«Цена редакции определяется списком авторов, готовых с ней работать» Елена Нусинова о журнале Citizen K
Некоторое время назад на обложках Citizen K вместо привычных глянцевых героев появились журналисты Григорий Ревзин и Ольга Алленова, глава хосписа Нюта Федермессер и директор «Фаланстера» Борис Куприянов. «Афиша» поговорила с главным редактором Еленой Нусиновой о том, как глянцевый журнал превратился в собрание лучших текстов на русском.

— От Citizen K ощущение глянцевого журнала, который не стремится быть глянцевым. О чем заявляет прямо на обложке. Кстати, таких героев надолго хватит?
— На мой век хватит.
— Это на сколько?
— Это как бог даст. Такие обложки — проект, рассчитанный на год, а там посмотрим. Прожить этот год оказалось непростым делом. Что касается глянца-неглянца, то издание вполне может находиться вне этой оппозиции. У нас это давно продемонстрировал Esquire, а в мире — много кто еще. И, нет, герои наших обложек, несомненно, известны очень многим, особенно читателям «Коммерсанта». Нынешний Citizen K — абсолютно коммерсантовский в классическом понимании этого слова продукт. В известном смысле не менее новостной, чем газета. Просто выходит раз в месяц.
— Ну у Ревзина-то тексты про политику вполне себе.
— Нет, не про политику. И если ты имеешь в виду его тексты о митингах и ОМОНе, то и они не про политику. Другой вопрос — есть ли сегодня вообще политика.
— А что такое политика? Это довольно растяжимое понятие.
— Нет, политика — понятие вполне определенное, но российская находится в таком виде, что не оставляет места для трактовки. Можно или пытаться жить вовсе вне этой политики, или реагировать на нее непосредственно. Акции и митинги, ОМОН и «Оккупай» — это не политика, это реакция на ту политику, которая есть, это то, что происходит с обществом и людьми. Сейчас все это находится в том же поле, что и чтение, образование, медицина. «Нам нужна неполитическая повестка дня», — это как раз Ревзин еще прошлой осенью в «Ситизене» и написал. Мы хотели бы ее отчасти сформулировать, отчасти сформировать.
— Издания делятся на авторские и редакционные. Ваше ведь авторское?
— Авторское, да. Главная редакционная, редакторская роль в выборе авторов. Выбирая авторов, вы выбираете язык, на котором издание будет говорить с читателями. Вообще, я считаю, что цена редакции определяется списком авторов, готовых с ней работать.
— Вы как для себя объединяете тех людей, которые у вас на обложках?
— Это люди разных очень взглядов, занятий и целей. Разных — и прекрасных. Они и есть составители сегодняшней повестки дня.
«Мы в принудительном порядке знаем в лицо массу светских или государственных персонажей, от которых нам никакого проку»
— Нет в этом опасности замыкания на самих себя? Все ваши герои есть в фейсбуке, все друг у друга в друзьях.
— Это как раз размыкание. Вот и пусть их узнают те, кто еще не знал, — это по-настоящему важные и влиятельные люди. Мы в принудительном порядке знаем в лицо массу светских или государственных персонажей, от которых нам никакого проку. А герои наших обложек оказывают влияние на образ мыслей и действий очень большого числа людей, в том числе тех, кто их не видел.
— Не могу не спросить. Что увольнение Кудрявцева значит для «Коммерсанта»?
— Кудрявцев был автором всех новых проектов ИД. «Коммерсант» онлайн, радио, телевизор, журнал «Наука», редизайн «Огонька» и «Секрета фирмы» — все это сделано при нем. Ну и Citizen K. Что бы он ни говорил, он был во всех этих проектах не только директором, но и соредактором. Нам предстоит узнать, смогут ли они жить без него. А про «Коммерсант» в целом скажу как: мы работали двадцать лет и наработали больше, чем у нас можно отнять.
5 обложек и главных материалов Citizen K последнего времени