перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Архстояние-2013» Гид по главному фестивалю ленд-арта

26–28 июля на территории деревни Никола-Ленивец в очередной раз пройдет «Архстояние». В этом году фестиваль носит название «Выход из леса», а акцент в программе смещен в сторону саундарта, визуальных и театральных перформансов. «Афиша» рассказала обо всех важных объектах «Архстояния» — узнать об их расположении можно на карте фестиваля.

архив

Объекты

 

Антон Кочуркин

архитектор, куратор «Архстояния-2013»

«Выход из леса» — это некое подтверждения наших идей, потому что все наши совместные с художниками и музыкантами действия здесь, в глубинке, приводят к тому, что так или иначе мы приносим сюда городскую культуру. И мы уже мыслим это пространство как абсолютно понятное нам. На самом фестивале в этом году у нас появилось несколько объектов городской типологии: фонтан, библиотека, кинозал. Название придумали Валентин Цзин и Филипп Григорьян из PoemaTheatre для своего перформанса, но мы решили перенести его на весь фестиваль. В этом году в первый раз территория «Архстояния» не увеличивается, а новый большой ленд-арт-объект появится только в следующем году».

«Выход из леса»: 100 танцоров буто

Танцевальный перформанс PoemaTheatre, давший название всему фестивалю этого года, выполнен в жанре буто, но философия синтеза воображения с возможностями тела танца здесь дополняется расхожей идеей о том, что граница между художником и зрителем должна быть разрушена. Под лесом в данном случае подразумевается личная рефлексия, а под выходом — обращение к коммуникации. Двигающиеся в странных позах, будто с замедленными конвульсиями, перекатывающиеся по тропам, прыгающие по деревьям танцоры (их будет почти сто), пройдут чуть не по всей территории фестиваля, сольются с толпой и станут ее частью.

 

«Две сферы»: падение пятитонной гири

None

Берлинский художник Юлиус фон Бисмарк, создающий объекты на стыке искусства и науки, подвесит в николо- ленивецком пролеске пятитонную металлическую гирю — она будет падать с 14-метровой высоты. В момент соприкосновения с землей стоящие рядом люди будут чувствовать, как она дрожит, и видеть колебание водной глади во рве, отделяющем от них вышку с гирей. Столкновение двух сфер — рукотворной и земной — будет проходить через равные промежутки времени и задавать ритм всему происходящему на фестивале. Идея — в превращении потенциальной энергии в кинетическую, а также в том, чтобы ощутить движение того, что обычно находится в покое.

Юлиус фон Бисмарк

художник

«Настоящее искусство для меня — это то, при знакомстве с которым ты узнаешь что-то новое о себе, удивляешься, приобретаешь опыт. В моем эксперименте с падающей сферой такой момент есть: ты концентрируешься на чем-то, что всегда рядом, но начинаешь воспринимать это по-новому. Мы не чувствуем силу притяжения, потому что с рождения ощущаем ее, — а тут падающая сфера сотрясает землю, и это дает возможность задуматься о гравитации».

 

«Зов»: машины для воспроизведения природного шума

None

Осенью прошлого года пианист и музыкальный теоретик Петр Айду устроил в Политехническом музее выставку воссозданных старинных шумовых машин, которые применялись в театре. В частности, машин изобретателя начала ХХ века Владимира Попова: в 20–30-х годах прошлого века он изобретал приспособления, которые имитировали разные звуки в спектаклях МХТ: например, гул приближающегося поезда в «Анне Карениной», шум прибоя, ветер, дождь — потом все они были утрачены за ненадобностью. На «Архстоянии» Айду идет дальше и на основе старинных конструкций создает собственные масштабные арт- объекты. Они тоже будут издавать звуки, если ими воспользоваться: покрутить, пошатать и так далее. Но характер этих звуков будет лишен прикладного смысла: они будут напоминать о природных явлениях, но не копировать их.

Петр Айду

музыкант

«Шумовые машины — это очень архаичные приборы для создания шумов, их делал не только Владимир Попов, хотя он, конечно, в этом патриарх. Такие машины использовали еще в XVIII–XIX веке, а я делаю свою инсталляцию, в которой будут аналогичные им элементы. Моей задачей было вывести их из контекста исторического и театрального в контекст современной звуковой инсталляции, архитектуры и саундарта».

