 октября

 

 

Олег Кулик

 

«В Будущее Возьмут Всех…»

 

Таинственная инсталляция о терактах 11 сентября
О про­екте мало что известно, кроме того что автор его — Олег Кулик, что выставлен он будет в холле Мультимедиа-арт-музея и что посвящен он десятой годовщине терактов в Нью-Йорке. Это будет видео, а может быть, и фото, в любом случае — что-то масштабное и, может быть, не без эзотерики, если иметь в виду развившуюся в последние годы любовь Кулика к инсталляциям-литургиям.

Мультимедиа-арт-музей, 9 сентября — 6 ноября

 

 

Сергей Шутов

Кадры из проекта «Фосфены и мы»

 

Белые точечки на сетчатке
Бывший адепт «новой волны» Сергей Шутов делает сложносочиненный проект. Он состоит из, во-первых, полной реконструкции кабинета Фрейда с кушеткой и креслом, во-вторых, из некоего прибора, который вызывает некие оптические эффекты на сетчатке, в-третьих, из видео, на которых арт-критики тестируют этот прибор и описывают увиденное, в-четвертых — из абстрактных картин, на которых изображено то, что описывают критики. Зрителю остается только сложить все элементы в цельную картину.

Stella Art Foundation, 15 сентября — 30 октября

 

 

Александр Бродский «Cisterna»

 

 Эскиз к инсталляции «Cisterna»

 

Новая инсталляция самого поэтического архитектора
По случаю биеннале Александр Бродский строит новую инсталляцию в пространстве заброшенного с советских времен коллектора для сбора воды. До сих пор тут происходили мелкие события, но инсталляция Бродского обещает стать первой значительной вехой в новой жизни этого пространства. ­По словам автора, она будет связана с особенным освещением этого места — а больше ничего и неизвестно.

«Коллектор», 26 сентября — 2 октября

 

 

Внедрение

Ира Корина, Александр Каплан. «Нейрон рисует нейрон»

 

Science-art с голубями
Лаборатория приурочивает к биеннале очередную коллаборацию науки и искусства. Художники ходи­ли к ученым-нейрофизиологам, набирались знаний и в результате сделали ряд проектов, один из которых — интерактивная голубятня во дворе галереи. Там голуби могут наблюдать за собственными реакциями, которые транслирует на мониторы установленная там же камера.

Laboratoria Art & Science Space, 24 сентября — 30 октября

 

 

Дом художника. Южное Бутово/Спальный район

 

Марина Звягинцева. «Выход»

 

Искусство приходит на окраины
Кураторы Марина Звягинцева и Юрий Самодуров продолжают нести искусство на окраины. В прошлый раз они делали выставку прямо в общеобразовательной школе, теперь договорились с администрацией Южного Бутово и ставят строительный вагончик (он же выставочный павильон) в парке. По словам Самодурова, выставка будет как будто бы сделана от имени жителей и властей Бутово, которым надоело существовать в пространстве «без ярких культурных акцентов».

Ландшафтный парк «Южное Бутово», 25 сентября — 16 октября

 

 

К вывозу из СССР разрешено…

Фотография: пресс-служба фонда культуры «Екатерина»

Валентина Кропивницкая. «Золотой замок»

 

Признанные живописцы-ослушники
В последнее время московский нонконформизм ­показывают много и в разных контекстах — то как предтечу московского концептуализма, то как ­самодостаточный «пантеон русского андеграунда». В данном случае это будут вещи из собрания вла­дельцев Фонда «Екатерина». Участники все те же: ­дикий и свободный Владимир Яковлев, уверенно-­метафизический Дмитрий Краснопевцев, Эрик ­Булатов до соц-артистского периода и другие.

Фонд культуры «Екатерина», до 2 октября

 

 

Медиаудар. Международный фестиваль ­активистского искусства

 

 

 

Слет международных артивистов
«Медиаудар» обещает стать одним из самых интересных событий биеннале. Международные активистские коллективы, а также провинциальные группы съедутся в Москву — не «Войной» единой. Помимо выставки с документациями акций будет много живых событий. Покажут работы важных ­американских групп — Gran Fury, The Yes Men; пер­формансы проведут греки Kavecsprojects и немцы Organ Kritisсher Kunst.

