Ответы. Елена Гагарина, директор Музеев Кремля
12 апреля 2001 года, в день 40-летия первого полета человека в космос, старшая дочь этого человека вдруг была назначена директором Музеев Московского Кремля. Сегодня Музеи Кремля празднуют 200-летие, и за празднествами проходит незаметным еще один юбилей, поскромнее, — 5 лет деятельности Е.Ю.Гагариной во главе параднейшего музея страны.
— Планы развития Музеев Кремля надолго простираются?
— Мы составили сейчас план до 2013 года.
— Что должно произойти в 2013 году?
— Ничего особенного. Думаю, к 2008-му… нет, к 2010 году мы должны сдать наш новый строящийся объект.
— «Объект» — это долгожданный выставочный зал?
— Там целый комплекс — реставрационные мастерские, фондохранилище. Памятники архитектуры, где это находится, мы бы освободили и отреставрировали. Что-то уже сделали. Открыли выставочный зал в Патриаршем дворце, закрыв там туалеты. Туалеты тоже надо построить, но проблемы с археологией. Давно этим занимаемся, и все, знаете, никак.
— А вот кто-то — не помню, кто именно, — говорил, что Кремль планируется сделать полностью публичным.
— Наверное, Кожин (глава Управления делами Президента. — Прим. ред.) говорил. С едой, с прогулками, да? Ну пока здесь резиденция президента, правила диктует Федеральная служба охраны. Сейчас на территории Кремля есть нельзя.
— Тогда можно обойтись и без туалетов.
— Но к нам публика идет, нехорошо, когда единственный туалет есть в Оружейной палате.
— Представим, что президент из Кремля выехал. Ведь всем было бы удобно: и президенту, и москвичам в пробках…
— Да, это нормально было бы.
— А сократилась бы посещаемость Кремля? Сколько ходят смотреть, «где президент живет», и сколько именно в музеи?
— Уверена, посещаемость бы только увеличилась.
— Как развиваться музею, который изначально — царская сокровищница? То есть очень специфическое, конкретное собрание? Как тут создавать новые коллекции?
— Мы сейчас формируем фонд авторского оружия. Начнем формировать фонд современного ювелирного искусства. Мне бы хотелось раз в два года делать международные ювелирные выставки — чтоб не магазин, а концептуальные вещи.
— Это вы как член совета Академии ювелирного искусства говорите?
— Нет, как директор музея.
— У вас первый юбилей, пять лет на директорском посту… Можно подводить какие-то итоги.
— Что вы! Юбилей — это ужасно, ресторанное такое слово. Можно подводить итоги, но не к юбилею, а так. Вот колокольню отреставрировали, осталось кое-что доделать, но это ерунда.
— Пять лет назад вы сразу объявили, что создадите здесь «свою команду». Безо всякого опыта администрирования?
— Небольшой опыт был. В ГМИИ я была заместителем заведующего отделом графики. Тоже памятник архитектуры, нужно ремонтировать, заниматься проводкой…
— Вы вошли в музейную элиту со скоростью, простите за сравнение, космической.
— Значит, были задатки.
— Кто для вас авторитет в нынешнем деле?
— Директор Лувра — господин Луаретт. Директор Метрополитен-музея — де Монтебелло. Пиотровский, разумеется.
— А Ирина Антонова, директор ГМИИ?
— Ирина Александровна очень авторитетный для меня человек. Пушкинский музей был вообще никаким, когда она пришла, а она сделала нормальный музей западного искусства, известный во всем мире, процветающий.
— Процветал когда-то…
— Знаете, мне бы не хотелось об этом. Давайте о хорошем. Вообще, кажется, я как-то неудовлетворительно отвечаю на ваши вопросы, вы на меня смотрите странно.
— Как же «странно», Елена Юрьевна! Вы ведь… Скажите, а этот слух известный, что шоколадку «Аленка» в вашу честь назвали, — это правда?
— Нет, конечно.