 

«Саженец»: башня-камуфляж

None

Ирония над постконструктивистскими модулями, которые муниципальные власти любят расставлять по городу в честь праздников. Если обычно конструкции с растяжками-парусами кричаще-кислотных цветов вклиниваются в пространство центральных площадей, башня художника Ирины Кориной будет прятаться среди деревьев, облаченной в камуфляж. И тут сплетается еще несколько смыслов, которые, по задумке художника, должны создавать эффект неожиданности и даже тревоги: городской объект мимикрирует под природную среду, причем, используя для этого армейские средства.

 

«Вавилонский водопровод»: сообщения входят и выходят

None

Музыкант, создатель музыкально-философских объектов и теорий, Дмитрий ::vtol:: Морозов — заметный участник всех последних мероприятий в Николо-Ленивце: совсем недавно, на «Ночи новых медиа», он оживлял «Вселенский разум» Николая Полисского, дополнив его звуковыми и световыми элементами, которые должны были активироваться под воздействием приближающихся людей, — отследить, впрочем, это воздействие было непросто, поскольку внутри и рядом с мозгом людей всегда было слишком много. Новый объект Морозова тоже должен взаимодействовать с людьми. Это конструкция из изогнутых и переплетенных труб разного диаметра, в каждую из которых можно проговорить сообщение — и оно в искаженном виде послышится с другой стороны. Своеобразный «испорченный телефон» символизирует, по задумке автора, сложность человеческой коммуникации: не факт, что люди вообще понимают друг друга; не факт, что это вообще важно.

Дмитрий ::vtol:: Морозов

музыкант

«Моя инсталляция «Ответ на главный вопрос Вселенной» работала не просто по какому-то очевидному принципу, а имела большое поле для вариативности. Когда я ее делал, совершенно не понимал, что будет, когда рядом с объектом окажется сразу человек сто, но «Мозг» справился со своей задачей. По такому же принципу работает и «Вавилонский водопровод» — это одновременно и фонтан, и звуковая инсталляция, и архитектурный объект, такой глитч. Структура и форма конструкции будут иметь максимальную тектоничность и располагаться как будто в отрыве от земли: когда делают архитектурный проект, схему водопровода рисуют отдельно — примерно такой эффект. Насчет идеи: любое послание, которое говоришь в трубу, преломляется, и получается что-то соизмеримое с тем, что происходило в Вавилоне при строительстве башни».

 

«Голос леса»: синтезатор животных криков

None

Буквально рояль в кустах — объединение Electroboutique установит в пространстве Южного Версаля клавишный инструмент, подключенный к компьютеру, на котором с помощью специальной программы будут воспроизводиться произвольные наборы природных звуков. Характер звуков — звериный рев и крик, пение птиц (задействованы голоса животных со всего мира) — будет выбираться машиной произвольно, но каждый из них соответствует определенной ноте, так что можно будет проверить, как в таком исполнении зазвучит хоть «Собачий вальс», хоть вальс Хачатуряна.

 

«Полевая читальня»: с книгой на воде и на дереве

None

Художники Борис Куприянов и Александр Свердлов предлагают вспомнить романтическую традицию чтения книги на природе, внося в процесс развлекательный компонент. Всего на территории «Архстояния» будет восемь разных читален, располагающихся на воде, на дереве, в роще и так далее.

 

Кинотеатр на «Стене сарая»

None

Старый объект «Архстояния» будет использован в качестве своеобразного полотна для кинопроектора. На выстроенную из накренившихся досок стену сарая будут проектироваться фильмы учеников Школы документального кино Марины Разбежкиной, а потом видеоинсталляции объединения «Вверх!», психоделических почвенников, которые снимают мокьюментари о языческом племени, якобы живущем где-то в районе МКАДа, или израильской дочери Гагарина.

 

«Общение овощей»: о чем говорят арбузы

None

«Обледенение архитекторов», объединение с 20-летней историей, способное и на серьезные архитектурные решения, например оформление музея Сахарова, и на крупные арт-проекты, вроде пятиэтажки, превращенной путем уплотнения пространства в 15-этажку, на фестивале представят проект совсем уж хулиганский. Это будут рассаженные то тут, то там муляжи овощей — кабачков, тыкв, арбузов, — в которые будут встроены динамики. Из них будет доноситься неясное бормотание — адресатами которого будто бы должны стать настоящие овощи.

