Лето в «Гараже» Центр современного искусства Даши Жуковой открывает сезон в парке Горького
«Гараж» возвращается в город с летней программой: с 9 июня в парке Горького начнутся перформансы, выставки, концерты, а осенью откроется новое выставочное пространство в павильоне архитектора Сигэру Бана. «Афиша» выяснила подробности.
С тех пор как Центр современного искусства «Гараж» покинул здание Бахметьевского автобусного парка, новости оттуда в основном напоминали сводки строительного вестника: «Гараж» оценил состояние «шестигранника» Жолтовского, Сигэру Бан проектирует бумажные колонны диаметром в 60 см, Колхас закроет фасад здания полупрозрачным поликарбонатом. В действительности это означает следующее: «Гараж» пускает корни в парке Горького сразу в трех местах — в павильоне «Времена года», который перестраивает Рем Колхас (его можно будет увидеть в 2013 году, подробнее об этом читайте здесь), в «шестиграннике» Жолтовского (где пока сделано только историческое исследование) и в совершенно новом, временном павильоне, который строит японский архитектор Сигэру Бан — тот, что всегда спешит на помощь, где требуются быстрые, изящные и недорогие решения — от мировых выставок до эпицентров природных катастроф. Как кокетливо пояснила основатель центра Даша Жукова: «Пока мы немножко бездомные, мы позвали Сигэру Бана — и в этом случае он для нас идеальный партнер». Сам архитектор, впрочем, заметил, что не такие уж его здания и временные: «Иногда бывает, что людям они так нравятся, что их оставляют, и они становятся постоянными». И подтверждение своих слов показал картинки: собственный загородный домик, галерею Issey Miyake и внушительный бумажный павильон Японии на выставке «Экспо-2000», который и впрямь держался молодцом все 6 месяцев под нижнесаксонским дождиком.
Его проект для «Гаража» — это прямоугольник из стальных конструкций, вписанный в овал из бумажных колонн, который, по словам архитектора, он изобразил под впечатлением от знаменитой церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале архитектора Бернини — чем немало поразил присутствовавшую на презентации итальянскую журналистку. Кроме того, Сигэру Бан, как выяснилось, отдает предпочтение продукции местных производителей — и с большим энтузиазмом отзывался о петербургской фабрике, специализирующейся как раз на бумажных трубах. Ее продукцией архитектор с удовольствием бы ограничился — но так как российские строительные нормы отрицают бумагу как конструктивный материал, пришлось пойти на компромисс, и основное выставочное пространство будет все-таки железным.
Оказалось, что летом у «Гаража» будет и четвертое место — бывший луна-парк, то есть площадка слева от центрального входа в парк Горького. Там обещана программа, которая по доброй традиции называется «Лето в «Гараже» (см. также «Лето на «Стрелке»), — что еще раз подчеркивает удивительный феномен, будто летом и только летом у москвичей появляется желание как-то расширять свой кругозор, сидя на обдуваемой ветерком террасе.
В ближайших планах «Гаража» — серия перформансов «Тело в городском пространстве»: это когда группы танцоров под руководством австрийского хореографа Вилли Дорнера захватывают укромные уголки, скамейки, пространства между водосточными трубами и так далее — и принимают там удивительные позы. Увидеть перформансы просто: процессии танцоров будут собираться 9 и 10 июня на Патриаршем мосту со стороны Якиманской набережной в 12.00 и 18.00. Еще «Гараж» привезет в парк коллекцию Дюссельдорфского музея музыкальных инструментов: колотить по канистрам, дергать затейливые конструкции из колокольчиков и управляться с другими специально настроенными железяками можно будет начиная с 28 июня в течение целого месяца.
В рубриках «Книги», «Музыка» и «Кино» — во-первых, совместная с Ad Marginem издательская программа, в рамках которой уже переизданы «Nowbrow. Культура маркетинга и маркетинг в культуре» Джона Сибрука и «Кино» Делеза, а также впервые на русском будет издан сборник «Блокнот Бенто» букеровского лауреата Джона Берджера. В смысле концертов программа тоже непростая: начнется она 23 июня исполнением «Персефасс» Ксенакиса, написанных греческим авангардистом для фестиваля, организованного иранской принцессой, где 6 перкуссионистов рассеиваются среди публики. В августе в парке поставят несколько небольших павильонов, где любой посетитель сможет за 3 часа снимать и монтировать скоропалительные фильмы — все это называется «Кинофабрика Мишеля Гондри» — сам режиссер наведается в Москву в конце лета.
Понятно, что как только «Гараж» развернет свою летнюю деятельность, парк Горького окончательно превратится в Пикник «Афиши» каждый день. На вопрос о том, не боятся ли музейщики стать просто еще одним городским развлечением, директор «Гаража» Антон Белов отвечает с позиций гуманиста: «Мы задумывались об этом, но, к сожалению или к счастью, у нас все эти события все равно получаются музейного уровня. Даже уличные мероприятия — они не с бухты-барахты придуманы, они все связаны с серьезными музеями и именами. Есть Дюссельдорфский музей музыкальных инструментов, есть Мишель Гондри. Пусть это все происходит не в помещении с кондиционером и контролируемой влажностью, но зато это все актуальное искусство. Да и вообще, нечестно как-то делать под открытым небом высоколобые события, которые интересны разве что сотне человек».