перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Вот такая загогулина

архив

В Москве собираются установить памятник Борису Ельцину: то ли в виде зайца, то ли фонтана. «Афиша» попробовала разобраться в происходящем

«Сразу после смерти Ельцина появилось сообщение о том, что Церетели публично клянется поставить ему памятник. Мы посчитали, что еще один памятник Церетели в Москве или где бы то ни было в мире — уже слишком. И объявили свой открытый конкурс», — рассказывает владелец музея ART4.ru Игорь Маркин. Торговец пластиковыми окнами и коллекционер современного русского искусства Маркин в этом году открыл собственный музей, а теперь вот затеял грандиозный проект с памятником Ельцину. Маркин решил, что на фоне бума, который сейчас наблюдается в современном русском искусстве, московские власти наконец-то решатся хоть на какое-нибудь экспериментаторство. Для того чтобы все было по-настоящему, коллекционер договорился с главой Фонда Ельцина Татьяной Дьяченко. Теперь фонд всячески поддерживает начинания ART4.ru. Маркина это чрезвычайно вдохновляет: «Впервые подобные люди заинтересовались актуальным искусством».
На конкурс к концу лета было подано около ста заявок, из которых музей Маркина и Фонд Ельцина отберут четырех финалистов. «Мы пока не готовы говорить со стопроцентной гарантией, но, видимо, это Гутов, Тавасиев, Бартенев и Горунов. — Маркин перестраховывается на всякий случай: вдруг в самый последний момент подвернется что-нибудь гениальное. — Художники такие тормозные и необязательные, поэтому такое вполне может случиться».
Начало выставки и народного голосования, в результате которого будет определен победитель, назначено на 11 сентября. Дата выбрана неслучайно. «Ее торжественная трагичность как нельзя лучше подходит для такого мероприятия, — говорит Маркин. Памятник-победитель устроители планируют установить на Лубянской площади, на том месте, где раньше был Дзержинский. — Я знаю, что для площади уже существует проект памятника Столыпину. Но это личность, которая сейчас никого не интересует. Еще предлагали поставить Александра II, и это, на мой взгляд, абсурдная идея. Чем там Второй отличался от Первого, я и не знаю, честно говоря. И кого это сейчас трогает, что там сделал Александр II. А Ельцин — это эпоха, которая была недавно, решались судьбы большого количества людей».
Хотя конкурс и открытый, шансов у молодых и неизвестных было мало. В основном это именитые художники, привлеченные к проекту самим музеем. «Все утряслось в голове, и мне очень интересно теперь воплотить этот образ, осознать целый период своей жизни как нечто единое. Кстати, эта «эпоха Ельцина» напоминает мне собственное творчество — очень много деструкции, конфликтности и физиологии, в то же время образ цельный, — рассказывает Дмитрий Каварга, соорудивший в честь президента нечто напоминающее груду металла. — В то время словно треснул и начал распадаться гигантский защитный панцирь — и хлынул поток непроясненности». Андрей Бартенев придумал «фонтан надежды»: «Слезы нашей радости мы связываем с поступками того или иного человека, с надеждой на него. Мы верим, что этот человек способен все изменить к лучшему, способен нас изменить. Этот фонтан — бесконечные слезы надежд». У Ростана Тавасиева, которого многие называют главным претендентом на победу, Ельцин предстает в виде зайца. «БН — зайчик, оказавшийся возле падающей гранитной тумбы с хрупкой вазой, и он взялся ее держать, хотя мог бы убежать». У арт-группы «МишМаш» Ельцин пробивает невидимую стену, проходя по ковровым дорожкам партийных коридоров. Памятник Гутова — поющий бетон. Буквы «ЕЛЬЦИН» должны воссоздавать «образ строителя, секретаря обкома, президента». Из бетона льется песнь «Калинка» в исполнении Бориса Николаевича, записанная в 1994 году на торжествах по случаю вывода российских войск из Германии.
В победе над Церетели Маркин не сомневается. «У нас шансов больше, чем у него. Ведь Церетели очень слабый скульптор, его памятники никому реально не нравятся. А мы вели долгие переговоры, привлекли хороших художников, чтобы был не Ельцин на танке, а современная работа, может, даже безличная, отвлеченная, на уровне метафоры».

Ошибка в тексте
Отправить