Не говори гоп
В прошлом году миру явился гопосексуал — человек, чья сексуальность построена на агрессивном поведении и элементах стиля в одежде, позаимствованных у шпаны. Исследуя этот феномен, «Афиша» отправилась с пацанами на прогулку по спальным районам Москвы и поговорила с социологом, художником и писателем, которые пытаются разобраться в том, что такое гопота сейчас.
Продюсер съемки: Роман Мазуренко
Стиль: Ольга и Анатолий Белые
Ассистент стилиста: Татьяна Терешкова
Макияж: Алексей Молчанов/Lancome
Отдельное спасибо руководству паба «Белфаст» — Тому Питеру и Стасу Кирдееву
3 основных признака гопника:
- «Быть одетым как люди» — безликий casual.
- Бегающий взгляд, в котором сконцентрировано понимание всей мудрости жизни и иерархических отношений между «рулящими» и «терпилами».
- Умеренно нагловатая самопрезентация, свидетельствующая об уверенном следовании «правильным» формам бытия.
Принципы сформулированы Алексеем Верижниковым, директором отдела качественных исследований компании Ipsos Russia
«Гопничество — это модифицированная урбанизацией советского типа и постсоветской модернизацией разновидность извечной для послепетровской России евразийской идентичности: гибридизации полуазиатского бытия и рудиментарного, шизофренически расколотого европеизированного сознания».
Определение гопничества из журнала «Индустрия рекламы»
Алексей Верижников
Доктор социологических наук, директор отдела качественных исследований компании Ipsos Russia. Автор статьи «Гоп-стоп. Кто приходит на смену так называемому совку»
— Зачем маркетологу гопники?
— Это довольно большой сегмент населения, на который не обращают внимания ни социологи, ни маркетологи. Западные компании действуют согласно представлениям главных офисов, поэтому они не задумываются о существовании каких-то особенных специфических российских социальных реалий. Так что пока никаких удачных социологических попыток осознать это явление не было.
— Основная масса жителей России — гопники?
— Возможно. Это большая часть среднего класса. В своей статье я пишу, что это не совсем гопники, а, как я их называю, полугопы. Гопников можно разделить на три части — уголовники, пролетарии и мелкие предприниматели. Это разнообразные «побоюлы», сотрудники автосервисов, иногда менеджеры среднего звена в компаниях, которые управляются бывшими «красными пиджаками», и прочие. Вот их я называю полугопами. И таких людей много. Это довольно весомая часть среднего класса. Они совершенно не похожи на тех, кого принято считать целевой аудиторией. Тех, кого называют яппи.
— Выходит, что полугопы — это полстраны. В городах с населением сто-двести тысяч человек вы не найдете никаких яппи. А потребление и там растет.
— Да, это полугопы. Не пролетарии, не уголовники, не дворовая шпана. Может быть, это бывшая шпана, но не пошедшая в криминал. Это люди, занимающиеся серым бизнесом. Бизнесом, соприкасающимся с криминальной средой. А почти весь бизнес в провинции именно такой. Стратегии карьерного продвижения полугопов очень простые и совсем не похожи на то, к чему мы привыкли. Для этого не надо получать какое-то образование или опыт. Здесь все не так. Грубо говоря, если кто-то из них поднимается, то потом он подтягивает к себе своих же пацанов. Причем это все люди, которые были шпаной из одного двора. И это и есть главный принцип отбора. То есть социальные сети создаются не на основе таких понятий, как знание, эффективность, а по принципу лояльности и объединения одним прошлым.
— Чем отличаются наши гопники от западных?
— Там есть футбольные фанаты, скинхеды и прочие. Но это явление городских гетто, неблагополучных районов. То есть это маргинальная культура. И если брать гопников как уличную шпану — то это тоже маргинальное явление. Но полугопы — это другое. Это массовое явления — замес сознания уличной шпаны и менеджера среднего звена. То есть на Западе нет в среднем классе огромного количества людей, чья ментальность была бы замешена на ментальности рэпера или футбольного фаната. А у нас сознание огромного количества людей базируется на мировоззрении гопника. То есть там, если человек вышел из такой тусовки, то он пытается расстаться с прошлым, отказаться от него. А у нас это часть идентичности, народ не может и рефлексировать на эту тему, он просто этим живет.
Владимир Козлов
Писатель. Автор романов «Гопники», «Школа», «Попс» и других
— Почему так вышло, что именно «гопники», а не, скажем, «любера» стали понятием нарицательным?
— Слово «гопники» было в ходу задолго до того, как в СССР узнали про люберов. Вообще, оно во многом получило распространение благодаря рок-тусовке и первым неформалам, которых гопники ненавидели и всячески притесняли из-за того, что те «выделялись из толпы». Взять хотя бы песню «Гопники» группы «Зоопарк» — она появилась году в 1984-м.