 

«Лично»: чтения для одного слушателя

None

Проект, придуманный и курируемый Линор Горалик. 26 июля в «Ротонде» в течение 12 часов 12 самых разных поэтов, среди которых Сергей Гандлевский, Евгения Лавут, Ксения Маренникова, Юлия Идлис и другие, будут по часу читать свои стихи только одному слушателю. То, как поэт и зритель будут в это время взаимодействовать, решаться будет экспромтом, а все происходящее — записываться на видео. Чтобы стать одним из слушателей, надо прислать заявку на адрес arkhstoyanie_12poetov@mail.ru.

 

«5 свиданий»: батут как музыкальный инструмент

На 15-метровом батуте, созданном для прошлогоднего «Архстояния» эстонской командой Salto Architects, выступят танцоры. Подпрыгивая и приземляясь, они будут извлекать звуки с помощью специальных сенсоров, реагирующих на деформацию батута. За звуки здесь отвечает композитор Владимир Раннев, за хореографию — Дина Хусейн, за общую концепцию — куратор всего «Архстояния» Катя Бочвар. Кроме того, Раннев создаст и отдельную композицию для лесной дороги: звук будет идти таким образом, как будто он направляет гостей — внутрь фестивальной территории.

 

«Кунсткамера»: арт-объект или предмет быта

Художники Алексей Трегубов и Вита Буйвид расположат в старом объекте «Удаленный офис» вперемешку реальные бытовые предметы жителей окрестных деревень и бывших — Никола-Ленивца (коренной люд отсюда уже разбежался) и собственные арт-объекты. Задачей зрителя будет угадать, что из них что. Вита Буйвид расставит там экспонаты своей выставки «Улики» — среди которых, например, обычные консервные банки, в которых вместо огурцов замаринованы бутоны цветов. Трегубов представит предметы с выставки «Положение вещей»: сросшиеся, как сиамские близнецы, граненые стаканы и ракетки для пинг-понга и топоры с объединенным топорищем.

 

«Домик повешенного»: человек, висящий в сетке

В течение 12 часов художник Федор Павлов-Андреевич будет висеть обнаженным и скрюченным в сетке в проеме старого объекта «Арка» — выступая на контрасте с ее четкими геометричными контурами. По словам художника, физическая подвешенность рифмуется с его личным душевным состоянием: с одной стороны, это постоянные переезды из одного города в другой, с другой — тоска по родной стране, которой уже не существует. Здесь же круглые сутки будет звучать музыка, написанная музыкантом Гансом Хольманом (который начинал вместе с Дельфином в группе «Дубовый Гаайъ») и диджеем Артемом Домбровским. Причем для каждого из четырех времен суток — своя композиция, которая, по задумке авторов, гармонирует с освещением и настроением момента.

 

«Нюд»: красавица в стеклянном гробу

None

Молодая художница Ольга Кройтор тоже буквально выставляет себя, здесь нагота становится, собственно, главным арт-объектом. Каждые два часа Кройтор будет ложиться в стеклянную гробницу, расположенную под землей, чтобы совершить своеобразное жертвоприношение зрителям — отдать на обозрение собственное тело.

Инфраструктура

Как доехать

Билет на «Архстояние» в предпродаже стоит 600 р., в день фестиваля — 700 р. 26 и 27 июля специальные фестивальные автобусы буду ездить в Никола-Ленивец, 28 июля — обратно. Билет на такой автобус стоит 700 р. Купить билет на фестиваль и на автобус можно на сайте фестиваля. Можно ехать и своим ходом — есть карта. В выходной день дорога займет три-четыре часа.

Как разместиться

Можно приехать со своей палаткой, заплатив за аренду места в кемпинге 200 р., а можно арендовать ее на месте, это будет стоить от 1200 р. до 6000 р. за сутки — в зависимости от вместимости и комфорта, также надо быть готовым оставить залог в несколько тысяч или документ.

Еда

С этого года на территории Николо-Ленивца работает летнее кафе «Угра», созданное командой Ragout, так что в качестве еды можно быть уверенным. На «Архстоянии» можно будет попробовать, например, ботвинью из фермерских продуктов, лосося в соусе терияки и, разумеется, рагу. В кафе есть вайфай, а напротив — душ.

Ошибка в тексте
Отправить