«Artplay на Яузе», 24 сентября — 10 октября

 

 

Нужное искусство

 

МишМаш, «Перерождение Венеры»

 

Искусство в парке Горького
Этот проект в некотором смысле станет продолжением выставки «Фантомные монументы», прошедшей некоторое время назад в «Гараже» — тот же куратор, похожий состав художников, схожий тип объектно-инсталляционного искусства. С той только разницей, что на этот раз все будет происходить на улице и название получит более оптимистичное. Конечно, приятнее быть нужным, чем фантомным.

ЦПКиО им. Горького, 21 сентября — 1 декабря

 

 

Пять папок МАНИ: опыт моделирования культурного пространства

 

Папки Андрея Монастырского, Вадима Захарова, Виктора Скерсиса, группы «Мухомор» и других художников

 

Неисчерпаемые сокровища концептуализма
Вроде бы концептуалисты не оставили никакого особенного «продукта», занимаясь вещами вполне имматериальными, но, как оказывается, выставок из их наследия можно понаделать немало. Очередной концептуалистский проект Фонда «Екатерина» — пухлые папки Московского архива нового искусства. Папка Монастырского, папка Захарова и Скерсиса, папка Елагиной и Макаревича, папка Абалаковой и Жигалова, наконец, папка «Мухоморов» — уникальный материал, очень актуальный в свете обострившейся моды на все и всяческие архивы.

Фонд культуры «Екатерина», 23 сентября — 23 октября

 

 

Энергия ожидания

 

Егор Кошелев. «Капелла 011»

 

Искусство без концепции
Критик Сергей Хачатуров, устав от постконцептуализма и концептуализма, которые, по его мнению, не производят ничего, кроме комментариев ком­ментариев комментариев, собрал вместе художников, которые, по его мнению, не стесняются своего мастерства и не пользуются иезуитскими отговорка­ми, только чтобы не делать искусства. Среди участ­ников Хаим Сокол, Егор Кошелев, Тимофей Караффа-Корбут.

Проект «Фабрика», 20 сентября — 23 октября

 

Параллельная программа и специальные гости

Алексей Каллима

 

«Извините, по техническим причинам открытие выставки переносится»

 

Маляр как субъект и объект живописи
Каллима, вообще-то, считается современным художником, живописцем и станковистом, но его большие и действительно композиционно эффектные работы напоминают раздутые до размеров живописного холста журнальные иллюстрации — даже если сделаны на острую тему, что-то про Чечню, например. При этом изображенное всегда очень мило и декоративно — стиль у Каллимы отработан, как и положено заправскому иллюстратору. Новая серия изображает молодых людей в бейсболках в роли маляров: маляры проводят валиком по холсту, закрашивая его поверхность. Герои картины становятся и ее авторами — ход толстый, но симпатичный.

«Винзавод», 6–27 сентября

 

 

Виктор Алимпиев

 

«Волшебный хруст»

 

Новая инсталляция самого тонкого видеоартиста
Тонкость, свойственная Виктору Алимпиеву, почти уникальна для нашего арт-сообщества: он без разгона поймал свой собственный, простой, но вместе с тем совершенно непрямолинейный и специфический язык, по которому сразу узнаются его видео. Он снимает группы актеров, чьи отношения строятся через чисто пластические взаимодействия. В новой работе — вопреки обыкновению — актриса всего одна, но и тут речь пойдет о сообществе и реакциях: проекции разместятся на двух экранах, расположенных друг против друга; в результате персонаж вступит в диалог с собой.

«Риджина», 7–20 сентября

 

 

Между объектом и воображением

 

Егор Плотников. «Красное платье»

 

Живопись и другое из головы
Тема размытая, но косвенно указывает на то, какого рода художники тут соберутся: Павел Отдельнов, Евгения Буравлева, Наталья Ситникова — выпускники традиционных художественных вузов, и для них актуальный процесс остается где-то на периферии. Они еще верят в воображение и срисовывают объек­ты не только с натуры, но и «из головы» — без всяких концепций и рассуждений пишут картины и рисуют рисунки.