— Кого сейчас можно назвать гопником, то есть каков, по-вашему, фоторобот? И чем гопник, например, отличается от быдла?
— Внешние фишки гопников могут меняться в зависимости от моды, но склонность к стрижкам налысо и спортивным шмоткам для повседневного ношения известна. Гопники — это что-то вроде социальной группы со своим менталитетом, повадками, образом жизни. А быдло — характеристика человека, независимо от его социальной группы.
— Есть ли у гопников отличительные лингвистические особенности? В чем заключаются особенности их языка?
— В мое время никто из гопников, с кем я вместе учился и жил в одном районе, блатной фени толком не знал — только отдельные слова. Их язык — это язык полуграмотного пролетария, обильно унавоженный матом и всякими дурными, детскими, инфантильными словечками. В первых своих книгах я старался его более или менее точно воспроизвести.
— Когда вы последний раз сталкивались с гопниками и чем это столкновение для вас закончилось?
— Года полтора назад в родном Могилеве я ехал в маршрутке, и рядом сидели три пьяных гопаря. Один попробовал на мне типичную тупую подъ...бку: «Смотри, у тебя что-то упало». Предполагалось, что я напрягусь и начну искать на полу что-то, что у меня «упало», а они будут смеяться: как мы тебя подъ...бали! Но я эту подъ...бку знал и не среагировал. Они вышли на следующей остановке.
— Почему вы решили написать книгу «Гопники»?
— Для меня гопники — это «глобальное» такое явление, очень типичное для последнего десятилетия совка. Символ того, что «всему пришел п...дец». По телевизору и радио еще базарят про «строительство коммунизма», а восемьдесят процентов «нового поколения» — агрессивная циничная гопота без всяких идеалов, с двумя желаниями: выпить и по...баться.
Дмитрий Врубель
Художник. Автор «Поцелуя Брежнева и Хонекера» на Берлинской стене. В последнее время Врубель часто рисует гопников
— Вы рисовали политиков, а теперь все чаще гопников. Откуда у вас к ним интерес?
— Политики и гопники — это и есть народ. Гопник, который идет по одной дорожке, остается гопником, а по другой — становится политиком. То есть если гопника хорошо кормить, обувать, одевать, не давать много пить, вывозить на курорты — получится политик. То есть они все из одного двора, из одного подъезда.
— А вы когда в последний раз сталкивались с гопотой?
— В детстве я жил около метро «Аэропорт». Такие махровые рабочие кварталы. Собирались по шестьсот человек и ездили в Дедовск мочить местных. Правда, это было чуть раньше, а то, что я уже застал, — двор на двор. Такие серьезные сражения с участием нескольких десятков человек.
— Вы в этом тоже участвовали?
— Старался не участвовать. Я жутко трусливый был. В боевых действиях принимали участие те, кто сейчас называется реальными пацанами. Я помню, что когда возвращался из школы, то нужно было идти определенной дорогой. Было важно обойти некоторые дворы стороной. Я, например, жил во дворе, который назывался «Молочка»: у нас был молочный магазин. А еще были «Дедовский» и «Отцовский». Вот это я до сих пор не знаю — почему они так назывались. В общем, через «не свои» дворы ходить было нельзя. Так что я эту среду очень хорошо знаю, именно поэтому пытался ее после 19 лет избегать.
— А каковы главные характеристики гопников? Откуда они вообще взялись?
— Я же говорю — это и есть народ. Некрасов еще про них писал — крестьяне в XIX веке были точно такими же. У Чехова есть рассказ «Злоумышленник» — о том, как гайки отвернули на железной дороге. Ведь нет никакого такого народа — есть гопота, они же местные. И западники — те, кто считает, что это неправильно. Но таких очень мало. Россия на 90 процентов состоит из гопников. Главная их характеристика: они считают, что любая проблема может быть решена при помощи грубой физической силы. Люди, которые делят мир на своих и чужих. И друзей у них тоже нет. Все, кого они называют своими, становятся братьями. Это родственники. То есть если я с тобой дружу — то ты мне сразу же братом становишься. Это такие детские отношения. Вот мой 9-летний сын ищет во всех родственников. Для него это самое главное — если родственник, то, значит, свой.
Термин «гопники» возник в начале 20-х годов прошлого века. В Ленинграде в гостинице «Октябрьская» на Лиговском проспекте было организовано Городское общежитие пролетариата, сокращенно ГОП. Туда свозили юных беспризорников.
В съемке использованы вещи из магазинов: «Профи Спорт», Adidas Originals, Lacoste, Shop & Bar Denis Simachev, Topshop