Главные выставки апреля Пушкинскому — сто лет, Ай Вей Вей, Дмитрий Гутов, Сергей Братков и другие важные события месяца
Художники и кураторы продолжают выбирать в начале каждого месяца лучшие выставки ближайших тридцати дней. В марте свой выбор сделал искусствовед и комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн.
Иосиф Бакштейн
Комиссар Московской биеннале современного искусства, директор им самим созданного Института проблем современного искусства, куратор огромного количества выставок в России и за ее пределами. В отличие от многих других теоретиков искусства не сидит в кабинете, а посещает большинство действующих выставок. По его собственным словам, «чтобы за всем следить».
Пушкинскому музею — 100 лет
«Только что поздравлял Ирину Александровну с 90-летием. Представляете, она всего на десять лет младше музея, который возглавляет последние пятьдесят лет. И когда начинаются разговоры про то, что вот, мол, нехорошо, что столько лет у руля главного музея страны один и тот же человек, мне хочется сказать — ну что вы такое говорите?! Это великая женщина — она все правильно делает!»
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, с 23 апреля до 1 июля. Подробнее читайте здесь
Ай Вэйвэй
«Ай Вэйвэй — наше все. Культовая фигура и очень харизматический художник. Тут все как-то совпало: личные его качества, творческие особенности, интерес к Китаю, время и то, что он постоянно находится в состоянии какой-то политической оппозиции. Семечки в Tate Modern, кстати, были очень и очень. Мы специально приглашали его на Московскую биеннале последнюю. Я узнавал его домашний телефон — и пару раз даже с ним разговаривал. Он говорил, что попробует вырваться, а у меня была такая странная иллюзия, что уж куда-куда, а в Россию его точно выпустят. Но не выпустили. Работы его мы искали в Европе — и нашли в Австрии, в одной из галерей. В Москве экспонировали его «Пекин: Второе кольцо».
Мультимедиа-арт-музей, с 20 апреля до 27 мая. Подробнее читайте здесь
Дмитрий Гутов
«Гутов очень изобретателен. Поскольку он искусствовед по образованию, то ему ничего не стоит сопоставлять современные художественные приемы с какими-то классическими образами. Вот и последняя его серия, благодаря которой он снискал популярность во всем мире, как раз об этом. Классические полотна, скажем, Рембрандта и Дерера, плюс силуэт из железных прутьев. Вы смотрите на объект и видите, что фигуры с узнаваемого классического произведения довольно четко прорисованы, но стоит чуть сместить угол зрения, как все вдруг начинает расползаться, возникает страшная каша, а все потому, что прутья железные выгнуты в разные стороны. Именно эту выставку — у Гельмана — я не видел. Но к самому Гутову отношусь с невероятным уважением. Он из поколения художников, состоявшихся в 1990-е. Очень мощное поколение и при этом малочисленное. Тот же Олег Кулик из их числа — то есть из числа тех, кто выжил и сумел что-то сделать. Все они заслуживают самых горячих похвал».
Галерея «М&Ю Гельман», до 20 апреля. Подробнее читайте здесь
Кохей Йосиюки
«Хорошая выставка — очень хорошая. Фотограф ходил по токийским паркам с фотоаппаратом, в который была вставлена суперсветочувствительная пленка, и фотографировал полураздетых людей. В 1960-е это вполне могло сойти за современное искусство — именно в такой радикальной форме. Хотя и тогда, и сейчас художнику с одной стороны, важно ориентироваться на какой-то историко-художественный контекст, а с другой стороны, постоянно с ним вступать в полемику. Чтобы вы понимали, о чем, собственно, я, скажу прямо: в Японии ситуация с современным искусством еще более сложная, чем в Китае. Я был там несколько раз — и даже выставку однажды там делал, — по-моему, это асболютно средневековое общество. Мне, к примеру, рассказывали, что каждая японка мечтает выйти замуж за европейца. Что касается японских мужчин, то их главный божок для поклонения — это компания, в которой они работают. То есть день складывается таким образом: мужчина уходит на работу где-то в шесть утра, после ужинает с сослуживцами, напивается до чертиков, приходит домой за полночь, падает, а утром вскакивает и убегает обратно. Так что фотографии эти по сей день могут быть сильным утешением для японок».