«Ковчег», 16 сентября — 6 ноября

 

 

Николай Левочкин. Машинист и архитектор рая

 

Один из объектов машиниста Левочкина

 

Самородок из метро
Иногда из явной шизы получаются отличные выставки, и это именно такой случай. У машиниста метро Левочкина была страсть — мастерить из всего подряд (в ход шли дверные ручки, обломки люстр и тому подобный хлам) маленькие модели фантастических храмов и соборов. Вероятно, долгое нахождение в тоннеле сделало свое дело, и мечты о мире небесном полностью завладели разумом машиниста. Этими макетами-объектами была уставлена вся его квартира — и к каждому из них Левочкин аккуратно приделывал этикетки. Поэтика названий в творчестве Левочкина — отдельная тема. Теперь все это покажут публике.

Музей архитектуры им. Щусева, 6 сентября — 2 октября

 

 

Пристальный взгляд меняет объект разглядывания

 

Андрей Кузькин. «Случайные люди»

 

Бесконечная проблематизация всех аспектов искусства
Концептуалисты и художники, близкие к концептуалистскому кругу, от Монастырского до Кузькина, занимаются привычным для авторов этого направления вещами: задаются всяческими вопросами о месте зрителя, месте произведения, месте художника в создании и восприятии искусства и полушутя-полусерьезно перетасовывают все эти позиции, получая в результате новые произведения.

«Открытая галерея», 14 сентября — 16 октября

 

 

Пустота

 

Вита Буйвид. «Пенальти №1»

 

Из пустого в порожнее
Разным художникам, не связанным между собой общностью взглядов, техник и направлений, было предложено поупражняться в переосмыслении старинного концепта пустоты. От медгерменевта Сер­гея Ануфриева будет шапка-невидимка, от Виталия Пушницкого — некие пластические структуры, от Александра Ефремова — science-art-инсталляция с водой и паром, от Виты Буйвид — динамическая фотография.

Ruarts, 15 сентября — 15 октября

 

 

Тимофей Смирнов

 

Тимофей Смирнов, «1 окно в евро»

 

Живопись о деньгах
10 работ, акрилом по холсту, что-то о деньгах и их виртуальной сущности. Художник придумал свои ­валюты — «одно окно в Евро», «один Глюк», «один Бах», «1812 рублей» — шутки странноватые, но остается надеяться, что их спасут технические навыки Смирнова. Он известен как исключительно натренированный рисовальщик.

Fine Art, 12 сентября — 10 октября

 

 

Александр Соколов

 

«Печатныий станок»

 

Не чуждый фактуре соц-артист
Обычно художники, которые работают со знаками, совершенно чужды материальной стороне мира. В случае Соколова символизм не исключает фактурности. Он был настоящим скульптором, работал с материалом — деревом, камнем, железом, — и его смысловые парадоксы, серпы, молоты и колонны — не умозрительная абстракция, а конкретные осязаемые объекты.

ММСИ (на Петровке), 21 сентября — 30 октября

 

Специальные гости

Семен Файбисович

 

 

 

Новая серия наблюдательного фотореалиста
Увлекшись мобилографией по возвращении в искусство после длительного перерыва, Файбисович так и продолжает удачно щелкать все подряд на телефон и, не заморачиваясь с масляными красками, печатать обаятельно-смутные снимки на холст. Метро, калеки, мусульмане и вообще жизнь улиц — в его новой серии.

«Красный Октябрь», 20 сентября — 15 ноября

 

 

Уильям Кентридж

 

«Время энтузиазма» из инсталляции «Я не я и лошадь не моя».

 

Поклонник русского авангарда из ЮАР
Чрезвычайно востребованный художник из ЮАР, выработавший свою собственную поэтику на осно­ве образов русского авангарда и русской культуры вообще. Он снимает красивейшие мультики на музыку из «Носа» Шостаковича, смешивает вырезки из советских газет, супрематические элементы, выступления вождей и собственные рисунки, которые вполне напоминают своей трепетностью нашу отечественную анимацию.

Центр современной культуры «Гараж», 30 сентября — 4 декабря

Ошибка в тексте
Отправить