Сделай сам Мобильная автомойка Fast and Shine
В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — мобильная и безводная автомойка Fast and Shine.

Олег Герасимов
Сооснователь и генеральный директор Fast and Shine

Аркадий Хохлов
Сооснователь и исполнительный директор Fast and Shine
Как все начиналось
Олег: Первое собственное дело у меня появилось еще на первом курсе физфака МГУ (сейчас я на шестом, а Аркадий — на четвертом, мы изучаем ядерную физику). Я тогда занимался — и продолжаю заниматься до сих пор — благотворительным фондом, который поддерживает детский дом в Туле. Это, конечно, никакого дохода не приносило, но помогло мне сориентироваться в Москве, завести полезные знакомства. Потом я занялся клинингом — уборкой квартир: у меня были работницы в Москве и Питере, я находил заказы и отправлял туда девочек, уже тогда завел свое первое ИП. Так у меня появился первый заработок — отсюда, собственно, и брались деньги на развитие нового проекта.
На втором курсе я ездил в Америку по программе Work and Travel — работал в Нью-Йорке на кухне. Там я впервые увидел, как машину моют без воды, с выездом: она припаркована где-то, и к ней приезжает группа автомойщиков. Там средство для безводной мойки производится еще с 1987 года, люди о нем знают.
После этого мы с Аркадием решили устроить такую же автомойку в Москве, это было в начале 2010 года. Мы завезли моющее средство из Америки, позже стали завозить аналогичное из Литвы — искали более дешевые варианты. Потом мы договорились с одним торговым центром, нашли по объявлению нескольких мойщиков, которые пришли с нами работать. Дальше мы пошли по парковкам — одна за другой, потихонечку. Первое время мы сами и предлагали услугу, и даже мыли машины сами.
Аркадий: Прибыль получать мы начали практически сразу: у нас же не было больших вложений — нам нужна была только химия, а люди, которых мы наняли, получали деньги уже с оборота. Почти сразу у нас начали появляться и представители в других городах: они узнали, что в Москве такая услуга есть, и хотели открыть что-то подобное в своем городе. Изначально мы думали, что осилим и Москву, и другие города сами, но поняли, что это нереально, и решили продавать франшизы.
Франшиза у нас стоит всего 169000 рублей. В эту сумму входит абсолютно все, что нужно для старта работы: 300 литров готового средства, огромное количество тряпок, рекламные материалы. В месяц наши партнеры платят нам всего 4000 рублей — вне зависимости от того, сколько они зарабатывают. Сами мы практически ничего не получаем от франшиз, зато на сегодняшний день по ней работает более 70 городов — для нас это работает на узнаваемость бренда.
Олег: Плюс к тому у нас же сейчас и свое производство, и нам выгодно, чтобы объем производства был большой: чем больше объем, тем ниже стоимость. Производство мы открыли весной 2011 года. Мы взяли американское средство, которое использовали, дали знакомым ребятам с химфака, и за небольшую долю в проекте они разложили его на элементы и разработали свою формулу. Готовый концентрат был к тому же доработан с учетом российских условий — химия, грязь, морозы. Производство наше находится на химическом предприятии в Смоленской области.
Как все устроено
Олег: По Москве у нас работают уже 32 парковки, и везде мы стараемся подстроиться под клиента. Например, в «Афимолле» люди готовы платить больше — здесь средний чек может быть рублей 800. А, например, на парковке Metro за МКАД люди платят столько же, сколько на обычной автомойке — 350–400 рублей.
На каждой точке работает не меньше четырех мойщиков и одного администратора, плюс есть бригады, которые моют машины на выезде, — клиент может заказать мойку в любом удобном для него месте. В офисе заняты порядка 25 человек.
Аркадий: Когда мы открывались, средство для безводной мойки в расчете на одну машину обходилось нам в сто рублей — и даже больше. Сейчас при использовании нашей собственной химии тратится 10–12 рублей на одну мойку. Найти средство дешевле невозможно: оно продается по цене 500 рублей за литр концентрата — то есть это десять литров готового средства. А на одну машину уходит 250–300 миллилитров.
Олег: В розницу мы тоже продаем наше средство, но уже в готовом виде, — в магазинах, автозаправках, на всех наших мойках: баночка стоит 250 рублей, ее хватает на две мойки. Скоро наши баночки должны появиться в крупных ретейлерских сетях X5, Metro — планируем с ними договориться.
Если вы посмотрите в интернете — найдете кучу безводных моек, но по факту тут никто, кроме нас, не работает — не выдерживает конкуренции. Когда мы сейчас приходим на парковку в торговый центр, у нас куча рекомендательных писем от тех, с кем мы уже работаем. А приходит человек посторонний, без опыта, — какому торговому центру захочется на себя такую ответственность брать?
У обычной водной мойки помимо химии, как правило, аренда высокая, плюс нужно кучу оборудования закупить, изначально много денег вложить — у нас этих расходов вообще нет. За прошлый год наш оборот составил 50 миллионов рублей, прибыль можете сами посчитать — это процентов 30–40. При этом бизнес позволяет делать все по закону: у нас абсолютно белая компания.
Концепция
Аркадий: Главная наша идея заключается в экономии времени: человек не тратит время, чтобы ехать на автомойку, стоять в очереди. Он приехал в торговый центр или домой, пока он занимается своими делами, его машинка моется. Плюс — в России это, конечно, не так важно — но мы экономим гигантское количество воды. Если на обычной мойке на одну машину уходит до 200–300 литров жидкости, то мы тратим максимум пол-литра воды. На данный момент мы готовим все сертификаты, необходимые в Европе, и скоро будем экспортировать наше средство туда — потенциальные покупатели уже есть. В Европе такой сервис существует только в Великобритании, Латвии и Литве.
Бизнес-планом мы никогда не занимались — мы его составили через два года после того, как начали работать, чтобы наши партнеры в других городах могли получать субсидии на поддержку малого бизнеса. Вообще, у нас нет цели зарабатывать на чьем-то успехе: если у кого-то хорошо получается работать, он продвигает наш бренд — все, к нему никаких вопросов нет.
Как создать мобильную автомойку:
![]() |
1. Зарегистрировать юридическое лицо Включая услуги бухгалтера и все сопутствующие расходы — 30000 рублей. |
![]() |
2. Закупить первую партию моющего средства, одежды и других аксессуаров На одну точку — от 150000 рублей. |
![]() |
3. Изготовить рекламные материалы Буклеты для раздачи — около 10000 рублей. |