Мультимедиа-арт-музей, до 15 апреля. Подробнее читайте здесь
Анна Складманн
«Подающий надежды молодой фотограф — очень умная девочка. Ей не больше тридцати, фамилия у нее не немецкая, а именно еврейская. С фотоаппаратом у нее все в порядке — может человек позволить себе хорошую технику. Живет она в разных городах и странах, и в смысле тематики у нее все очень разнообразно. Однако есть сложившаяся индивидуальная манера, или то, что я называю, «оптикой взгляда»: люди, стены и все, что попадается ей под руку, в результате выглядит удивительно. Не знаю даже, как это сформулировать... Короче, очень она мне нравится».
ММСИ (на Гоголевском), до 22 апреля. Подробнее читайте здесь
Интервью «Афиши» с Анной Складман
Константин Коровин
«Коровин — это ключевая, культовая фигура всего русского искусства и просто очень хороший художник. Тут мои комментарии не требуются. Идите и смотрите».
Третьяковская галерея на Крымском Валу, c 29 марта до 12 августа. Подробнее читайте здесь
Ирина Дрозд
«Не видел выставку, но — слышал хорошие отзывы. От себя могу добавить, что Дрозд из тех художников, что состоялись в 2000-е годы. Я более-менее за этим слежу и знаю, что в прошлом десятилетии народилась целая плеяда, целое поколение, которое сегодня определяет лицо отечественной художественной культуры. Многие из них, не буду этого скрывать, учились в моем Институте проблем современного искусства. Если хотите знать, то за годы, что существует институт, мы выпустили 400 молодых художников, из которых где-то 150–180 остались в профессии. Мне кажется, это значительно. Понятно, что для Москвы это смешная цифра, но тем не менее. И ведь имена все известные — Ира Корина, Витя Алимпиев, Лена Ковылина, Аня Желудь… Но вот училась ли у нас Ирина Дрозд, я не помню».
Галерея Fine Art, c 30 марта до 30 апреля. Подробнее читайте здесь
Александр Слюсарев. Ретроспектива
«Нормальный серьезный художник. Конечно, это не то contemporary art, которое мы разумеем в нашем узкопрофессиональном понимании, но очень достойное и профессиональное искусство. Художник Слюсарев свободно владеет базовыми художественными навыками, а это сейчас почти редкость. При этом в ММСИ, понятно, происходят удивительные вещи — у Васи Церетели все сейчас выставляются. Мне как-то позвонил Зураб Константинович и сказал: «Мы тут с товарищами посовэтовались и рэшили, что вы достойны стать члэном-коррэспондентом Российской академии художеств».
Галерея искусств Зураба Церетели, до 13 мая. Подробнее читайте здесь
Алексей Беляев-Гинтовт
«Художник хороший, выставка спорная. Но, знаете, я к Беляеву очень хорошо отношусь. И очень против той несправедливой истории с премией Кандинского. Мне рассказывали, что у него после того была какая-то страшная депрессия, что он очень тяжело все это переживал. Да, я понимаю, золотые звезды во всю стену, может быть, — это не очень, но художника надо жалеть».
Галерея «Триумф», с 31 марта до 15 апреля. Подробнее читайте здесь
Интервью «Афиши» с Беляевым-Гинтовтом
Сергей Братков
«Братков, безусловно, человек очень талантливый. Что говорите? Слово «горько»?! Буквы на постаменте с восклицательным знаком в конце?! А вы знаете, мне нравится! Хороший проект. Какой-то уже ленд-арт получается».
Парк Горького, до 26 августа. Подробнее читайте здесь