перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Часть денег буду отдавать маме» «Гараж» запустил грантовую программу поддержки молодых художников

Центр современной культуры «Гараж» выбрал 7 молодых художников, которым будет ежемесячно на протяжении года выплачивать стипендию. «Афиша» выяснила у «Гаража», зачем им это нужно, и опросила выигравших стипендию художников.

архив

Евгений Антуфьев

художник, руководитель грантовой программы ЦСК «Гараж»

«Заявки прислали 400 человек, мы долго отбирали семерых, потому что заявок было очень много: мы даже задержали объявление победителей, не успев отобрать их к назначенному сроку. Сначала мы отсеяли какое-то количество очевидно неподходящих людей, затем у некоторых запрашивали дополнительные материалы, потому что были очень спорные заявки — в них мы видели неплохие работы или потенциал, но человек присылал плохо оформленную заявку. К сожалению, культура оформления заявок у нас очень слабая — есть отличные художники, но вот над заявками совсем не умеют работать. В итоге мы сами были удивлены, что получился очень разноплановый список победителей — это художники не из одного круга. Помимо стипендий они теперь могут бесплатно ходить на все выставки «Гаража», получать каталоги и книги нашей издательской программы.

Мы хотим отличаться от премии Кандинского и «Инновации» — там одни и те же люди в экспертном совете, одни и те же люди в жюри, и мы хотим от них отойти. Мы ввели правила, что победители этих премий не могут получать нашу стипендию. Другие правила: у художника не может быть много выставок — не больше пяти персональных, а лучше меньше. Человек не должен работать галереями; если точнее, то он может с ними работать, но мы наводим справки о продажах, о ценах — потому что 20000 рублей в месяц это, в принципе, небольшая сумма, и мы не хотели бы давать ее тому, у кого и так все неплохо».

Изначально мы думали о собственной премии, но поняли, что нам не это не нравится, потому что премии вовсе не помогают художникам, а их разъединяют. А мы изначально собирались помогать им. Сейчас мы думаем о расширении программы, потому что в данный момент она даже не грантовая, это стипендии молодым художникам, — но мы думаем о системе грантов под конкретный проект более взрослых и сложившихся художников. Планы у нас достаточно обширные, пока все получается, но о каких-то конкретных программах не хотелось бы говорить раньше времени».

 

«Афиша» задала выигравшим стипендию художникам 3 одинаковых вопроса.

1. Сколько групповых и персональных выставок у вас было?

2. Какой свой проект (проекты) вы отправляли на эту программу?

3. Как вы планируете распорядиться стипендией?

 

Игорь Поносов

стрит-арт

1. Ни одной. Дело в том, что меня не привлекают галереи. Около года назад я использовал полузаброшенное и сейчас реанимированное офисное пространство для продолжения одной из своих уличных серий. Но это сложно назвать выставкой, потому что вся так называемая экспозиция состояла из ремонта и покраски одной стены в красный, а само помещение было закрыто для того, чтобы люди могли наблюдать это случайным образом через окно. Это во многом продолжает мои уличные практики, где, с одной стороны, я сообщаю зрителю о том, что нужно включить воображение и внимательность, а с другой — подчеркиваю присущий уличному искусству момент спонтанности и эфемерности.

2. У меня много персональных уличных проектов, многие из которых не требуют особой поддержки, потому что они основаны на демонтаже и деконструкции городских объектов. Но есть проекты и коллективные, во многом ориентированные на развитие и адекватное восприятие уличного искусства и городского пространства. Это проект «Стена» на «Винзаводе», который является дискуссионной площадкой для уличных художников, и сайт Partizaning.org, где мы поднимаем животрепещущие городские темы. Кроме этого, я издал серию книг об уличном искусстве в России и работаю над следующим ретроспективным изданием, а это очень большая работа, учитывая то, что 90% работы делаешь сам. Собственно, их и отправлял.

3. Честно говоря, в связи с тем, что все мои проекты абсолютно не коммерческие и независимые, а потребности бытовые остаются, то я думал пустить стипендию как раз на их удовлетворение. Это, в общем-то, позволит лучше сконцентрироваться на моих вышеперечисленных коллективных проектах.

 

Мария Харитонова

видеоарт

1. Двенадцать групповых и одна выставка нашего объединения «Вопросы экспериментальной группы».

2. Одним из проектов был фильм в традиции советского научпопа на экологическую тему, а вообще там не было идеи, что под конкретный проект необходимо подавать, скорее мотивационная заявка.

3. На аренду и покупку видеотехники.

 

Марго Овчаренко

фотография

1. Недостаточно для того, чтобы понять границы своих возможностей, но достаточно, чтобы понять, что невозможно подготовить все и в последний момент что-то обязательно пойдет не так.

2. Выбирала из двух последних проектов — и попросила друга, издающего один из любимых независимых журналов, сделать дизайн и помочь с выбором.

3. Проект, над которым я думала последние три месяца, гораздо более затратен, чем то, что я делала раньше. Эта стипендия — не гигантские деньги, но если их тратить на расходные материалы, аренду оборудования, студии и гонорар моделям, как раз можно сделать все, что я задумала. Ну и еще надеюсь съездить на пару портфолио-ревю или издать маленькую книгу — в зависимости от того, каким будет итоговый проект.

 

Иван Горшков

скульптура

1. Если рассматривать важные этаповые выставки, то я бы назвал 3–4 персональные и около двух десятков групповых.

2. Мой главный «проект» — плодотворное занятие искусством в течение предстоящего года. Его я и отправил.

3. Стипендия дает возможность заниматься художественной деятельностью независимо от продаж и не занимаясь дополнительными заработками. Именно так я и планирую ею распорядиться.

 

Кирилл Кто

стрит-арт

1. Выставки в сегодняшней ситуации тотального одомашнивания не только искусства, но и всей человеческой активности, не имеют никакого значения, и посему основное поле моей работы как художника (а есть еще и другие поля) — это публичное и аутдорное пространства. Но можно назвать три персональных — в Paperworks (еще на «Стрелке» когда они сидели), в «Протворе» (Петербург) и Green Art в Перми.

2. Никаких конкретных. Я слишком много делаю, чтобы что-то выделять особо.

3. Иногда приходится покупать еду, так как не все удается достать по-фригански. И, конечно, часть денег буду отдавать маме.

Вообще вся эта программа — плод активных усилий Евгения Антуфьева по поддержке художников, и он, конечно, молодец. Но если измерять реально, то это пока капля в море, учитывая количество проблемных зон в искусстве — и не только молодом. Конечно, существует мнение, что художников вообще никак поддерживать не надо — сами везде пролезут, всего везде добьются. Я с таким взглядом не очень согласен. Сам всегда всем помогал и не только советом, но и материально, часто в ущерб собственному благосостоянию. Думаю, и «Гараж» мог бы делать и больше, учитывая мощности этой институции. И если верить Антуфьеву — это только начало, и дальше они развернут более широкую программу. Не одни стипендии, но и издательскую и другие активности. Что-то уже издают, Ролана Барта переиздали, переводы бесед с Ольбрихстом Ани Зайцевой.

 

Ошибка в тексте
Отправить